Разберемся со стрептококками
Мыт – острая инфекционная болезнь лошадей, проявляющаяся гнойно-катаральным воспалением слизистой оболочки верхних дыхательных путей и региональных лимфатических узлов.
Вызывается она бактериями вида Streptococcus equi, распространенными во всем мире. Иногда этот вид разделяют на два подвида: Streptococcus equi подвид equi – непосредственно возбудитель мыта и Streptococcus equi подвид zooepidemicus. Это чрезвычайно заразное заболевание. Вероятность его «подцепить» среди восприимчивого поголовья может доходить до 100%, в 20% случаев возможны различные осложнения, вплоть до летального исхода. Инкубационный период обычно составляет от 3 до 14 дней, что зависит от количества возбудителя, проникшего в организм, и от иммунитета лошади. Заражение происходит как при непосредственном контакте с больными животными, так и при контакте с загрязненными предметами, к которым относятся, например, общие кормушки, поилки, сено и даже одежда обслуживающего персонала.
Симптомы – на лицо
Симптомами этого заболевания являются: повышенная температура тела, которая поднимается до 39,5-41 °С, общее угнетение животного; из-за болезненных ощущений в области глотки возможно затрудненное поедание корма с земли, вынужденное положение тела с вытянутой шеей и даже слюнотечение. Но основной симптом при мыте – воспаление лимфатических узлов (лимфаденит), которое сопровождается их увеличением, болезненностью и абсцедированием. Как правило, в этом участвуют нижнечелюстные, околоушные и заглоточные узлы. Примерно через 7-14 дней после начала процесса гнойное содержимое лимфатических узлов прорывается либо наружу через кожу, либо в полость глотки или воздухоносных мешков. Во втором случае лошадь либо проглатывает такие выделения, либо они превращаются в обильные гнойные истечения из носа. После этого наступает заметное улучшение в общем состоянии больного животного.
Предположительный диагноз ставится на основании анализа эпизоотологических данных и клинических признаков. Подтверждается он только при выделении возбудителя из гноя, полученного из еще не вскрывшегося абсцесса. Следует заметить, что вероятность нахождения этой бактерии в конкретном образце не является 100-процентным, поэтому, если все данные говорят в пользу мыта, а при бактериологическом исследовании получен отрицательный результат, стоит повторить его еще раз. За рубежом используют также метод ПЦР (полимеразной цепной реакции).
В основе лечения – карантин
Если диагноз все же подтвердился, то первое, что нужно обеспечить лошади, – хорошее питание (особенно учитывая тот факт, что в первое время пережевывание и проглатывание пищи может быть затруднено) и денник «повышенной комфортности», где ваш пациент смог бы спокойно отдыхать. Дальше ветеринарный врач может вскрыть созревшие абсцессы для облегчения состояния лошади.
При необходимости применяют нестероидные противовоспалительные препараты, которые уменьшают болевые ощущения и улучшают общее состояние животного. По поводу необходимости применения антибиотиков и других антибактериальных препаратов мнения ветеринарных специалистов расходятся, поэтому это решение должен принимать непосредственно ваш ветеринарный врач исходя из состояния лошади. Если все сделать правильно и не возникнут осложнения, то через 2-3 недели наступит долгожданное выздоровление.
После переболевания примерно у 75% лошадей создается длительный и прочный иммунитет. Другие 25% остаются восприимчивы к реинфекции из-за недостаточной выработки антител. Кроме того, считается, что к пятилетнему возрасту все лошади становятся мало восприимчивы к мыту благодаря постоянной скрытой иммунизации стрептококками, находящимися на слизистой оболочке носоглотки. У них возможна легкая форма катарального мыта. Но, несмотря на отсутствие классических клинических симптомов, выделения из носа у таких лошадей являются опасными для молодых животных.
К сожалению, вакцины против мыта малоэффективны. Кроме того, очень вероятны осложнения и побочные реакции после их применения. Поэтому единственным способом защиты является строгое соблюдение карантинных мероприятий для вновь прибывающих лошадей. Если в хозяйстве или спортивном комплексе только подозревается мыт, то больные животные уже должны быть изолированы. Кроме того, следует ввести строгий запрет на перемещение лошадей внутри комплекса между «больными» и «здоровыми» группами, а также их ввоз и вывоз. Все кормушки, щетки и даже обслуживающий персонал (или хотя бы их одежда и инвентарь) должны быть строго разделены между «больными» и «здоровыми» половинами. Обязательно нужно проводить дезинфекцию, так как в некоторых условиях возбудитель сохраняет свои свойства месяцами. Кроме того, необходимо помнить, что после клинического выздоровления лошади способны быть заразными еще в течение 4-6 недель.
