Спорт и бизнес. Счастливы вместе?

Конный спорт: Спорт и бизнес. Счастливы вместе?

Автор: Екатерина ШТАТНОВА/www.equestrian.ru
Номер журнала: ЗМ №5(118)2012

Конный спорт полон противоречий, как и сама жизнь. С одной стороны, может создаться впечатление, что он существует только за счет фанатичных меценатов, готовых вкладывать миллионы долларов и евро в свое хобби. С другой стороны, на этой зыбкой почве вряд ли выросли бы серьезные проекты, рассчитывающие на долгую, счастливую и, что немаловажно, прибыльную жизнь.

Практика показывает, что проекты, связанные с конным спортом, могут иметь положительное сальдо, при условии, что ими занимаются профессионалы, обладающие коммерческой жилкой и хорошим знанием рынка.
 
Долгоиграющая история
 
В международном конноспортивном календаре находится место для самых разных соревнований. В последние годы огромной популярностью начали пользоваться турниры, которые длятся несколько недель или даже несколько месяцев. Несмотря на то, что зимы в Европе гораздо мягче, чем в России, спортсмены вынуждены перемещаться в манежи как минимум на 3-4 месяца. Весной им приходится тратить время и силы на то, чтобы подвести свою лошадь к стартам на открытом грунте в хорошей спортивной форме. Те, кто участвует в гонке за квалификационными баллами для крупнейших турниров летнего сезона или просто предпочитает жаркое южное солнце зимним дождям и туманам, собирают своих лошадей и отправляются в Андалусию, Тоскану, Флориду. Кроме того, среди спортсменов немало состоятельных людей, которые также предпочитают проводить зиму в теплых краях вместе со своими лошадьми.
 
Несколько лет назад группа американских бизнесменов выкупила землю, принадлежавшую местному поло-клубу, и начала строительство конноспортивного комплекса. По замыслу новых хозяев земли, на ней должна была появиться лучшая не только в США, но и в мире площадка для проведения конноспортивных турниров любого уровня – от национальных до международных. Мягкий климат, удобное транспортное сообщение и энтузиазм команды организаторов способствовали быстрому развитию конноспортивного клуба Палм-Бич. За три года в проект было вложено более 20 миллионов долларов, и на этом инвестиции не закончились. Вокруг главного стадиона разместились многочисленные соревновательные, тренировочные и разминочные поля, а также обширная инфраструктура, включающая все, что необходимо для того, чтобы разместить тысячи лошадей, спортсменов, членов их команд, владельцев лошадей и зрителей. Этот конноспортивный рай располагается всего в 15 километрах от международного аэропорта города Веллингтона.
 
Зимний конноспортивный фестиваль во Флориде очень скоро стал популярен не только в США, но и в Европе. В его программе – сотни соревнований для всадников всех уровней подготовки, которые проходят с января по март. Фестиваль имеет ярко выраженную конкурную направленность, но и для спортсменов по выездке проводится несколько турниров, в том числе этап всемирной серии World Dressage Masters с большим призовым фондом.
 
Организация и проведение фестиваля стали толчком для девелоперского бума в окрестностях. Вокруг конноспортивного центра как грибы после дождя начали расти виллы, дома и гостиницы, рассчитанные на богатых владельцев лошадей. Среди первых покупателей резиденции стала дочь мэра Нью-Йорка Джорджина Блумберг, которая участвует в конкурных соревнованиях на международном уровне.
 
Конный спорт на экспорт
 
Заниматься конным бизнесом в своей стране не просто, что же говорить о тех, кто пытается делать это в странах, где конный спорт является экзотикой? Немецкое агентство En Garde Marketing хорошо известно в Германии. Ежегодно оно проводит три крупных турнира – в Гамбурге, Мюнхене и Лейпциге, а с 2003 года было принято решение о расширении бизнеса в Турцию, Абу-Даби и Куала-Лумпур. В 2011 году менеджер агентства Волкер Вульф был приглашен FEI в качестве эксперта в проект по организации еще одной лиги Кубка мира по конкуру – в Китае. 
Китай считается одним из самых перспективных регионов развития конного спорта, но без помощи из Европы он пока не может обойтись. Официально специалистам из Европы предлагают контракты консультантов, но на самом деле им приходится заниматься самыми разнообразными аспектами организации турниров – начиная от подготовки грунта и заканчивая оформлением всех необходимых документов. Помимо трудностей, вызванных различиями в национальных особенностях ведения бизнеса, европейцев поджидают и другие сюрпризы, проверяющие их на прочность. 
 
