Как это работает?
О самых интересных подробностях функционирования «Конного Мира», которые недоступны и неизвестны обычным зрителям, рассказал продюсер телеканала – Тамерлан Бутаев.
С какими сложностями сталкивались в начале пути?
Изначально, в 2015 году, с зарубежными трансляциями было сложно, потому что Россию никто не знал как партнера по показу трансляций. Сейчас уже намного легче. Мы, в основном, сотрудничаем с англичанами. Они нам предоставляют огромный пакет трансляций, куда входят топовые события, происходящие в Англии и Дубае – ведь весь продакшн там делают совсем не арабы, а тоже англичане, арабы только спонсируют. Трансляции российских событий осуществлять сложно. А в плане их организации, как это ни парадоксально, сложнее всего приходится с Московским ипподромом. Когда туда приезжает наша техника, каждый раз создается ощущение, будто мы на войну прибыли. Надеюсь, со сменой руководства на ЦМИ ситуация изменится.
Регионы – совсем другая история, хотя бюджеты там совсем другие, гораздо ниже. Хочу отдельно выделить Краснодарский ипподром – в плане помощи в организации трансляций они самые крутые. Сейчас еще добавилась станица Павловская – владелец там делает все, чтобы всем было комфортно. Начиная от простых зрителей на ипподроме и до телевизионщиков, он лично объезжает каждую позицию камер, уточняя, нужно ли что-то изменить, поправить. То есть человек реально хочет, чтобы у него все прошло на уровне.
Со временем добавляются новые ипподромы – например, мы провели трансляцию из Беслана, где только по неофициальным данным собралось 40 тыс. зрителей.
Обратная связь со зрителями. В чем она проявляется лично для вас?
У телеканала есть, конечно, страницы в соцсетях, но именно мы, телевизионщики, кто непосредственно делает весь «Конный Мир», не имеем к ним отношения. Так что обратную связь мы получаем иначе.
6 апреля 2019 года, после трансляции в Павловском я шел вместе нашим скаковым экспертом Евгением Каппушевым, и его постоянно останавливали – узнавали, брали автографы, просили сфотографироваться. Конечно, это приятно, что ты не просто так делаешь свою работу. Я давно работаю на телевидении и, когда пришел на «Конный Мир», невольно задавался вопросом: куда я пришел, кто нас смотрит? А потом, когда пошла работа, я понял, что телеканал реально смотрят. Хвалят, где-то критикуют. Но главное, что не молчат! Мы к критике хорошо относимся. Если говорят – это хорошо. Значит, мы что-то делаем, и есть какое-то движение.
Лучшая, на ваш взгляд, прямая трансляция с мая 2015 года?
Прошлый год, Приз Президента, который транслируется традиционно не только на «Конный Мир», но и непосредственно на «Матч-ТВ». Мы выжали на тот момент максимум из трансляции. Да, что-то не получилось, но на данный момент она лучшая. По динамике. Это же не футбол, который длится полтора часа – здесь человек не должен уснуть у экранов в течение пяти часов! Добиться этого – тяжелый труд.
А еще в прошлом году на Кубке Шахтеров наш сигнал уходил на Арабские Эмираты – впервые за всю историю. В этом году нас уже просят сигнал не только этой трансляции, но и Приза Президента и некоторых других событий. Они реально не ожидали, что у нас такой уровень показа. И это не только наши коллеги из ОАЭ признавали, но и те же французы после одной из беговых трансляций.
С какими вообще сложностями сталкивается «Конный Мир»?
Раньше были проблемы с интервью с жокеями, наездниками, тренерами, которые они, по идее, должны давать во время трансляций после скачек и заездов, особенно победных. Но это очень понятные мне и закономерные трудности. Мы, телевизионщики, пришли в чужой дом. Нас никто не знал. И в чужом доме мы диктуем свои правила. На самом деле, решается это все просто – общением. С конниками нужно общаться – именно за кадром, вне трансляций. Мы поняли друг друга, и сейчас даже вопросов нет – все знают, что после победы телеканалу «Конный Мир» нужно дать интервью.
