Автор: Александр ГАНУЛИЧ
Номер журнала: GM №3(205)2021
Фото: предоставлены Пожарно-спасательным центром Москвы
Лошади стоят в конюшне несколько часов в упряжи, внезапно прибегают люди и буквально за несколько секунд впрягают их в тяжелые повозки. Затем они на максимальной скорости несутся по городу, маневрируя по его улицам. Но, достигнув места назначения, вздохнуть с облегчением не получается – здесь вообще дышать не так-то просто из-за клубов дыма. Теперь работа этих лошадей заключается в том, чтобы спокойно стоять на месте столько, сколько потребуется. Рядом с огнем, дымом, грохотом и криками. Потому что это не просто лошади – они служат в пожарной охране.
Пожары на Руси всегда носили характер чудовищного стихийного бедствия, сравнимого только с наводнением или нашествием татаро-монгольской орды: внезапного, безжалостного, не оставляющего за собой ничего живого или ценного. Противопожарная охрана была задачей государственной важности – не удивительно, что регулярная противопожарная служба возникла в нашей стране раньше, чем регулярная армия. 30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович подписал указ, который назывался «Наказ о градском благочинии».
Указ вводил в действие систему мер, позволяющую локализовать пожары в Москве, быстро и эффективно произвести их тушение. Он впервые определил круг должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность. В случае возгорания они должны были «быть немедля на пожаре и огонь тушить». Указ определил для них и меры наказания за невыполнение противопожарных мер и неявку на тушение пожаров. «Черные и обычные люди» подвергались телесному наказанию, а о «служивых и всяких прочих» докладывалось Государю. Всем состоятельным людям предписывалось держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Дворы Москвы были распределены по округам, а списки ответственных за пожарную безопасность хранились в Земском приказе. Пожарную повинность несло гражданское население, выделяемое от всех домовладельцев города.
Быстро стало ясно, что пожарные службы должны быть дополнены средствами оперативного перемещения огнеборцев к месту возгорания. Уже через тридцать лет, при царе Федоре Алексеевиче, в Москве появились пожарные обозы с сотнями лошадей.
Еще один важный шаг к организации профессиональной пожарной службы был сделан в 1802 году при императоре Александре I, когда отказались от привлечения к ней гражданских лиц, заменив их на отставных солдат и солдат-рекрутов, не годных к военной службе. Пожарные части начали относиться к Министерству внутренних дел. ...
Продолжение читайте в GM №3(205)2021