Представьте себя на месте американского заводчика, который подобрал для своей классной матки топ-жеребца из Европы. Вы ждете, чем закончится жеребость, и вот жеребенок появляется на свет.
Техасская аномалия
Радости нет предела – жеребчик выглядит жизнеспособным, имеет хороший сосательный рефлекс, разве что бабки мягковаты, но у жеребят это не редкость. Но тут Мэри Наталл обратила внимание на то, что «когда жеребенок пытался встать, то кожа задней поверхности его путовых суставов касалась соломенной подстилки, и на месте соприкосновения возникала рана». Опытный тренер и заводчик, переехавшая в Техас из Великобритании в 2000 году, она решила обратиться к ветврачу, потом к другому, затем – в колледж ветеринарной медицины Техасского университета.
«Многие параметры жизнедеятельности жеребчика были нормальными – дыхание, температура, но в заключении эксперт отметил, что у жеребенка много повреждений кожи – ссадины на всех четырех путовых суставах, температура ног пониженная, копытный венчик и слизистые оболочки, напротив, имеют повышенную температуру, склера повреждена, недоразвиты хрящи в ушах и носу – вспоминает Мэри. – Кожа его начала просто расползаться в руках, и пришлось прибегнуть к усыплению – единственному выходу для таких животных, как я узнала».
Когда провели генетические тесты стало понятно, что кожа, которая рассыпается в руках, – это Warmblood Fragile Foal Syndrome.
Ветеринар проводит диагностику клинических признаков на наличие HERDA
Кожные симптомы
У человека заболевание, ведущее к повышенной гибкости суставов и анормальной травмируемости кожи, было впервые описано в 1892 году, название «Синдром Элерса-Данлоса» (EDS) было предложено в 1934 году. Этот синдром вызывает несколько мутаций, поэтому проявления были классифицированы на несколько типов – в зависимости от степени влияния на кровеносные сосуды, внутренние органы, способности к заживлению ран, репродуктивных способностей, типичных для того или иного вида повреждений кожи. Например VI тип – соединительнотканная дисплазия вследствие недостаточного развития коллагеновых структур. Похожие синдромы зафиксированы у кошек, собак, кроликов, коров, овец. У лошадей аномалии по типу синдрома Элерса-Данлоса описывались в тяжеловозных, полукровных, арабских и чистокровных верховых популяциях, причем и в неонатальном, и в ювенальном периодах, и во взрослом состоянии.
Ученые и ветеринары уже имели определенный опыт: одна из разновидностей EDS – генетическая дермальная астения лошадей HERDA (hereditary equine regional dermal asthenia) – была уже известна. Мутация в гене cyclophilin B была обнаружена в 2007 году. Оказалось, что носителем ее был один из популярных производителей породы квотерхорс – Поко Буэно. В результате мутантный локус был широко распространен в породе – его получили 28 % лошадей. Но затем было введено обязательное тестирование жеребцов на носительство мутации и начался контроль над его распространением. Не допуская спаривания двух носителей между собой либо используя на нетестированных кобылах только заведомо «чистых» жеребцов, удалось практически исключить появление жеребят с HERDA.
Заболевание |
WFFS |
HERDA |
EDS
|
Породы |
Полукровные |
Квотерхорс
(линия Пако Буэно)
|
Полукровные, квотерхорсы, тяжеловозы, арабы, чкв |
Ген |
PLOD1: (LH1: лизил-гидролаза 1) |
PPIB:
(Циклофилин B)
|
Неизвестно |
Возраст |
Чаще всего неонатально |
Чаще у лошадей старшего возраста, но возможно и в неонатальном периоде |
В любом |
Тип наследования |
Аутосомно-рецессивный |
Аутосомно-рецессивный |
Неизвестно |
Генетический тест |
Да |
Да |
Нет |
Распространение мутации |
До 11,11 % клинически здоровых полукровных взрослых лошадей
|
До 28,3% |
Неизвестно |
Генетическая основа
Синдром хрупких полукровных жеребят (WFFS) – это наследственное аутосомное заболевание, вызванное точечной мутацией в гене лизил-гидроксилазы, ген PLOD1. Первая научная публикация вышла в декабре 2015 года: в ней сообщалось о рождении в марте 2012 года жеребенка с таким синдромом. Тогда в результате родовспоможения у пятилетней вестфальской кобылы появился на свет жеребенок. Кобылка имела незакрытую брюшную полость и существенные нарушения кожного покрова. Жеребенка усыпили.
К тому моменту был доступным только генетический тест на HERDA, кобыла-мать была свободна от носительства мутаций. Весной 2013 года, когда появился коммерческий тест на WFFS, выяснилось, что она была гетерозиготной носительницей мутации, а жеребенок – гомозиготным. Провели тестирование ближайших родственников жеребенка: две полусестры от того же отца были носителями мутации, а их мать – была от нее свободна.
