От подобных случаев не застрахован ни один, даже самый именитый спортсмен, и не всегда смена владельца идет во вред лошади или означает завершение ее спортивной карьеры. Лошади продаются и покупаются, это закон рынка, и кругленькая сумма с шестью-семью нулями может заставить любого владельца подумать о возможности продажи, несмотря на патриотические чувства и заботу о поддержке спорта в своей стране. Однако нередки случаи, когда ожидания новых хозяев не оправдываются, и сделки заканчиваются вереницей сенсационных, но печальных новостей и судебными разбирательствами.
Большие трагедии больших сделок
Большое и светлое будущее пророчили знатоки удивительно талантливой кобыле бранденбургской породы Поэтин. В возрасте трех лет она выиграла бундесчемпионат Германии, получив оценки 9,0 за экстерьер, рысь и галоп, 8,5 – за шаг. Через два года, в возрасте пяти лет, Поэтин снова заняла первое место на бундесчемпионате для молодых лошадей, а через год она снова была на первом месте, удостоившись редкой оценки в 10,0 за бесподобную рысь. Немедленно по окончанию чемпионата Поэтин была продана на аукционе PSI за беспрецедентную сумму в 2,5 миллиона евро. Ее новыми владельцами стали голландская супружеская пара Питер и Патти ван ден Цван в партнерстве с банком ING. Новые владельцы не планировали для кобылы спортивной карьеры, а собирались отдать ее в матки. Однако вскоре из-за финансовых разногласий между супругами и банком, ван ден Цваны были вынуждены выставить на аукцион всех своих лошадей. Только с Поэтин они были не готовы расстаться, и осознанно пошли на нарушение закона, спрятав ее от всего мира. Совместные усилия команды детективов и голландской полиции увенчались успехом – кобылу нашли в одной из ветеринарных клиник Германии. Лошадь была возвращена в Нидерланды и выставлена на аукцион. Среди потенциальных покупателей были несколько спортсменов, в том числе Джина Капельман Люткемейр, но она остановилась, когда цена дошла до 700 тысяч евро. Новым хозяином кобылы стал Ксавье Мари, владелец конного завода Haras de Hus во Франции. Он выложил за нее круглую сумму в 900 тысяч евро. Скитания восьмилетней кобылы продолжились, но по прибытии во Францию оказалось, что Поэтин не может стоять от боли. Ее передние ноги были поражены ламинитом. Несмотря на усилия лучших ветеринаров Франции и Германии, остановить болезнь не удалось, и жизненный путь феноменальной кобылы закончился печально – Поэтин усыпили. После ее смерти выяснилось, что перед последним в ее жизни аукционом кобылу лечили кортикостероидами, о чем не были предупреждены потенциальные покупатели. Дело Поэтин стало предметом долгой судебной тяжбы между ее последним владельцем и банком ING.
кобыла бранденбургской породы ПОЭТИН
Два всадника великой лошади
Еще одним примером «лошади нескольких спортсменов» является ганноверский мерин Фо Плеже. Он был рожден в 1986 году. В 1993 году семилетний Фо Плеже одержал свою первую победу на конкурном турнире и стал чемпионом земли Нижняя Саксония. В 1994 году началась его международная спортивная карьера под седлом немецкого конкуриста Ларса Ниберга, которая включала в себя победы на трех международных чемпионатах и на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году.
Ларс НИБЕРГ на ФО ПЛЕЖЕ
В 1999 году Фо Плеже был передан в работу Маркусу Энингу, и в этот год родился новый фантастически успешный дуэт. Маркусу понадобилось всего семь месяцев, чтобы присмотреться к новой лошади, по истечении этого срока пара добилась первого, но уже безоговорочного успеха – золотые медали в командном зачете чемпионата Европы и пятое место в личном зачете. В 2000-м году на Олимпийских Играх в Сиднее коллекция медалей Маркуса пополнилась еще одним командным золотом, а в личном зачете он остался уже четвертым. Последующие четыре года были полны красивых побед, последней из которых стало первое место в Гран-При на Кубке мира в Лейпциге в 2004 году. Фо Плеже отправился на пенсию в возрасте 20 лет, и за свою спортивную карьеру под седлом двух спортсменов он выиграл 75 конкуров S-класса, заработав 1,8 миллиона евро.
