В саду Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина есть стеклянное здание - Батальная мастерская, построенная 1897 году по указу П.О. Ковалевского, в которой заранее уже была спроектирована конюшня для лошадей-моделей, или лошадей-натурщиц, как их ещё называют.
С тех пор сложилась традиция держать при Академии лошадей в качестве натурщиков. Сейчас там 4 верховых лошади разного типа и несколько пони.
Светло-серая Капризница, или по-домашнему Чуня, - самая опытная натурщица среди лошадей: в Академии с середины 90-х. Лошадь для того, чтобы угодить студентам-художникам, должна быть спокойной, однако стоять, как мраморный памятник, ей вовсе необязтельно. В этом и состоит весь интерес работы с такими моделями - лошадь живая, постоянно двигается, студенты лепят или рисуют её в динамике.
Когда позирует человек, даже если он чуть-чуть подвинулся, шея осталась все равно "цилиндром", как говорят студенты. С лошадьми всё иначе - малейшее движение и меняется все кардинально! Поэтому рисовать лошадей по памяти практически невозможно - надо досконально знать анатомию, пропорции.
На полотнах нынешних студентов в основном портреты и постановки. Поэтому к лошадям-натурщикам есть художественные требования: во-первых, они должны быть разные - светлые и темные, высокие и низкие, округлые и поджарые. А во-вторых, конечно же, покладистые.
2012 г. Постановки с лошадьми: Чуня (Капризница), мастерская Петрова А.П.
Чуня на пленэре, октябрь 2011г.
Кратность (Тася) в Батальной мастерской на постановке.