Правда ли, что лошади – «расходный материал» в процессе съемок кино? Кто несет ответственность на площадке, если что-то пошло не так? На что готов пойти режиссер ради эффектного кадра? И наконец, тяжела ли на самом деле жизнь каскадерской лошади? Что правда, а что – нет, мы спросили у эксперта, который занимается этим ремеслом уже 20 лет.
Наталья Петрусинская – конный и универсальный каскадер, член гильдии каскадеров, двукратная чемпионка России по джигитовке среди девушек.
Тонкости мастерства
Расскажите о подходе к работе с лошадьми у современных каскадеров?
Все трюки выполняются максимально безопасно. Лошадей долго обучают и тренируют. В том числе и подсечки (падение лошади вместе со всадником в движении – прим. ред.) – их отрабатывают максимально четко, чтобы лошади потом могли снова их выполнять. Сейчас приоритет в работе на съемках – снижение к минимуму травматизма как лошадей, так и каскадеров. Что я имею в виду? Специальная подготовленная, безопасная площадка. И безупречная техника выполнения трюка: для безопасной подсечки каскадер как бы «группирует» лошадь – поворачивает голову, в нужный момент тянет штрабат так, чтобы лошадь перевернулась через правильный бок, ничего не повредив себе. Всё это безопасно.
Насколько в кинематографе сегодня вообще актуальна работа конных каскадеров? Зачем подвергать лошадей риску, даже если они подготовленные?
Опасные трюки, конечно, лучше нарисовать с помощью современных технологий. Но для наглядности картинки режиссеры требуют, чтобы был сделан именно трюк - вживую. Если это безопасно, то почему нет? Например, свеча или завал со свечи – выглядит страшно, но при правильном исполнении никто не травмируется.
Чем отличается тренинг каскадерских лошадей от тренинга спортивных?
У нас работа больше основана на дрессуре, как при подготовке к конным шоу. По сути, на съемках мы выполняем те же трюки, что и во время шоу, просто снятые с удачного ракурса.
Как каскадеры попадают на площадку?
Как правило, по знакомству или рекомендации: с кем уже был опыт работы, тех обычно и зовут. Режиссер приглашает постановщика трюков, который уже, в свою очередь, сам набирает команду каскадеров. С ними он работает постоянно и знает, кто что умеет.
Кто отвечает за проведение таких съемок?
Постановщик трюков несет полную ответственность за безопасность на площадке. За жизнь и здоровье каскадеров, животных, членов съемочной группы и сохранность оборудования. Он должен расставить всех так, чтобы никто не пострадал.
Есть ли нормы и правила, по которым работают постановщики трюков и каскадеры?
К сожалению, пока у нас в стране такого нет. Надеюсь, что появятся в будущем. Ветеринарные врачи у нас тоже далеко не всегда присутствуют на съемках. Знаю, что за рубежом съемки с животными всегда контролируют специальные комиссии, которые следят за здоровьем и благополучием животных. Там требования: если в кадре показывается завал или подсечка, то должно быть видно, что лошадь после падения самостоятельно встает. У нас такого нет, и если мы тоже к этому когда-нибудь придем, будет замечательно.
Как на площадке понять, что после выполнения трюков с лошадью все в порядке?
Во-первых, лошадь должна самостоятельно встать и не хромать. К тому же, конечно, мы всегда смотрим на лошадь в целом – как она себя чувствует: провести, ощупать конечности – не реагирует ли где-то. Обязательно следим за состоянием лошади, и если с ней что-то не так, то на новый дубль ее никто не даст.
Сколько обычно снимают дублей?
Один, максимум – два. Подсечку всегда стараются снять с одного дубля. Это всегда сложные съемки – в кадре все остальное должно быть идеально, все должны быть на своих местах и делать все правильно, чтобы не пришлось переснимать. Второй раз конь может уже просто не пойти на подсечку. Такое тоже бывает. А случается, что в итоге сложный в производстве кадр вообще не попадает в финальный монтаж – по разным причинам.
Есть довольно распространенное мнение: «Люди-каскадеры идут на риск сознательно. А животных подвергают опасности, не спрашивая их согласия». Как вы решаете для себя эту морально-этическую дилемму?
Как правило, каскадер привозит на съемки собственных лошадей и, конечно, он не даст ее в обиду и позаботится о безопасности. И уж тем более не будет специально вредить ее здоровью. Лошади – это наши боевые товарищи, мы их любим, заботимся, обеспечиваем максимальный уход. Зачем вообще это делается? Потому что продюсер и режиссер хотят красивый, эффектный и выразительный кадр. А мы можем его обеспечить.
Доводилось ли видеть трагические случаи на съемках?
Сама, к счастью, не видела. Вообще, на самом деле, травмы случаются крайне редко.
Четвероногие артисты
Расскажите про ваших лошадей.
