Знакомьтесь: Gold Mustang!

Эксклюзив: Знакомьтесь: Gold Mustang!

Когда вы берете в руки журнал, что вы видите на обложке? Красивое фото, заголовки статей и название, рядом с которым всегда стоит номер. Если вы еще не поняли, на что мы намекаем, посмотрите прямо сейчас на обложку журнала, который держите в руках. Да, у нас юбилей! Много говорить о себе – не очень скромно, особенно, если тебя не просят. Но сегодня особенный случай, и, пожалуй, в одном из 200 номеров можно выйти за рамки традиционного контента, и написать о самих себе. Тем более, что нам совершенно не страшно «показать свое настоящее лицо». Наоборот, мы гордимся тем, что делаем, и любим свой журнал. А вот, кто мы, собственно, такие – сейчас и расскажем.
Елена Ершова – главный редактор и создатель журнала
 
(иллюстрация Анны ЗОЛОТОВОЙ @horse_illustration)
 
Начну с банального: лошадьми я болела с детства. До 8 класса занималась в маленькой конюшне «Урожай» за Люберцами. Там был прокат (за деньги) и учебная группа (бесплатная). Родители никогда в жизни бы не заплатили за мое увлечение, поэтому пришлось постараться, чтобы меня взяли в группу. У меня получилось. 
 
Мама и папа мечтали, чтобы я стала врачом. После школы поступила в медучилище, а потом несколько лет работала медсестрой. Лошади по-прежнему оставались в моей жизни, но отошли на второй план, олимпийскими высотами я не грезила. Дальше я отправилась не в медицинский институт, а на психологический факультет МГУ. Моей специализацией была клиническая психология. Это пограничная с медициной дисциплина, и на нее был самый огромный конкурс. Когда я об этом узнала, сразу поняла – мне туда, буду изучать «чекотил».
 
Студенческий проект
 
МГУ поменял мое сознание. Научил мыслить самостоятельно и анализировать, принимать смелые решения, разрывать шаблоны. Вокруг были интересные люди – что ни студент, то гений. Все мечтали сделать что-нибудь великое. Конечно, я должна была соответствовать!
 
Психология научила меня общаться с людьми. Любимой темой для меня всегда была психология восприятия – почему люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию. Впоследствии эти знания мне здорово пригодятся, например, когда я буду делать рекламные материалы. 
 
Никогда не забуду свою курсовую на тему «Национальные стереотипы». Изучая психотипы разных народов, я вывела для себя закономерность, что и любовь к лошадям у каждой нации своя. Лошади – это отражение национальной культуры: в каждой стране с традиционно развитым коневодством свои уникальные породы, свои виды спорта, национальные игры, свои традиции религиозных праздников, где особое место отведено лошадям. Все это заложено в психотипе нации, который формируется благодаря истории и географическому положению. Когда я стану много путешествовать, я пойму еще яснее, почему это так. Того, что есть у норвежцев и ирландцев, не может быть у итальянцев и испанцев. А лошади – это сусло, выжимка, срез культуры той или иной нации. 
 
На третьем курсе, в 1995 году, произошло то самое событие, которое можно уверенно назвать «судьбоносным». По программе студенческого обмена я впервые оказалась заграницей – проходила практику в Италии. Там в обычном киоске печати я впервые увидела полноцветный и красивый журнал о лошадях. Причем таких журналов было много. И тогда я поду­мала, что хочу сделать такой же в России. Мне тогда казалось, что в этом сложного – сделать журнал? Проще простого!
 
Тот самый журнал, увидев который в 1995 году в Италии, Елена ЕРШОВА решила сделать свой 
 
Встал принципиальный вопрос – как его назвать? Мне хотелось олицетворения свободы, в 1990-е в России вообще был такой тренд: железный занавес пал, мы дружим со всем миром, границы открыты, все граждане свободны! Так появился мустанг. Я зачитывалась Сэтоном-Томпсоном, поэтому мой мустанг – это не маленькая лохматая дикая лошадка, а прекрасный и стремительный иноходец, которого никому не догнать. Но нужен был эпитет для благозвучия. Первая версия «серебряный» – как-то слишком длинно. Значит, остается только «золотой»! «Золотой Мустанг». Я очень люблю это название. Если бы сегодня я создавала журнал о лошадях, назвала бы его точно так же.  
 
