Наиболее распространенным является повреждение поверхностного пальцевого сгибателя на передних конечностях (в простонародье – «брок»). Для скаковых лошадей такой диагноз в большинстве случаев является причиной прекращения дальнейших испытаний. У рысистых лошадей аналогичные последствия возникают при повреждении межкостного третьего мускула (подвешивающей связки), и особенно на тазовых конечностях. В классических видах конного спорта (конкур, выездка, троеборье) ситуация на первый взгляд выглядит более оптимистично, так как частота травмирования сухожилий существенно ниже (не более, чем у 20% животных). Однако прогноз у спортивных лошадей мало чем отличается от прогноза у рысистых или скаковых: на практике только очень немногим удается полностью восстановиться после травмы и продолжить дальше успешно выступать.
Строение сухожилия
Сухожилие имеет достаточно сложное строение, которое в некоторой степени можно «сравнивать» с устройством многожильного электрического кабеля (см. рис.4). Самые мелкие структуры, сухожильные волокна, расположены волнообразно, что придает сухожилию эластические свойства и помогает, подобно обычной текстильной резинке, быстро растягиваться и возвращаться в исходное положение. Сила и прочность сухожилия обусловлены тем, что множество этих мелких сухожильных волокон плотно «упакованы» в более крупные, параллельные друг другу сухожильные пучки, которые в свою очередь объединены еще в более крупные пучки и т.д. Снаружи вся эта структура покрыта специальной оболочкой – фасцией, а для предохранения от избыточного трения, в тех местах, где сухожилия проходят по костным выступам, они защищены еще и дополнительными оболочками – сухожильными влагалищами. В результате такого строения сухожилия лошади способны выдерживать очень большие нагрузки, которые возникают при движении на быстрых аллюрах, во время прыжков и при выполнении различных элементов в выездке.
Что происходит с сухожилием при травме
Разбираться с тем, как шаг за шагом происходит травма в сухожилии, конечно долго и сложно. Поэтому, в рамках нашей статьи мы остановимся только на основных, и на наш взгляд, наиболее важных моментах. Учитывая то, что процессы растяжения и сокращения в сухожилии до некоторой степени можно сравнивать с «работой» обычной текстильной резинки (подобно той, которую используют для подтяжек), мы воспользуемся этим примером. Думаю, что для большинства из вас не будет новостью то, что любая резинка, даже самая эластичная, все же может иногда рваться, особенно если мы превышаем ее эластический предел. Конечно, в повседневной жизни это не самый распространенный случай, и гораздо чаще мы все же сталкиваемся с порчей резинки в результате износа. То есть, по прошествии какого-то времени наша резинка растягивается, деформируется, а также в ней образуются многочисленные «затяжки» от разрывов самых маленьких и тоненьких резиночек, из которых собственно и состоит ее основа. При этом степень повреждения резинки (глубина разрывов, процент растянутости края или размер и количество «затяжек») напрямую зависит от того, сколько этих маленьких резиночек уже утрачено.
Что касается сухожилия, то его повреждение или травма (а по научному это называется – тендинит, tendon – сухожилие, а окончание «-ит» обозначает воспаление) также протекает по одному из этих сценариев. Так, тендинит в легкой степени, или растяжение – возникает, как правило, только вследствие разрыва самых мелких сухожильных волокон, да и то в небольшом количестве. А вот в более серьезных случаях, при тендинитах средней и тяжелой степени, речь уже идет о повреждениях на уровне крупных структур – сухожильных пучков.
Разбираться в том, на каком уровне сухожилия произошла травма, и какой процент сухожильных волокон при этом затронут, очень важно, так как именно от этого зависит выбор метода лечения, а также последующий прогноз.
Схематическое изображение повреждения сухожильных волокон при тендените
Как заживает сухожилие
Теперь, когда вы уже имеете некоторое представление о том, как устроено и работает сухожилие, и как в нем происходит травма – растяжение или разрыв, пришло время поговорить о заживлении. И опять, для лучшего понимания процесса, давайте вернемся к примеру с резинкой. Совершенно очевидно, что при повреждении резинки у нас с вами нет ни малейших шансов сшить, склеить или еще как-нибудь соединить между собой самые маленькие разорванные резиночки, чтобы вернуть их в первоначальное состояние. Поэтому, все, что в наших силах, если мы, конечно, хотим починить резинку – это просто зашить/заклеить поврежденный участок. Однако даже самые дорогие нитки, иголки, клей или самая искусная швея не смогут восстановить в резинке исходную прочность, и мы вряд ли сможем ей пользоваться как раньше. Это очень похоже на ситуацию с отремонтированным колесом от машины. После шиномонтажа мы переводим его из разряда «основного» в «запасное», так как понимаем, что любая, даже самая хорошая заплатка никогда не сделает наше колесо опять новым и надежным. Конечно, у нас было бы гораздо меньше проблем, если бы мы могли поступать аналогичным способом с травмированным сухожилием лошади. Но пока нам это недоступно, наши пожелания относительно сроков и результатов лечения должны быть все-таки реалистичными и строго базироваться на основах физиологии лошади.
В первую очередь это касается того, что при обширных повреждениях (тендинитах средней и тяжелой степени) заживление сухожилия происходит только за счет формирования «заплатки» из рубцовой ткани, которая уже не имеет столь уникального строения, как пресловутый электрокабель, и, следовательно, не может работать так же, как резинка. Поэтому, в этой ситуации мы не сможем рассчитывать на то, что восстановленное сухожилие будет иметь такую же прочность, эластичность и работоспособность, которая у него была до травмы, и нам остается с этим только смириться (если мы, конечно, не хотим получить повторной травмы).
Вторая, не менее важная составляющая этого процесса – это время, которое нам необходимо выделить организму лошади для формирования («выращивания») полноценной «заплатки» на травмированном участке сухожилия (а в среднем на это уходит от 6 до 12 месяцев, в зависимости от степени повреждения). И здесь необходимо понимать, что это время строго определено, и не нами, а в ходе эволюции – абсолютно так же, как, например, определен срок беременности для каждого вида животных. Так что все наши попытки «поспорить» в этом вопросе с природой заранее обречены на провал, точно так же, как если бы мы решили получать здоровых новорожденных жеребят не через 11 месяцев, как положено, а на пару-тройку месяцев раньше. В случае с сухожилиями результаты сокращения сроков лечения и реабилитации, как правило, не заставляют себя долго ждать, и мы достаточно быстро имеем рецидивы.
В третьих, для благоприятного течения процессов восстановления сухожилию, помимо времени, требуется еще создать оптимальные условия, и в основном это касается организации отдыха (в ранний период после травмы) и дозированных нагрузок (в течение всего времени реабилитации, то есть от 6 до 12 месяцев). Это очень важно соблюдать, так как молодая рубцовая ткань, за счет которой заживает сухожилие, – очень слабая, и с функциональной точки зрения ненадежная структура. Должно пройти немало времени, прежде чем она обретет силу, эластичность, и сможет снова адаптироваться к физическим нагрузкам, а поэтому любые активные движения (кроме шага, конечно) в течение всего периода реабилитации, должны быть ограничены и находиться под строгим контролем.
И последнее: помните, что полное выздоровление при травмах сухожилий возможно только при очень незначительных повреждениях (тендинитах легкой степени), которые, как правило, на начальном этапе, протекают у лошади без хромоты и с минимальными клиническими признаками (часто похожими на «стукач»). А поэтому, основным залогом для успешного лечения является ваше внимательное отношение к состоянию сухожилий лошади и своевременное обращение к ветврачу.