А перестройка все идет...

История: А перестройка все идет...

Автор: к. с-х. н. Алена АКИМОВА
Номер журнала: GM №1(216)2023
Фото: TASS

За почти два века своего существования Центральный Московский ипподром становился свидетелем всех важных исторических событий, с его трибун за бегом рысаков следили и Николай II, и Леонид Брежнев, и Владимир Путин. Ипподром пережил несколько реконструкций и сейчас вступает в очередную. Что из этого выйдет, пока не понятно, но мы не станем подливать масла в огонь дискуссии по этому поводу. Вместо этого предлагаем оглянуться назад, в прошлое, и вспомнить все уже выпадавшие на долю ЦМИ метаморфозы.
Московский ипподром был основан в 1834 году и стал первым специализированным рысистым ипподромом в мире. Однако история его начинается существенно раньше. Предтечей Центрального Московского ипподрома был деревянный павильон (беговая беседка), построенный на берегу Москвы-реки по велению графа Алексея Орлова-Чесменского. Страстный любитель лошадей, гениальный коннозаводчик, граф Орлов первым начал организовывать публичные бега. Сначала по голландскому образцу – зимой, по льду реки, а затем и в теплое время года, на Ходынском, или Донском, поле. Там же проводились и гладкие скачки. Действовавшие при Орлове скаковые правила мало чем отличались от английских, а участие в них принимали как выводные из Англии лошади, так и рожденные в российских заводах.
 
Пример Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского оказался заразительным. Заниматься коннозаводством начали многие дворяне. Одним из наиболее успешных коневладельцев и заводчиков XVIII–XIX веков был Федор Мосолов, почетный член Лебедянского скакового общества. Его лошади были частыми соперниками орловских «кровных скакунов».
 
После смерти Орлова в 1807 году ипподромное дело в Москве зачахло и практически сошло на нет. Кто знает, как бы сложилась дальнейшая история скачек и бегов в России, если бы в 1831 году Общество конской скаковой охоты не получило из казны землю на Ходынском поле под обустройство ипподрома. Работы проводились в рамках благоустройства тракта из Санкт-Петербурга в Москву, и выбранное место подходило для строительства как нельзя лучше. Первые скачки на новом кругу прошли в 1835 году.
 
За год до этого, в 1834 году было учреждено Императорское московское общество охотников конского бега. В том же году был построен первый рысистый ипподром – две параллельные прямые беговые дорожки длиной 250 сажен (533 м), а первые бега на месте современного Московского ипподрома прошли 1 августа 1834 года. Именно от этой даты и ведет свое летоисчисление первый рысистый ипподром мира.
Впрочем, монументальным здание трибун стало не сразу – первая постоянная беседка для зрителей появилась только три года спустя.
 
Довольно скромное здание конструктивно представляло собой два деревянных павильона, соединенных переходом. В это же время в нескольких километрах восточнее были построены трибуны скакового ипподрома, которые также были деревянными. По мере роста популярности ипподромного спорта трибуны обоих ипподромов несколько раз достраивались и модернизировались.
 
 
В 1876 году благодаря упорству коннозаводчика и секретаря Московского скакового общества Михаила Лазарева, настоявшего на необходимости модернизации всей системы, на скаковом ипподроме начал работу тотализатор, еще через год прием ставок появился и для рысистых бегов. Это событие стало судьбоносным – появление тотализатора позволило увеличить призовые суммы, а возможность выиграть деньги на скачках привлекала людей. Посетителей стало существенно больше, что потребовало реконструкции трибун.
В 1881 году специально к проведению Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая в 1882 году проходила недалеко от Пет­ровского путевого дворца, по проекту модного московского архитектора Дмитрия Чичагова на беговом ипподроме было построено двухэтажное деревянное здание с открытыми трибунами и императорской ложей.
 