Рождение мустанга
 
Весь следующий год мы активно работали над воплощением идеи собственного журнала. Мы – это я и две мои подружки, тоже студентки МГУ: Майя Симонова – она училась на юридическом, и Настя Каминская – на биологическом. Настя была художницей, она разрабатывала наш первый логотип, нарисовала того самого мустанга. Чтобы понять, как происходит верстка, она устроилась работать в редакцию известного журнала про животных «Друг». Но надолго она не осталась в нашей команде. Всю основную работу мы проделали вместе с Майей.
 
Эскиз первого логотипа журнала «Золотой Мустанг». Автор Анастасия КАМИНСКАЯ
 
Во-первых, нам нужно было создать фирму – юридическое лицо, как бы мы сейчас сказали. Для того чтобы набрать денег для уставного капитала, мой папа даже продал гараж. Для нас, молоденьких студенток, это все было так непривычно, что мы сначала даже боялись зайти в банк, где открыли наш собственный счет.
 
Во-вторых, мы совершенно не понимали технологию производства печатного издания. Верстка, вывод пленок (было и такое когда-то), работа с типографиями. Чтобы вникнуть во все тонкости, мы устроились работать в редакцию рекламного журнала «Мир и дом». Мне было интересно производство – я тогда лично посетила множество типографий, изучая, как они работают, а Майя работала юристом, в том числе она подсмотрела там, как составляются рекламные договоры. 
 
За тот год я познакомилась и переобщалась с огромным количеством умных людей: с Аллой Михайловной Ползуновой, с Вадимом Алексеевичем Парфеновым, Алексеем Шторхом и многими другими. Еще, например, от редактора журнала «Экран» (соседка в доме моих родителей, с которой меня познакомил папа) я узнала, как наполнять номер, и что каждый выпуск – это почти как рождение ребенка. 
Но главная трудность, конечно, была в деньгах. Вопрос «На что?» быстро вышел на первый план, заслонив казавшийся более важным «О чем?». Сначала я рассматривала журнал как благородную миссию – донести до людей знания, а коммерческую составляющую воспринимала как что-то недостойное. И когда у меня спрашивали «А сколько стоит твой журнал? Какие расходы? Как ты собираешься на этом зарабатывать?», мне нечего было ответить, я об этом почти не задумывалась. Начались долгие и мучительные поиски спонсора. Производство первого номера стоило 7 тыс. долларов. Через издательство «Экрана» нам удалось выйти на Святослава Николаевича Федорова. Выдающийся офтальмолог, он не только создал центр «Микрохирургия глаза», в 1990-е он активно участвовал в политике, даже баллотировался в президенты на выборах 1996 года. А еще он был страстным любителем лошадей, и именно Федоров построил первый в нашей стране частный конный клуб.
 
Святослав Николаевич выслушал двух молодых авантюристок, с горящими глазами рассказывавших о создании нового конного журнала. Представляете, ему понравилась эта идея! Он сказал нам: «Делайте! Принесите мне готовый проект, и я вам его проспонсирую». Это был мощный стимул, и наш энтузиазм вырос в несколько раз. В общежитии у знакомых студентов-физиков МИФИ (у них были свои компьютеры) мы сверстали первый, демонстрационный, выпуск.
 
Расстановка приоритетов
 
Пилотный номер мы напечатали весной 1997 года. После опыта с Федоровым и компанией МАМ-ТД, которая стала нашим учредителем и тоже помогла с финансированием, я поняла, что никто просто так денег не даст. Главный источник дохода – это реклама, поэтому мы не могли себе позволить писать бесплатно о многом, что происходило тогда в конной сфере, даже если очень хотелось. Пришлось переступить через себя, зато уже на второй номер мы заработали самостоятельно. С ним, кстати, тоже была связана интересная история.
 
