В Москве подходит к завершению ежегодный Международный семинар судей по выездке - мероприятие FEI, впервые в этом году прошедшее на территории Российской Федерации. О своих впечатлениях от прошедшего мероприятия и вопросов, которые обсуждались в ходе семинара, рассказывает Ирина Макнами, судья по выездке уровня 5*.
Ирина, расскажите, кто посетил Международный семинар судей по выездке в Москве?
На такой семинар стандартно приезжают все судьи уровня 5* и представители Международной федерации конного спорта. В этом году была уникальная участница - Беттина Де Рэм, занимающая сразу несколько должностей - директора департаментов FEI по выездке, пара-выездке, рейнингу и вольтижировке. Также приехали директор департамента образования FEI Френк Спадингер и генеральный судья Стивен Кларк и Ханс Кристиан Маттисон – руководитель международного клуба официальных лиц.
Какие вопросы обсуждались на семинаре?
Во-первых, выход на пенсию. В Европе считается дискриминацией, если кого-то увольняют с работы из-за возраста. Сейчас перед FEI стоит проблема: вышедший на пенсию 70-летний судья (или 72-летний, если речь идет о судье уровня 5*) может подать на Федерацию в суд. В то же время, работа судьи требует хорошей физической формы, в частности, острого зрения, ясной головы. Поэтому сейчас внесли предложение вместо выхода на пенсию ввести ежегодный тест на состояние здоровья, причем он будет проводиться для судей всех возрастов. Это будет онлайн-тест на 2-3 часа, с помощью которого проверят знание правил, скорость реакции и т. д. У нас есть судьи с невероятным опытом и багажом знаний, живые легенды вроде Дитера Шуле или Мариэт Витагес, и такая система позволит им остаться в судействе. Более того, данный экзамен в случае желания позволит вернуться назад тем, кто уже вышел пенсию — нужно будет только пройти этот тест.
Каким еще темам уделили внимание?
Еще широко обсуждался вопрос предвзятого судейства. Предвзятость бывает разная: можно засудить спортсмена по национальному признаку, но бывают случаи, когда предвзятость сложно контролировать. Например, тех, кто выступает первыми, обычно судят строже, чем пары, идущие последними. Также бывает, что оглядываются на репутацию: кто-то говорил об этом всаднике плохо, обвинял в грубом обращении с лошадьми, и судья уже на подсознательном уровне не захочет ставить ему высокую отметку. Или, например, японские спортсмены, от которых не ждут каких-то заоблачных результатов, хотя в Японию сейчас уехало очень много хороших, сильных лошадей. С таким подходом обязательно нужно бороться и я надеюсь, что в итоге нам удастся свести предвзятость к минимуму.
Также обсуждали нововведения в правилах, которых было достаточно много, и новую систему судейства Кюров. В прошлом году мы столкнулись с тем, что некоторые всадники составляли схему таким хитрым образом, что изначально имели 150 процентов, и даже допустив пару ошибок, получали 10-ку за сложность. И ничего нельзя было поменять, потому что все внесено в систему на компьютере. В итоге разница, когда судишь с системой или без нее, получалась колоссальная, на 15-20 баллов. Поэтому мы искали варианты, как можно поменять коэффициенты, чтобы избежать подобного несоответствия.
В СМИ немало дискуссий вызвала сокращенная схема Большого приза, которую уже опробовали этой зимой на конном шоу в Олимпии. На семинаре эту тему обсуждали тоже?
Да, этому вопросу также уделили внимание. Скорее всего, мы проведем тестирование, собрав несколько схем Большого приза на каком-то турнире, чтобы всадники могли проехать и сами выбрать, какой вариант им предпочтительнее. Сейчас многие думают, что сокращенная схема может помочь привлечь большее число зрителей: то время, которое всадник экономит на самой езде, он может потратить на интервью. Все те чувства и эмоции, которыми он делится с публикой, очень ценны, они помогают привлечь к конному спорту большее число людей. При этом публику привлекают звезды, а это значит, что нужно делать больше звезд — как из людей, так и из лошадей. Для того, чтобы посмотреть на живое выступление своего кумира — Валегро, например, или еще какой знаменитости — люди приезжают из других стран.
Как Вы оцениваете сам уровень организации мероприятия?
Все было просто идеально. Помимо самого семинара для гостей подготовили насыщенную развлекательную программу. Они ходили в Кремль, Оружейную Палату, парк "Зарядье", остались в полном восторге от полета над Москвой. Для судей ведь вся жизнь – это посещение конных клубов. И это последнее, чем хочется заниматься во время таких семинаров (смеется - прим.ред.). У нас был очень плотный график, дебаты шли с 9 утра и до 5 вечера, времени оставалось только на ужин, поэтому воскресенье решили сделать туристическим днем. Огромное спасибо Марине Владимировне Сечиной и нашей Федерации за то, что так серьезно отнеслись к нашему мероприятию!