Жизнь ради трюка. Правда и мифы о каскадерских лошадях

Новости: Жизнь ради трюка. Правда и мифы о каскадерских лошадях

Правда ли, что лошади – «расходный материал» в процессе съемок кино? Кто несет ответственность на площадке, если что-то пошло не так? На что готов пойти режиссер ради эффектного кадра? И наконец, тяжела ли на самом деле жизнь каскадерской лошади? Что правда, а что – нет, мы спросили у эксперта, который занимается этим ремеслом уже 20 лет.

Наталья Петрусинская – конный и универсальный каскадер, член гильдии каскадеров, двукратная чемпионка России по джигитовке среди девушек.

Тонкости мастерства

Расскажите о подходе к работе с лошадьми у современных каскадеров?

Все трюки выполняются максимально безопасно. Лошадей долго обучают и тренируют. В том числе и подсечки (падение лошади вместе со всадником в движении – прим. ред.) – их отрабатывают максимально четко, чтобы лошади потом могли снова их выполнять. Сейчас приоритет в работе на съемках – снижение к минимуму травматизма как лошадей, так и каскадеров. Что я имею в виду? Специальная подготовленная, безопасная площадка. И безупречная техника выполнения трюка: для безопасной подсечки каскадер как бы «группирует» лошадь – поворачивает голову, в нужный момент тянет штрабат так, чтобы лошадь перевернулась через правильный бок, ничего не повредив себе. Всё это безопасно.

 

Насколько в кинематографе сегодня вообще актуальна работа конных каскадеров? Зачем подвергать лошадей риску, даже если они подготовленные?

Опасные трюки, конечно, лучше нарисовать с помощью современных технологий. Но для наглядности картинки режиссеры требуют, чтобы был сделан именно трюк - вживую. Если это безопасно, то почему нет? Например, свеча или завал со свечи – выглядит страшно, но при правильном исполнении никто не травмируется.

Чем отличается тренинг каскадерских лошадей от тренинга спортивных?

У нас работа больше основана на дрессуре, как при подготовке к конным шоу. По сути, на съемках мы выполняем те же трюки, что и во время шоу, просто снятые с удачного ракурса.

Как каскадеры попадают на площадку?

Как правило, по знакомству или рекомендации: с кем уже был опыт работы, тех обычно и зовут. Режиссер приглашает постановщика трюков, который уже, в свою очередь, сам набирает команду каскадеров. С ними он работает постоянно и знает, кто что умеет.

Кто отвечает за проведение таких съемок?

Постановщик трюков несет полную ответственность за безопасность на площадке. За жизнь и здоровье каскадеров, животных, членов съемочной группы и сохранность оборудования. Он должен расставить всех так, чтобы никто не пострадал.

Есть ли нормы и правила, по которым работают постановщики трюков и каскадеры?

К сожалению, пока у нас в стране такого нет. Надеюсь, что появятся в будущем. Ветеринарные врачи у нас тоже далеко не всегда присутствуют на съемках. Знаю, что за рубежом съемки с животными всегда контролируют специальные комиссии, которые следят за здоровьем и благополучием животных. Там требования: если в кадре показывается завал или подсечка, то должно быть видно, что лошадь после падения самостоятельно встает. У нас такого нет, и если мы тоже к этому когда-нибудь придем, будет замечательно.

Как на площадке понять, что после выполнения трюков с лошадью все в порядке?

Во-первых, лошадь должна самостоятельно встать и не хромать. К тому же, конечно, мы всегда смотрим на лошадь в целом – как она себя чувствует: провести, ощупать конечности – не реагирует ли где-то. Обязательно следим за состоянием лошади, и если с ней что-то не так, то на новый дубль ее никто не даст.

Сколько обычно снимают дублей?

Один, максимум – два. Подсечку всегда стараются снять с одного дубля. Это всегда сложные съемки – в кадре все остальное должно быть идеально, все должны быть на своих местах и делать все правильно, чтобы не пришлось переснимать. Второй раз конь может уже просто не пойти на подсечку. Такое тоже бывает. А случается, что в итоге сложный в производстве кадр вообще не попадает в финальный монтаж – по разным причинам.

Есть довольно распространенное мнение: «Люди-каскадеры идут на риск сознательно. А животных подвергают опасности, не спрашивая их согласия». Как вы решаете для себя эту морально-этическую дилемму?

Как правило, каскадер привозит на съемки собственных лошадей и, конечно, он не даст ее в обиду и позаботится о безопасности. И уж тем более не будет специально вредить ее здоровью. Лошади – это наши боевые товарищи, мы их любим, заботимся, обеспечиваем максимальный уход. Зачем вообще это делается? Потому что продюсер и режиссер хотят красивый, эффектный и выразительный кадр. А мы можем его обеспечить.

Доводилось ли видеть трагические случаи на съемках?

Сама, к счастью, не видела. Вообще, на самом деле, травмы случаются крайне редко.