Пилотный номер «Золотого Мустанга»
 
«Золотой Мустанг» № 2 вышел в начале осени. Мы взяли пару десятков экземпляров (сколько смогли унести в руках) и отправились в Санкт-Петербург на этап Кубка мира Volvo по конкуру. Это был тогда самый крупный турнир, он проходил на арене дворца спорта «Юбилейный», и нам разрешили поторговать там, прямо на входе, нашими журналами. Все, что у нас было, закончилось ровно за три минуты продаж. Это был шок! Люди не ожидали увидеть яркий и красивый журнал о лошадях, поэтому накинулись на него, как на горячие пирожки. Трижды нам из Москвы в срочном порядке отправляли дополнительные партии тиража, которые полностью разошлись. Тогда мы неплохо заработали. Но самое главное – «Золотой Мустанг» получил признание! 
 
В 1999 году была попытка рейдерского захвата нашего журнала. Мы тогда печатали тираж в типографии, принадлежавшей компании из игорного бизнеса. Там же выпускался ее собственный журнал про казино. Видимо, в какой-то момент владельцы поняли, что наше дело интересное, прибыльное – есть рекламодатели. Решили аккуратно отжать наш журнал. Нам просто не стали отдавать очередной тираж, вместо этого потребовали: «Подписывайте договор – мы входим к вам в учредители!» Мы здорово перепугались! Спасла нас Елена Николаевна Батурина, президент ФКСР на тот момент. Звоню ей в приемную, меня соединяют: «Елена Николаевна, это Лена Ершова. У нас рейдерский захват». Она выслушала, спокойно сказала: «Не волнуйся», и положила трубку. Тираж нам привезли в редакцию в тот же день. 
Отношения с Батуриной у нас складывались довольно сложные, но с ее командой мы сотрудничали долго. Кстати, в какой-то момент от нее тоже поступило предложение о приобретении 25-процентной доли в собственности журнала. Это было очень аккуратно и ненавязчиво. Я была гордая и отказалась. Боялась, что Батурина будет пытаться влиять на контент, и думала про себя: «Не она открыла журнал, не она и будет его делать!» Сейчас я, конечно, считаю такие мысли самодурством и глупостью. А этот мой отказ – одна из очевидных ошибок. Елена Николаевна рассматривала журнал исключительно как коммерческий проект (как и свой знаменитый турнир Кубок мэра). Ей было интересно получать прибыль от нашего издания, и с ее помощью мы набили бы гораздо меньше шишек, гораздо быстрее стали бы профессионалами.
 
В начале 2000-х годов «Золотой Мустанг» не только активно освещал турниры, но и принимал участие в их организации
 
Журнал и федерация
 
Вообще, личность президента Федерации конного спорта всегда определяла эпоху не только в нашем конном спорте, но и в жизни журнала. Конечно, мы всегда старались тесно сотрудничать, и ключевые вехи в истории журнала связаны с руководителями федерации. Начиная с того момента, когда еще в пору подготовки первого номера мой папа привел меня за руку к своей университетской знакомой Елене Петушковой и сказал: «Лёля, привет. Это моя дочь. Хочет сделать журнал о лошадях. Ты можешь ей помочь?»
 
На наших глазах великая Петушкова передавала свой пост Батуриной. А в январе 2005 я наблюдала, как уже ей на смену пришел Геннадий Селезнев.
 
Мягкий, общительный и импозантный Селезнев был полной противоположностью грубоватой и закрытой Батуриной. И в отличие от своей предшественницы, сосредоточившей всю власть в своих крепких женских руках, Геннадий Николаевич принял другую стратегию. Он был, как своего рода планета, вокруг которой вращались спутники – каждый на своей орбите. Главных «спутников» было четыре: Дмитрий Титов, Владимир Макаров, Дмитрий Зеленин и Дмитрий Дейнеко.  
 
Хорошо помню свою первую встречу с Титовым, еще до того, как он стал президентом ФКСР. Я его очень боялась, он представлялся мне страшным и всемогущим банкиром (он был президентом АО «Всероссийский банк развития регионов»). Его первые слова не развеяли эти опасения. Он начал с того, что все про меня знает: где живу, сколько зарабатываю и в какой детский сад ходит моя дочь. Моим психологическим ответом на страх почему-то стала наглость, я стала ему дерзить! Мой монолог был в духе «Сейчас я тебе расскажу, что такое конный спорт, и куда ты вообще, мальчик, полез!» Неожиданно ему понравился этот тон! С Дмитрием Титовым мы очень много общались и сотрудничали впоследствии. Он меня учил, как вести бизнес, а я его знакомила со всеми игроками конноспортивной индустрии. 
Я уверена, что при президентстве Титова российский конный спорт достиг своего высочайшего расцвета. Для журнала это тоже было благодатное время. Например, мы участвовали в большой партнерской программе ФКСР – с 2008 по 2010 год «Золотой Мустанг» бесплатно рассылался всем членам федерации. Политика Сергея Маслова кардинально отличалась от той, которую проводил Титов. Журнал лишился привычного крупного контракта и снова был вынужден активно искать новых рекламодателей.
 