Вы не поверите, но заводы начали одевать своих работников в униформу в одном стиле – раньше с этим тоже были проблемы, с картинкой на экране. А сейчас и она изменилась, да и в жизни на эти перемены приятно смотреть. Как говорится, «встречают по одежке». А ведь было время, когда мне говорили: «Зачем ты показываешь все эти конные заводы – после кадров из английского Аскота ведь смотреть на них невозможно».
Как осуществляется планирование эфирной сетки?
Всегда есть перспективное планирование. Механизмы здесь просты. Если в начале года есть список событий, и мы утверждаем его с заказчиком (ООО «Тройка ТВ» – прим. ред.), то, само собой, право на показ этих событий в эфире нашего канала стоит намного дешевле. Если же мы за день-два начинаем думать о показе какого-то события, то это баснословные деньги. Простой пример. Переписывались с Сингапуром, хотели показать три их скаковых события. Они просто за права показа выставили сумму 25 тыс. долларов. Это не считая технических моментов – доставки сигнала, которая может иногда и превышать стоимость прав. Для нас это неподъемные цифры.
Особенности корреспондентской работы
Тематические программы, которые идут по телеканалу, делают, в основном, его корреспонденты. Они летают в командировки (в основном, российские, но есть и заграничные: Париж, Дубай, Швеция), привозят в Останкино сотни минут отснятого материала, пишут сценарии, озвучивают их, контролируют процесс монтажа, чтобы на выходе зритель увидел интересную и информативную 26-минутную программу. Темы – самые разные. От скачек на небольшом ипподроме в Ставропольском крае до редких пород лошадей, от конных туров по Сочи до историй жизни знаменитых спортсменов, наездников, жокеев и тренеров.
Есть среди программ стоящие особняком циклы – например, «Подкова», концепцию которой разработала Александра Личман – еще один автор Gold Mustang, которого можно увидеть по ту сторону телевизионного экрана.
«Изначально "Подкова" позиционировалась как программа для начинающих конников – научно-популярная и просветительская, обучающая. Когда я пришла на телеканал, мне предложили ей заняться – что я и делаю до сих пор, – вспоминает Александра. – Внутри своей программы я стараюсь придерживаться некоторых рубрик, стремлюсь делать ее максимально интересной, насыщенной и разнообразной в рамках законов жанра, хронометража, сроков исполнения работы и прочих обстоятельств. Это одна из немногих программ в сетке телеканала, которая обращается к более широкой аудитории, нежели любители бегов и скачек. Я стараюсь не акцентировать внимание на конном спорте, не ставлю каких-то рамок. Это скорее программа для начинающих – она обо всем, о самых азах, о том, что может быть интересно всем. От строительства и кормления до экстерьера, мастей, пород, тренинга, интересных сфер применения лошадей. Я большой фанат «Конного Мира» – и канала, и вообще, самого этого понятия. Мне с самого детства было интересно абсолютно все, связанное с лошадьми, и я стараюсь рассказать об этом зрителям. И придерживаюсь концепции о том, что автор должен полностью погружаться в тот вопрос, которым он занимается – поэтому я стараюсь и лошадей под седлом попробовать, и в упряжи. Поседлать, помыть, почистить, пообщаться! Мне кажется, очень важно передать зрителю свои личные ощущения от общения с той или иной лошадью. Я очень благодарна руководству канала за профессионализм, творческую свободу и возможности для развития и верю, что наш канал будет расти и дальше».
На «Конном Мире» есть корреспонденты, которые работают на телеканале с момента его создания, и один из них – Евгений Гвоздев. У него за плечами огромное количество командировок и прямых трансляций, и, соответственно, еще большее число интересных историй, связанных со съемочным процессом.