Печальный итог гомозиготной комбинации мутантного аллеля
Впрочем, случаи рождения «хрупких» жеребят европейские ученые регистрировали уже в 1984 году, но тогда они не были способны идентифицировать корень проблемы. В 2011 году научная группа под руководством Нены Винанд (Корнуэлльский университет, Нью-Йорк) опубликовала сообщение о возможности разработки специфического теста. По словам ученой, которая и сама увлекается верховой ездой, к исследованиям ее побудила страсть к биологии соединительной ткани, генетике, биохимии, а также стремление внести вклад в сохранение благополучия лошадей.
Для получения патента на тест было проведено исследование лошадей в Европе. Так, в одной из групп европейских полукровных лошадей носителей было 11,11 %; вторая группа, состоявшая из 500 немецких полукровных лошадей, содержала 9,5 % носителей. В североамериканской популяции доля носителей составляла 12 %. Итогом работы американских ученых стал выпуск в 2013 году коммерческого теста. И хотя распространенность мутации в Европе довольно высокая, по словам американской исследовательницы и заводчицы Катлин Кирсен, «европейские ветеринары мало оповещены о проблеме с заболеванием».
Мутация рецессивная, поэтому для ее «клинического» проявления жеребенок должен иметь две копии мутантного аллеля – по одному от каждого из родителей. Гетерозиготные носители аллеля внешне не проявляются, но могут передать один из мутантных аллелей потомкам.
У жеребят с синдромом кожа повреждается даже при соприкосновении с совершенно обычными объектами окружающей среды, в местах повреждения возникают инфекционные процессы, жеребенок испытывает боли. Слабость суставов, склонность к гиперэкстензии (переразгибанию), особенно путовых, ведет к тому, что жеребенок не может нормально стоять. Если жеребенка не усыпить, то он гибнет от инфекций на 3-8-й день жизни. Впрочем, большинство жеребят даже не появляется на свет, поэтому о синдроме «хрупких жеребят» стоит задуматься и в случае абортов и мертворождений.
Политическая воля
В современном глобализированном мире утаить информацию практически невозможно. Появилась группа энтузиастов, которая объединила всех интересующихся темой. Заводчики обращаются в свои племенные союзы, агитируют единомышленников за тестирование лошадей перед допуском в разведение.
«Уже более пяти лет есть возможность предупреждать появление жеребят с синдромом хрупкости, но информация среди заводчиков распространяется очень медленно», – сетует известный конный блогер из Германии Жанетт Аретц. – Поэтому «бомба взрывается лишь в тот момент, когда гомозиготный носитель мутантного гена доживает до рождения. А ведь очень часто просто происходит аборт, который не служит уроком».
Сегодня о намерении тестировать всех жеребцов уже заявили как племобъединения (Королевский студбук полукровных лошадей Нидерландов, KWPN), так и отдельные хозяйства. Одним из первых на запросы владельцев кобыл среагировало известное американское хозяйство Hilltop Farm. Они не только провели тестирование всех жеребцов, но и временно вывели из производящего состава носителя мутантного гена Штернлихта (от Солиман де Хус), хотя за четыре года использования ни одного жеребенка с синдромом не родилось. Трех жеребцов временно вывела из производящего состава и известная датская конюшня Blue Hors.
«Спортивное коневодство пока испытывает дефицит информации о генетических дефектах и особенно о рецессивных признаках, таких, как WFFS, – заявила управляющая Hilltop Натали Ди Берардинис. – Поэтому мы должны обсуждать вопрос и пытаться повлиять на ситуацию. Тем более что распространение мутации в американской популяции пока неизвестно».
Арне Деклут, президент американского отделения компании Animal Genetics, выполняющей тестирование, подтвердил, что число тестированных в Америке лошадей довольно низкое в сравнении с европейским. Он заверил также, что результаты тестов являются конфиденциальными.
Некоторые ассоциации (Североамериканские отделения KWPN и Вестфальского союза, Американский филиал Ганноверского союза) обсуждают подход с головными организациями, но пока – поскольку мутация не столь распространена – намерены ограничиться консультациями. А вот ирландский партнер KWPN настаивает на тестировании племенного состава, а если владелец не готов это сделать, жеребца или кобылу выводят из списка допущенных к разведению. Жеребята, рожденные от чистых родителей, не будут тестироваться, остальных обследуют одновременно с проверкой происхождения при регистрации.
По словам представителя племенного объединения, общая реакция заводчиков позитивная – у жеребцов, свободных от носительства мутации будет соответствующая пометка во всех документах. Похожее решение приняли и в голландском студбуке NRPS (пони и верховые лошади).