Типичный клинический признак мыта – увеличение лимфатических узлов
Коварство осложнений
Если после всего вышесказанного вы еще сомневаетесь в необходимости соблюдения карантина, то дальше будут описаны возможные осложнения, которые могут настигнуть лошадь после болезни.
Первое из них – это так называемый диссеминированный мыт (или другое название – метастатическая форма мыта). Возникает при системном распространении инфекций с последующим абсцедированием в любой части организма (легкие, печень, селезенка, почки, суставы, эндокард). Это осложнение может проявиться у животных с высокой степенью восприимчивости или с подавленной иммунной системой. Если состояние лошади после вскрытия видимых абсцессов и интенсивного лечения не претерпело изменений в лучшую сторону, то следует заподозрить у нее диссеминированный мыт. Эта форма приводит к тяжелейшему общему состоянию лошади, наблюдается исхудание, отеки живота, потеря аппетита и прогрессирующая слабость. Развивается выраженная анемия, и вполне вероятна гибель животного.
Следующее возможное осложнение – геморрагическая пурпура, известная также как петехиальная горячка. Это состояние представляет собой фактически аллергическую реакцию на возбудителя инфекции, продукты его распада и прочей жизнедеятельности. Появляется она на 2-4 неделе после выздоровления животного. Для такого состояния характерно воспаление стенок сосудов (васкулит), ярко выраженный подкожный отек, особенно в области головы и конечностей, и петехиальные кровоизлияния на слизистых оболочках, в мышцах и внутренних органах. Васкулит бывает широко распространен по всему организму и поражает мышцы, сердце, желудочно-кишечный тракт, почки и легкие. Без должного лечения, основным компонентом которого является курс кортикостероидов, очень быстро развиваются необратимые изменения, приводящие к смерти животного.
Еще одним нежелательным последствием мыта является поражение мышц. Зарубежными учеными были задокументированы два типа миопатий у лошадей, переболевших мытом, – инфаркт мышц (некроз в результате недостатка кровообращения, вызванного васкулитом) и рабдомиолиз (крайняя степень миопатии, характеризующаяcя разрушением клеток мышечной ткани) с прогрессирующей атрофией как результатом реакции между миозином (белком, входящим в состав мышечных волокон) и протеинами бактерий.
Ну и не стоит забывать о так называемых хондроидах. В случае прорыва воспаленных заглоточных лимфатических узлов образуется кратковременная эмпиема (заполнение гноем) воздухоносного мешка. У некоторых лошадей это состояние может переходить в хроническое, при этом гной становится более густым и превращается в гладкие уплотнения яйцеобразной формы – хондроиды, внутри которых способен сохраняться возбудитель инфекции.
В добавление ко всем перечисленным ужасам хочется напомнить, что существует еще и «ложный» мыт. Причиной его являются условно-патогенные Streptococcus zooepidemicus и Streptococcus pneumoniae, которые можно выделить из респираторного тракта практически здоровых лошадей. Но при нарушении целостности слизистых оболочек дыхательных путей в результате сильных физических нагрузок, стрессов либо вирусных или бактериальных инфекций (герпесвирусная инфекция или грипп) они способны внедряться. Основные клинические признаки очень сходны с классическим мытом: повышение температуры, кашель, гнойные носовые истечения и увеличение лимфатических узлов головы и глотки. Но перехода в диссеминированную форму обычно не возникает, хотя первичное или вторичное инфицирование плевральной полости или придаточных пазух чаще обусловлено именно этой инфекцией.
«Авось» не поможет!
Закончить эту статью хочется очередным призывом к соблюдению карантинных мероприятий. Не стоит полагаться на «авось». Если у вас есть подозрения на заболевание, пусть даже и не вашего подопечного, а у его соседей по конюшне, возможно, стоит пропустить пару стартов, чтобы не подвергать ни себя, ни других риску бороться с последствиями не только мыта, но и других заразных болезней. Ведь каждый согласится, что намного проще предупредить заболевание, чем потом его лечить.