Женя, какая самая яркая у тебя была командировка?
Наверное, самая яркая и необычная съемка была в Ростовской области, когда мы снимали диких мустангов Ростовского заповедника – уникальный табун лошадей, который живет на острове. До суши и большой земли рукой подать, но они туда не уходят. Это была ни на что не похожая съемка. Мы ночевали в открытом поле, неподалеку от табуна. Даже двух дней, которые мы провели там, рядом с этими лошадьми, оказалось достаточно, чтобы понять, насколько большое родство между человеком и лошадью – они такие же любопытные, иногда капризные, иногда, смелые. Они также объединяются в семьи, как люди, у них тоже есть своя иерархия. Нам со своими компьютерами и высокими технологиями есть, чему поучиться у этих первозданных лошадей.
Когда ты постоянно летаешь и ездишь на съемки, не может быть, чтобы все всегда проходило гладко. Вспомни какой-нибудь эксцесс, который произошел с тобой в поездке.
Таких случаев было не так много. Вспоминается командировка в Краснодар – у меня в самом начале «взломали» телефон, 4-5 дней пришлось быть без связи. Все договоренности, контакты – в телефоне, а впереди – прямая трансляция, съемки, поездка на завод! Выкручиваться было тяжело. Еще один сложный момент – первая большая заграничная командировка – во Францию. У нас была сложная задача – необходимо было делать псевдопрямое включение – то есть снимать много интервью и пересылать их в Москву по интернету. Но оказалось, что интернета как такового в точке, с которой мы должны были делать перегон материала, нет. Оставалось всего пара часов до начала трансляции. Это было воскресенье, когда в Париже почти ничего не работает. Нашему продюсеру и оператору пришлось потратить кучу времени и серьезную сумму на такси, пока они нашли нужный магазин, купили кабель и протянули интернет из другого конца зала туда, где мы могли спокойно работать и отсылать информацию в Москву. В итоге все получилось. Если честно, такие моменты потом вспоминаются чаще, чем командировки, где все шло гладко. И вспоминаются добрым словом – ведь сложность была преодолена!
Главный фидбэк – это, наверное, непосредственное общение со зрителем – на съемках, трансляциях. Вспомни эпизод, какой-нибудь яркий момент обратной связи, после которого ты подумал, что «все не зря!»
Мне почти каждый год приходится работать в свой день рождения. И однажды это случилось на розыгрыше Больших орловских призов на ипподроме Алтая. Так вышло, что тогда день рождения был еще у судьи-комментатора и двух наездников-участников бегового дня. Я уже не помню кому, по-моему, кому-то из функционеров от рысистых бегов на Алтае, пришла в голову идея в микрофон с трибуны поздравить нас всех по очереди с днем рождения. Прозвучали имена наездников – Дениса Лубнина и Антона Рогожина, судьи Юрия Булатова. После каждого имени раздавались аплодисменты. Когда была произнесена моя фамилия, овации были такие громкие и сильные – что я понял, что трибуны после нескольких лет жизни нашего телеканала знают, кто я такой. Это было очень приятно, когда 2,5 тыс. людей забитого до отказа ипподрома тебе аплодируют, хотя ты ничего особенного не сделал – просто приехал на свою любимую работу в свой день рождения.
Таких историй у каждого корреспондента «Конного Мира» найдутся десятки. Люди подходят, кто-то рассказывает, что у него постоянно включен «Конный Мир» на телевизоре, и даже жена уже ругается – мол, «никакого прохода от твоих коней!», кто-то советует уделить внимание определенной теме, кто-то взять автограф у эксперта, кто-то просит передать «ведущему, что, когда он побреется, ему так лучше». А очень многие просто говорят «спасибо». И эти слова – лучше всякой аналитики и рейтингов вдохновляют и дают энергию к движению вперед. А это значит, что зритель будет видеть новые программы, выпуски новостей и трансляции о многообразном и таком интересном конном мире.