Они тоже снимаются в трюках. В фильме «Анна Каренина» была знаменитая сцена скачек, где лошади падают. Там снимался мой конь. Я была лично знакома с человеком, который выполнял подсечки. Все было выполнено профессионально и хорошо – конь после падения сразу вскочил, побежал и нормально себя чувствовал. При этом он выполнил две подсечки в один день! Всё было безопасно.
Накладывает ли такая работа отпечаток на психику лошади? Доверяет ли она человеку после подсечек?
По крайней мере, мой конь остается добронравным, послушным, ориентированным на человека – даже после подсечек. Видимо, он не связывает свое падение с действиями человека – возможно, думает, что он упал случайно. Мне кажется, после подсечки лошадь испытывает чувство удивления и недоумения. По существу, ничего страшного-то не происходит – вскочил и побежал. Бывает, что лошади могут поскользнуться и упасть без всяких травм, бегая в леваде. Не думаю, что они от этого как-то особенно страдают.
Какой должна быть каскадерская лошадь?
Мускулистой, не очень высокого роста, с короткой, низко поставленной шеей, послушной, отзывчивой, с хорошей психикой, спокойно реагировать на раздражители.
Самые распространенные трюки, которым мы их обучаем: свечка, завал, подсечка, волочение человека. Для всего этого, конечно, лошадь должна обладать спокойной и уравновешенной психикой. Большинству можно научить уже за год при условии, что это взрослая, заезженная лошадь, умеющая работать с человеком.
Сколько может продолжаться карьера каскадерской лошади?
При хорошем уходе 10-15 лет.
Если сравнить нагрузки спортивных и каскадерских лошадей, кажется, каскадерским приходится даже попроще…
Да, соглашусь. У спортивных – тренировки каждый день, на турнирах большие нагрузки. Каскадерские могут позволить себе отдохнуть и готовиться уже непосредственно перед съемками к конкретному трюку. Мы, конечно, работаем ежедневно, но высокие, близкие к спортивным, нагрузки они почти не несут. Сами трюки бывают физически тяжелыми, но это всегда разовое, кратковременное воздействие. А потом можно долго отдыхать.
Съемки – это стресс для лошади?
Мне кажется, да. Однако если сравнивать со спортивными соревнованиями – там тоже стресс, но еще и сопряженный с физическими нагрузками. На съемках, мне кажется, лошадям легче. Здесь скорее больше внешних раздражителей: камеры, большое количество людей, крики, шумы, взрывы. Нагрузки – скорее психологические.
Меняется ли лошадь с возрастом от такой работы?
Я бы сказала, работа идет ей на пользу: обилие раздражителей укрепляет психику. В результате получается конь бесстрашный, доверяющий хозяину, готовый абсолютно ко всему. И всаднику с ним комфортно – никакой шуршащий пакетик или выскочившая из-за поворота машина его точно не напугают.
А можно предположить, что лошадям нравится сниматься?
Мне кажется, что-то им действительно нравится. Например, лихая проскачка или что-то в воде – кто-то явно не прочь поплавать. Для лошади тоже бывает интересно побывать в разных местах, поучаствовать в разных задачах.
Люди на кураже
Что вас привлекает в этой профессии?
Нравится новизна – всегда новые задачи в работе, ведь двух одинаковых сцен не бывает. Конечно, есть еще и элемент творчества – ты получаешь задачу, а потом сам думаешь, как лучше исполнить тот или иной трюк, как к нему готовиться. Это тоже очень интересно! Плюс – часто встречаешь на площадке настоящих звезд!
Вы чувствуете, что ваша профессия опасная?
Да. Конечно, когда делаешь трюк, думаешь не об опасности, а о работе. Но когда смотришь на экране, понимаешь – это смотрится очень опасно. Большое удовлетворение от работы получаешь, когда понимаешь, что сделал что-то безопасно, но смотрится это круто и красиво. Собственно, в этом же и состоит работа каскадера.
Как может проявить себя конный каскадер за пределами площадки?
Участие в конных шоу!
Как и где можно научиться этой профессии?
Для начала надо просто научиться ездить верхом – в любой конноспортивной школе. А потом попроситься к постановщику конных трюков, чтобы его научили. Но новичков, скажу честно, берут неохотно. Не хочется брать на себя лишнюю ответственность, к тому же нет гарантий, что получив навыки, человек продолжит работать по этой профессии. Конные каскадеры – это узкое и довольно закрытое сообщество.
Что движет людьми, когда они берутся за опасные трюки?
Прежде всего – желание преодолеть самого себя, сделать что-то яркое, красивое. Это синтез мастерства и куража!
Как вы думаете, какие перспективы у профессии в будущем? Заменят ли когда-нибудь каскадеров новые технологии?
Живую картинку все равно полностью не отменят никогда. Но требования к безопасности, думаю, будут только повышаться. Жесткие сцены пускай рисуют на компьютере.