Маркус ЭНИНГ на ФО ПЛЕЖЕ
Игра на понижение
Тем не менее, описанные выше истории являются скорее исключением из правил. Гораздо чаще смена владельца не приводит к трагическим последствиям, тем не менее, при покупке знаменитой лошади, имеющей в своем активе десятки побед на крупнейших западно-европейских турнирах, не стоит рассчитывать на то, что ее спортивная карьера и с новым спортсменом будет продолжаться также гладко. Впрочем, как правило, серьезные покупатели с большими деньгами знают, на что идут и заранее просчитывают все риски.
В ноябре 2006 года конноспортивный мир встряхнула новость о том, что жеребец Линг (Lingh) голландской верховой породы продан в США. Объявление о завершении сделки появилось на сайте федерации конного спорта Нидерландов. Владелец жеребца, 81-летний Тео ван Сайделхоф, продал лошадь Карин Рейд-Оффилд. До момента продажи Линг выступал под седлом голландского спортсмена Эдварда Гала. Он прокомментировал продажу так: «Я знал о том, что лошадь выставлена на продажу, и это не стало неожиданностью для меня. Тем не менее, мне конечно же жаль, что наше партнерство закончилось». Дебют этой пары на международных соревнованиях состоялся в 1999 году на чемпионате мира для молодых лошадей в Арнхейме. К сожалению, в их послужном списке отсутствовали Олимпийские игры, так как накануне Олимпиады в Афинах Линг получил травму. Последней медалью Эдварда Гала и Линга стало серебро в командном зачете на Всемирных конных играх в Ахене. После продажи, спортивная карьера Линга продолжалась вплоть до 2008 года. Он стартовал под седлом Карин Оффилд, но результаты были нестабильны и колебались в диапазоне от 56 до 67 процентов. Впрочем, новая владелица не скрывала, что планирует использовать Линга в разведении на своей племенной ферме в США. Кроме того, на случной сезон 2009 года Линг сдавался в аренду шведскому конному заводу Флаинг.
Жеребец Линг, проданный в США из под седла Эдварда ГАЛА
Счастливая старость
Совсем другая история – смена владельца у спортивной лошади, когда ее возраст достиг критического. Зачастую хозяева заслуженного ветерана стараются обеспечить ему спокойную старость с минимумом необходимого тренинга. В 1997 году Мартина Тейхерт купила на аукционе пятилетнюю кобылу, которая поступила в работу к немецкому спортсмену и тренеру Хубертусу Шмидту. За более чем десять лет счастливого партнерства Вансуэла Суэрте и Шмидт стали обладателями золотых медалей в командных зачетах Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы. К 2008 году у кобылы появились проблемы со здоровьем, и ее хозяйка начала подумывать о пенсии для нее. Вариант нашелся достаточно быстро – новые владельцы лошади проживали в США в солнечной Флориде и были готовы обеспечить Вансуэле спокойную старость, включающую легкий тренинг под седлом. По условиям контракта новые владельцы обязались никогда не предоставлять кобылу для участия в соревнованиях под кем бы то ни было и не продавать ее.
Хубертус ШМИДТ и ВАНСУЭЛА СУЭРТЕ
Прощание с Оки-Доки
Эта история связана с одной из лучших конкурных лошадей Западной Европы. Гнедой жеребец родился в 1996 году и получил при рождении имя Оливер, но своим многочисленным фанатам и поклонникам он стал известен под именем Оки-Доки. К высотам спортивной карьеры Оки-Доки пришел под седлом голландского спортсмена Альберта Зоера.
В послужном списке этой пары значились третье место в финале Кубка мира в 2009 году, победа в Гран-При «Олимпии» в Лондоне в 2008 году, победа в финале «Global Champions Tour» в 2007 году. Официальным владельцем лошади являлось семейное предприятие Зоеров, основным родом деятельности которого была спортивная подготовка и продажа лошадей. Попытки продать Оки-Доки предпринимались и до 2009 года, но перед Олимпийскими Играми 2008 года в Гонконге под давление спортивной общественности Нидерландов было принято решение отложить продажу. Тем не менее, в дело вмешался случай. На турнире в Ахене летом перед Олимпийскими Играми Альберт Зоер сломал ногу, и в Гонконг пара не поехала. Последним совместным стартом Альберта и Оки-Доки стал этап Кубка мира в Михелене в декабре 2009 года, а в марте 2010 в Ареццо Оки-Доки уже прыгал под седлом конкуриста Хосе-Мариа Ларокка, имеющего аргентинское гражданство и проживающего в Великобритании.