Волкер Вульф вспоминает о том, как проходила подготовка к этапам Кубка мира на национальном крытом стадионе в Пекине. Накануне завоза грунта оказалось, что из-за недостаточной прочности перекрытий внутри стадиона запрещено использование тяжелой техники. В результате 750 тонн кварцевого песка были расфасованы в мешки по 50 кг и распределены по полю силами 300 солдат с небольшими тележками. Но, несмотря на все трудности, европейцы прекрасно понимают, что работа с развивающимися рынками – это работа на перспективу. Европейский бизнес страдает от накатывающихся одна за другой волн экономического кризиса, а страны ближневосточного и тихоокеанского регионов, Латинской Америки демонстрируют гораздо более высокую устойчивость к финансовым потрясениям.
 
Соревнования на солнце
 
Еще один пример удачного ведения конного бизнеса дает компания HITS (Horse Shows In The Sun). Компания занимается организацией и проведением конкурных турниров на пяти площадках в Калифорнии, Флориде, Аризоне, Нью-Йорке и Вирджинии. Жизнь президента компании HITS Тома Струциери всегда была связана с лошадьми. С шести лет он начал соревноваться на пони, потом управлял фермой в штате Нью-Йорк, где сделал первые шаги в качестве конкурного тренера. Том всегда знал, что не хочет заниматься ничем другим, кроме лошадей. Его отец владел компанией по перевозке лошадей, поэтому уже в юно-сти будущий президент HITS узнал о том, как тяжело приходится трудиться людям, решившим связать свою жизнь с конным спортом.
 
В конце концов Том решил попробовать заняться организацией турниров для спортсменов, выступающих на начальном и среднем уровнях, так как для «топов» уже проводилась масса соревнований. Выбор этой ниши был удачным, в то время в США было немного таких турниров, а когда их число начало расти, у компании Тома уже был накоплен большой опыт, обширные связи и финансовая независимость. Постепен-но, с увеличением количества спонсоров, компания HITS смогла предложить интересные призовые фонды и спортсменам международного уровня, выраженные в числах с пятью и шестью нулями.
 
Витрина конного спорта
 
Рассказ об успешных бизнес-проектах в конном спорте был бы неполным без, пожалуй, самого известного из них – серии турниров Global Champions Tour (GCT). Идея GCT была придумана и воплощена в жизнь золотым медалистом Олимпийских игр – голландским спортсменом Яном Топсом. Серия турниров представляет собой соревнования категории 5*, к участию в которых приглашаются лучшие 40 спортсменов по всемирному рейтингу ROLEX. За сезон проводится в среднем по девять турниров на лучших и «гламурных» площадках Европы, Азии и Америки. Призовой фонд этого турнира огромен, например, в 2010 году немецкий спортсмен Маркус Эйнинг заработал более полумиллиона евро. Патронессой турнира является одна из самых богатых женщин мира – Афина Онассис де Миранда.
 
В календаре 2012 года значатся такие места проведения этапов, как Гамбург (в рамках конкурного дерби), Канны, Монте-Карло, Шантильи, Лозанна, Вена, Шанхай, Абу-Даби и пр. К событию, в котором принимают участие лучшие всадники мира, всегда есть большой интерес со стороны зрителей, телевидения и спонсоров. Организационный комитет GCT постоянно ищет новые места для проведения этапов серии, при этом не забывая о коммерческой составляющей проекта. В качестве места проведения одного из этапов рассматривалась даже Москва. Обсуждалась возможность проведения соревнования на Красной площади, на специально подготовленной площадке, но дальше соглашения о намерениях дело не пошло, разбившись о бюрократические барьеры и отсутствие опыта проведения турниров высокого уровня в нашей стране.
 
Несмотря на коммерческий успех предприятия, официальное признание GCT пока не получил. Он не является серией турниров, прохо­дящих под эгидой Международной федерации конного спорта, таких как Кубок мира или Кубок наций. Периодически представители FEI и оргкомитета GCT садятся за стол переговоров в попытке урегулировать спорные вопросы и взаимные претензии, но пока дело не увенчалось успехом. Основных источников напряженности два – конфликт между датами этапов GCT и Кубка наций, официального соревнования FEI. Громадный призовой фонд привлекает спортсменов, которым все труднее дается выбор между участием в национальной команде на Кубке наций и участием в очередном этапе GCT.
 
Еще одной проблемой являются так называемые «платные приглашения», которые дают возможность спортсменам, не входящим в первые четыре десятка мирового рейтинга, тем не менее принимать участие в этапах GCT. Более того, в программе турнира, помимо конкуров категории 5*, проходят и соревнования, где высоты препятствий выглядят поскромнее, и на эти маршруты заявки подаются только в сопровождении существенных денежных вливаний со стороны потенциальных участников. Учитывая тот факт, что FEI продолжает непримиримую борьбу с «платными» заявками, не удивительно, что GCT все еще не имеет официального статуса. Впрочем, это нисколько не влияет на его коммерческий успех.