В 1883 году произошло событие, вызвавшее бурный интерес московской публики к скачкам. Один из игроков тотализатора на скаковом ипподроме на 1 рубль, поставленный на победу чистокровного верхового жеребца Фогабала (Фонтеной – Ракета), принадлежавшего харьковскому коннозаводчику Ивану Ильенко, выиграл 1 319 руб­лей – фантастические деньги по тем временам, практически целое состояние. На следующий день об этом событии писали все газеты. Реакция москвичей оказалась предсказуемой – желающих испытать удачу и просто зрителей стало в разы больше, и реконструировать здания трибун обоих ипподромов нужно было срочно. Скаковой обновили сразу же, в том же году: изящный павильон в мавританском стиле был выполнен из дерева. Как и сейчас, в зимнее время скачки не проводились, поэтому такая облегченная конструкция была вполне оправдана. Кстати, поскольку организация скачек была полностью заимствована у британцев, покрытие скаковой дорожки в Москве было «по-английски» травяным вплоть до объединения ипподромов в 1930 году (подробнее об этом ниже), о чем свидетельствует множество архивных фото. Деревянные скаковые трибуны простояли почти полвека и в годы Гражданской войны даже пережили пожар, который, к счастью, был быстро потушен.
 
 
Реконструкция первая
 
А вот на рысистом ипподроме расширить трибуны быстро не получилось. Строительство новой «беговой беседки» велось пять лет – с 1889 по 1894 год. Авторами проекта выступили мастера московского модерна Иван Барютин и Семен Кулагин. В работе над новым зданием трибун Московского бегового ипподрома также принимал участие один из самых востребованных архитекторов конца XIX – начала XX века Роман Клейн, известный созданием здания Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и магазина «Мюр и Мерилиз» (впоследствии ЦУМ).
 
Новое каменное здание произвело впечатление на москвичей. Ансамбль главного входа с портиком венчали две квадриги, а остальное здание украшали четыре изящные башенки. Для удобства зрителей в здании ипподрома были обустроены просторные залы с кассами тотализатора, работали буфеты.
 
Газетная реклама тотализатора на скачках образца 1905 года
 
Центральная часть напоминала главный подъезд Парижской оперы. Через парадный вход на ипподром попадали действительные члены Императорского общества и их гости, а также судьи и, конечно же, члены императорской семьи. Именно в этой части здания находилась царская ложа, где у императора Николая II имелся рабочий кабинет, мебель из которого сохранилась до наших дней и сейчас хранится в Музее ЦМИ.
 
Реконструкция рысистого ипподрома обошлась Московскому беговому обществу в колоссальную сумму – более одного миллиона рублей. На эти деньги были построены трибуны, переоборудованы призовая и тренировочная дорожки, проведено благоустройство территории. Теперь вместо трех отдельных дорожек на рысистом ипподроме появился призовой круг – зам­кнутая дорожка эллипсовидной формы длинной 1,5 версты (1600 метров).
 
Главное здание Московского ипподрома с 1894 по 1949 год со стороны парадного входа. Ныне – вид с Третьего транспортного кольца (улица Беговая) 
 
Два ипподрома соседствовали в Москве вплоть до 1930 года. Вопрос об их объединении возник во время модернизации сети железнодорожного транспорта. Для строительства новых маневровых путей Белорусского вокзала потребовалась земля, и летний скаковой ипподром было решено объединить с рысистым. Для этого дорожки были перепланированы таким образом, что скаковой круг, который стал теперь песчаным, опоясывал рысистые – в точности так же, как и на современном Московском ипподроме. Реконструкция дорожек была завершена к 1931 году.
 
Вид на паддок, трибуны и травяную дорожку скакового ипподрома, начало ХХ века
 
Десять предвоенных лет оказались очень продуктивными. На Московский ипподром приезжали лучшие лошади страны, что позволило обновить несколько рекордов резвости для рысаков. Однако во второй половине 1940‑х многое пришлось начинать сначала. В годы Великой Отечественной войны ипподром не работал – лошади были эвакуированы сначала в Куйбышев (Самару), затем – в Свердловск (Екатеринбург), а многие работники ушли на фронт. На территории ипподрома в годы войны были размещены зенитные орудия, а в административном корпусе работал призывный пункт.
 
 
В 1944 году лошади вернулись на Московский ипподром. Для завсегдатаев это событие было сродни возвращению к мирной жизни – появилась надежда на скорое окончание войны.
 