Владельцы также обязаны известить студбук о смерти жеребенка с симптомами WFFS в течение 48 часов и направить образец волоса для теста.
Производитель голландской полукровной породы ЭВЕРДЕЙЛ – носитель WFFS
Инициатива снизу
«Как ответственный заводчик я собрала пробы волоса всех кобыл и отправила в лабораторию. Ни одна из них не оказалась носительницей мутации, кроме матери того больного жеребенка, – добавляет Мэри Наталл. – Стоимость теста – всего 55 долларов, и эти траты оправданны. Я обращаюсь и к владельцам жеребцов – проявите ответственность и профессиональную этику».
Сегодня некоторые американские ассоциации (Ганноверская, KWPN, Фризская, Вестфальская) предлагают заводчикам провести тестирование, причем у зарегистрированных животных нет необходимости даже брать пробы: с момента регистрации лошади в студбуке ее ДНК хранится в уполномоченной лаборатории. Достаточно заполнить заявку и заплатить от 35 до 55 долларов. Известный портал horsetelex.nl первым добавил статус носительства WFFS в описание лошади. Вносится он на основании предоставленных результатов тестирования.
Знание – сила. Тем более что даже животных-носителей вовсе не обязательно выводить из разведения: достаточно учесть фактор носительства при подборе. Многие заводчики обращаются напрямую в лаборатории и сообщают результаты тестирования на добровольной основе в специально созданной группе в Facebook.
На момент написания статьи участниками группы было протестировано более пятисот лошадей. Носителями являются 55 животных, среди них – известный голландский полукровный Эвердейл и три его сына.
_____________________________________
От автора
Отношение к теме в Европе очень разное. В последние дни мая стало известно, что KWPN обнаружил 10 носителей мутации среди 250 лицензированных жеребцов, чьи жеребята регистрировались в студбуке в последние пять лет. 7 из них выезковые. Кроме Эвердейла, в их число вошел и один из самых популярных молодых жеребцов – Total US – сын Тотиласа и дочери Сир Доннерхалла. Немедленно соцсети наполнились комментариями, что их следует вывести из разведения. Стоит ли?
С одной стороны, для многотысячного племенного состава Европы отказаться от использования 6-10 % жеребцов (на таком уровне оценивается носительство мутации) – не слишком заметная потеря, с другой стороны – среди них могут оказаться и очень ценные жеребцы.
При распространенности мутантного аллеля на уровне 10 % вероятность случайной встречи двух гетерозиготных родителей составляет 1 %. При этом даже у них вероятность рождения пораженного синдромом жеребенка – 25 %. Таким образом, с популяционной точки зрения существенной экономической опасности для отрасли сам по себе синдром не несет. Но если носителем окажется популярный жеребец, то распространение мутации будет гораздо шире. Стоит ли ждать с закрытыми глазами?
Без тестирования риск выше там, где достаточно высок коэффициент инбридинга. Пока Голштинский союз хранит молчание, можно предположить, что если в породу попал носитель, то он будет распространяться гораздо активнее.
В сложной ситуации оказались владельцы депо жеребцов: некоторых принуждают к тестированию студбуки, некоторые делают это по собственной инициативе. И хотя лаборатории обязуются «хранить тайну исповеди», под давлением рынка владельцы жеребцов вынуждены будут открывать эти сведения, потому что любое молчание будет играть против них.
Кто выиграет от достижений генетики? Прямую выгоду от ажиотажа получили лаборатории – при минимальной стоимости анализа в 35 евро можно прикинуть, во сколько обойдется тестирование тысяч полукровных лошадей в Европе и Америке. Сумма эта для отдельного заводчика не столь высока, чтобы не заплатить ее за спокойствие. Если вы знаете статус своей кобылы, и он «отрицательный» – то есть N/N, то вы можете подбирать любого жеребца без риска получить «хрупкого» жеребенка. Если кобыла – носитель, то вам придется стать более разборчивым в подборе жеребцов.
Да, с хозяйственной точки зрения на ферме с 10 матками потеря жеребенка теоретически грозит лишь раз в четыре года. При стоимости жеребенка 5000 евро среднегодовая потеря составит 1250 евро. А стоимость тестирования 10 кобыл – 350 евро. Несопоставимые цифры. Кто-то готов играть в темную, кто-то предпочитает заранее знать риски.
Есть и законодательный аспект – Закон о защите животных, действующий в Евросоюзе, запрещает скрещивание позвоночных, несущих мутации, ведущих к появлению потомства, испытывающего мучения. Как утверждают юристы, изначально это положение разрабатывалось для заводчиков домашних животных и вполне применимо для лошадей. Поэтому не исключено, что тему вскоре «оседлают» зеленые.