Сегодняшняя Федерация конного спорта России напоминает мне ту модель, которая была при Геннадии Селезневе. У нас снова есть крупная планета, которая с каждым годом выходит на все новые и новые орбиты, правда спутники вокруг нее то и дело сталкиваются друг с другом. А пыль, которая образуется от этих взрывов, застилает многим глаза и не дает разглядеть, куда же движется наша планета.
 
Почему и зачем
 
Сейчас, наверное, мне уже никто не поверит, но термин «конная индустрия» придумала я. Он сначала сильно резал мне слух, но быстро и прочно прижился. Мне всегда было важно смотреть на все, что происходит вокруг лошадей, как на бизнес, на индустрию. В какой-то момент наш контент был намеренно сориентирован именно в сторону аналитики и «индустрийности». После нас появилось много журналов, которые прочно заняли нишу практической информации, прикладного контента для простых конников. Их месседж был: «Мы расскажем вам, как…». Я же поставила вопрос по-другому: «Мы расскажем вам, почему и зачем…».  
 
У меня нет любимой дисциплины и направления. Выездка, конкур, драйвинг, выставки, шоу, разведение, ветеринария, бега, скачки – я люблю все. Люблю лошадь, какая она есть, ее связь с человеком, а если еще глубже, то и с культурой. Мне важны именно эти связи. Они и есть – индустрия. Я делаю такой журнал, который мне интересно почитать, и сама взрослею вместе с ним. Интересы меняются, поэтому и журнал меняется. Например, в прошлом номере мы писали про королеву Нидерландов Максиму. С чего бы? Просто весь локдаун я провела в Голландии, подружилась с этой страной и узнала шикарную историю ее королевы.
 
Есть одна очень крепкая студенческая истина: «сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя». Так вот, моя «зачетка» уже давно работает на меня. Та команда, которая образовалась у нас примерно 8 лет назад, обеспечила мне хороший тыл. Я больше не связана страхом, что в рутинной работе могу что-то упустить. Я точно знаю, что моя команда, состоящая из молодых, энергичных и профессиональных людей, сделает журнал лучше меня. 
 
Я очень горжусь своей редакцией. Но, кроме того, многие люди, которые работали в «Золотом Мустанге», уходили с чувством благодарности. Мы можем продолжать общаться, дружить и обсуждать все, что угодно. Даже если формально являемся конкурентами в конной медиасфере. 
 
Могу точно сказать, что люди из нашего профессионального круга очень интересные! Они и меня делают интереснее. Я безумно благодарна «Золотому Мустангу» за то, что приобрела много друзей и знакомых, которые появились в моей жизни благодаря журналу. Со многими общение начиналось как деловое, они были, например, рекламодателями, а сейчас мы искренне дружим и, встречаясь, проводим время с удовольствием. Правда, есть и обратная сторона: журнал настолько сильно поглотил все мое общение, что если взять мою толстенную записную книжку и убрать оттуда все контакты не по работе, останется буквально три-четыре человека.
 
Есть и еще одно «побочное действие» в моей работе – исчез тот трепет, который когда-то вызывали у меня лошади. Сейчас я смотрю на них всегда в профессиональном контексте: что это за лошадь, кто владелец, кто заводчик, сколько она стоит, где выступает… За всем этим самой лошади-то и не осталось. Той, с большими глазами, мягким носом и теплым дыханием. Но осталась память о ней, которую я так бережно храню. Может быть, позже это чувство вернется. Не знаю.
 
Зато я очень нежно и искренне люблю своего «золотого мустанга». В 200-й раз он мчится навстречу к вам, своим читателям. И, конечно, впереди у нас с вами еще много всего интересного!
 
Об остальных сотрудниках редакции читайте в GM №6(200)2020
199 выпусков «Золотого Мустанга»