К сожалению, здание трибун рысистого ипподрома, пережившее революцию, гражданскую и Великую Отечественную войны, до наших дней не дошло. В 1949 году в нем вспыхнул пожар, нанесший зданию очень большой урон. Сотрудникам ипподрома не удалось спасти архив, но удалось сохранить две реликвии – мебель из кабинета Николая II и судейский колокол, до сих пор исправно выполняющий свою функцию.
 
Павильон скакового ипподрома, который работал только в летний сезон, был деревянным 
 
Реконструкция вторая
 
Вопрос о перестройке Центрального Московского ипподрома был решен довольно быстро, реконструкция сильно пострадавшего здания началась в том же году. Работы поручили академику Ивану Жолтовскому – одному из крупнейших советских архитекторов, работавшему в стиле неоренессанс.
 
Реконструкция продолжалась шесть лет – с 1949 по 1955 гг. Архитектурному бюро Ивана Жолтовского удалось вписать в новое здание часть дореволюционного – в центральном подъезде, где расположены судейская, правительственная и директорская ложи, а также Музей ипподрома, сохранились системы сводов Монье – плоских арочных перекрытий по металлическим балкам. Эти конструктивные элементы использовались во второй половине XIX – начале XX века. Уже в 1920‑е годы своды Монье практически перестали использоваться. Кроме того, академику Жолтовскому удалось чрезвычайно органично вписать в архитектурный ансамбль ипподрома часть сохранившихся дореволюционных скульптур.
 
въезд на территорию рысистого ипподрома украшали «Диоскуры, укрощающие коней» – точные копии скульптур Петра Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Они сохранились и сейчас расположены на пересечении Беговой аллеи и Ленинградского проспекта
 
Новое здание получило два архитектурных акцента – изящ­ную башню и массивный портик с колоннами. Портик с треугольным фронтоном венчает уцелевшая в пожаре квадрига. От второго «экипажа» сохранились только лошади. Им также нашли применение при строительстве нового здания: две из них разместились на портике, по обоим краям, а две другие – у основания башни. В оформлении парадного входа в колонный зал здания трибун использовано множество прие­мов: скульптуры, горельефы, барельефы, колонны. В оформлении также широко использован растительный орнамент. Изящную башню, расположенную в левом крыле здания ипподрома, венчает флюгер с изображением одного из родоначальников орловской верховой породы – жеребца Ашонка.
 
 
Современное здание трибун и администрации ипподрома является памятником архитектуры XX века. Это – прекрасный образец стиля «триумф», или сталинского ампира. Крытые трибуны вмещают в себя 3 500 зрителей. Что касается дорожек, то они остались на прежнем месте – призовая рысистая длиной 1600 метров и две рабочие вписаны в скаковую (1800 метров).
 
Со второй половины 1950‑х годов на Московском ипподроме стали проводиться международные встречи конников, и ипподром стал, действительно, центральным. Сюда со всей страны начали приезжать лучшие лошади, работать на Московском ипподроме было чрезвычайно почетно. Существовавший на ЦМИ тотализатор позволял не только обеспечивать формирование призового фонда, но и финансировал расположенную рядом больницу имени С. П. Боткина, а в дни больших бегов и скачек трибуны бывали заполнены до отказа.
 
Кассы тотализатора 1957 г.
 
В 1964–1974 годах масштабной реконструкции подвергся конюшенный двор. Была перепланирована территория, построены новые конюшни. В 1973 году в эксплуатацию введен большой конноспортивный манеж, в котором разместилась школа верховой езды – легендарная ШВЕ при ЦМИ (сейчас в этом манеже располагается БМКК «Pradar»). В это же время велись работы по улучшению дорожек. В течение двух сезонов – 1971 и 1972 гг. проводилась модернизация скакового круга. В это время скачек на ЦМИ не было. В 1971 году призовая рысистая дорожка получила синтетическое покрытие.
 
Реконструкция манежа. Сейчас здесь расположен БМКК «PRADAR» (фото: БМКК «PRADAR»)
 
Трибуны в день розыгрыша призов 1968 г. 
 