Альберт ЗОЕР на ОКИ-ДОКИ
Сделка по продаже лошади была завершена в феврале 2010 года, и по оценкам экспертов, ее сумма составила четыре миллиона евро. Однако всего через три месяца история жизни Оки-Доки трагически закончилась. 14-летний гнедой конь получил травму ноги на соревнованиях в Каннах в июне 2010 года. Была сделана операция, после которой восстановление Оки-Доки началось успешно. Тем не менее, через несколько дней наступило ухудшение, и Оки-Доки был помещен в ветеринарную клинику в Берне. Несмотря на то, что вся необходимая помощь лошади была оказана, Оки-Доки скончался.
«Школьный учитель»
Нередки случаи, когда лошади, блиставшие в соревнованиях уровня Гран-при в конкуре или в Больших ездах в выездке, после продажи оказываются в роли «школьных учителей» и помогают своим новым владельцам в самом начале их спортивной карьеры. Всего два месяца назад олимпийская чемпионка по выездке Анке ван Грюнсвен рассталась с одной из своих лошадей. 13-летний жеребец Пэйнтед Блэк был продан молодой испанской спортсменке Морган Барбакан. В настоящий момент лошадь занимает шестое место во всемирном рейтинге FEI. Было достигнуто соглашение о том, что Пэйнтед Блэк остался резервной лошадью для команды Нидерландов на Всемирных конных играх в Кентукки. Кроме того, в ближайшем будущем жеребец останется на конюшне у Анке ван Грюнсвен, которая будет тренировать его новую владелицу.
Пэйнтед Блэк и Анке ван ГРЮНСВЕН
В начале этого года еще одна большепризная голландская лошадь сменила своего владельца. Гекса-гон Оллрайт под седлом голландца Лоренса ван Лирена входил в состав сборной Нидерландов по выездке в 2005 году на чемпионате Европы и в 2006 году на чемпионате мира в программе Всемирных конных игр. В январе 2010 года лошадь была продана в Великобританию лорду и леди Харрис. Леди Харрис к моменту покупки была уже опытным коневладельцем – ей принадлежат несколько лошадей, выступающих в троеборье и в скачках. В отличие от них, для Оллрайта продолжение спортивной карьеры не планируется, он был куплен в качестве верховой лошади и «учителя» для леди Паулины.
Гексагон Оллрайт под седлом голландца Лоренса ван ЛИРЕНА
От перемены мест слагаемых сумма не меняется...
Каждая лошадь имеет свой характер, и у многих чемпионов он далеко не сахарный. Тем не менее, встречаются животные, для которых перемена всадника не значит ровным счетом ничего. Они продолжают обеспечивать своим новым владельцам то же количество розеток и медалей, как и предыдущим.
Райт-пони Пауэр-энд-Пейнт является самым ярким примером стабильности лошади на самой вершине конного спорта. Чалый жеребец 1993 года рождения с завидным постоянством привозил своих спортсменов на первую ступень пьедестала почета европейских первенств. В общей сложности он выиграл шесть серебряных медалей в командном зачете на шесть первенствах Европы среди спортсменов на пони. При этом на нем выступали три разных спортсменки: Мэрджи ван Бален, Мара де Фриз и Анжела Кросвик. Мэрджи ван Бален также стала серебряным призером первенства в личном зачете в 2004 году, а Анжела Кросвик – бронзовым призером в 2006 году также в личном зачете. В этом году состояние здоровья семнадцатилетнего ветерана детского спорта уже не позволяет ему продолжать выступать на соревнованиях, и пони переехал в один из голландских конных заводов, где его «услуги» оцениваются в 450 евро за случку.
Конный спорт – это две личности, которым нужно время для того, чтобы найти общий язык друг с другом, и всадник всегда должен делать первый шаг в этом направлении. Долгая и счастливая спортивная жизнь лошади стоит усилий, которые нужно потратить на формирование гармоничного дуэта.