Последняя капитальная реконструкция скакового круга проводилась в начале 1980‑х годов. В основание дорожки был уложен слой туфа – легкой, пористой, хорошо дренирующей горной породы, а сверху постелен песок. С тех пор серьезных работ со скаковым кругом не велось. Рысистому кругу повезло больше – в 2020 году была проведена полномасштабная ревизия призовой дорожки, исправлены недостатки бетонного основания и обновлено покрытие.
 
Занятие в учебной группе Школы верховой езды ЦМИ (середина 1980-х)
 
В 1990 году ипподромные испытания еще пользовались популярностью у москвичей 
 
В 1990‑х годах скачек на ЦМИ не было, а все скаковые лошади были рассредоточены между южными ипподромами. Чистокровные верховые лошади вернулись в Москву в 2000 году. Это событие было воспринято с воодушевлением. В первой половине 2000‑х отрасль испытала настоящий ренессанс: появлялись новые коневладельцы, формировались конные заводы, учреждались дорогостоящие призы. В 2011 году Президентом РФ был подписан указ № 1058 об учреждении ОАО «Российские ипподромы», объединившем более 40 предприятий отрасли – ипподромов и государственных заводских конюшен. Многие из них на поверку оказались «мертвыми душами» и впоследствии были упразднены, что часто вменяют в вину руководству «Росипподромов».
 
Привычный нам вид ипподром приобрел после реконструкции 1949–1955 гг. За 25 лет до этого к рысистому ипподрому был присоединен скаковой
 
Вопрос о необходимости реконструкции Центрального Московского ипподрома в последние годы поднимался несколько раз. И каждый раз возникал новый проект. Самый резонансный из них был представлен общественности в 2017 году. Согласно проектной документации, часть территории ЦМИ должна была быть передана под застройку. Проект, ожидаемо, вызвал бурю негодования как в среде конников, так и среди жителей района Беговой. В итоге реализован он так и не был. Но в 2021 году появилась информация о согласовании Президентом РФ идеи реконструкции Московского ипподрома, предложенной совместно министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым и мэром Москвы Сергеем Собяниным. В 2023 году Центральный Московский ипподром, все же, ждет перестройка. Это будет третья полномасштабная реконструкция за всю историю существования ипподрома на Ходынском поле.
 
 
Реконструкция третья
 
На сегодняшний день Центральный Московский ипподром занимает более 40 га земли всего в 10 км от Кремля. На территории ипподрома расположены 40 конюшен (в том числе – летних), в которых единовременно могут размещаться около 1000 голов лошадей.
 
Обычно в зимнее время на ЦМИ остаются рысаки, которые тренируются и выступают на московской дорожке круглый год, спортивные и частные лошади, содержащиеся в конюшнях ипподрома (так называемые «непрофильные лошади»), и небольшое поголовье скаковых лошадей. Основная часть чистокровных и арабских лошадей на время межсезонья перебирается на юг, где климатические условия позволяют тренироваться круглогодично. В связи с закрытием ЦМИ на реконструкцию, которая, по мнению руководства АО «Российские ипподромы» продлится три года, все поголовье лошадей должно сменить место дислокации. Первыми, сразу после окончания скакового сезона–2022, ипподром покинули скаковые лошади. Рысаки будут уезжать в несколько этапов.
 
 
Согласно имеющейся в открытом доступе Архитектурно-градостроительной концепции, Центральный Московский ипподром ждут реконструкция скаковой, призовой рысистой и рабочих дорожек, строительство подземных переходов под кругами, реконструкция конюшенного комплекса с оборудованием новых левад, строительство конноспортивного манежа (в дополнение к имеющемуся на территории БМКК «Прадар») и новой VIP-трибуны, а также, конечно, реставрация центрального здания. Впрочем, проект реконструкции еще не утвержден – его разработку обещают закончить весной 2023 года. Тогда же должны начаться строительные работы.
 
Фрагмент архитектурно-градостроительной концепции по реконструкции ЦМИ
 
Такое положение дел, вполне естественно, заставляет многих волноваться о судьбе ипподрома. Впрочем, в администрации АО «Росипподромы» конников успокаивают – изменение границ ипподрома не планируется, как не планируется и смена функционального наполнения территории. Чем же обернется реконструкция Центрального Московского ипподрома на практике – покажет время.