Под опытных всадников покупаются готовые сверх-дорогие лошади, но результаты таких пар остаются посредственными. И в то же время лошади, купленные за бесценок, привозят своим спортсменам медали самой высшей пробы. Истории внезапных поворотов в судьбе спортивных лошадей можно найти повсеместно, и наша страна не является исключением. Судьбы «золушек» конного спорта очень разные, но ни одна из этих историй не обошлась без мечты, ежедневного труда и упорства в достижении цели.
Чудеса под Новый Год
Темным холодным вечером за несколько дней до наступления 1960 года в Александрийской конный завод приехал покупатель. По поручению ленинградского городского спорткомитета Иван Кизимов прибыл на Украину, чтобы купить лошадей для спортивной школы. Времени у него было мало, деньги, не потраченные в текущем году, пропали бы зря. На завод Иван Михайлович прибыл уже под вечер. Лошадей ему начали показывать на улице, но пошел проливной дождь, и выбирать пришлось прямо в конюшне. К счастью, лошади оказались неплохими, и среди восьми голов, приехавших в Ленинград из Украины, оказался будущий олимпийский чемпион Ихор. «Я его не выбирал. Не из чего было выбирать. Это просто мне повезло, что такая лошадь попалась универсальная. И обошелся он мне всего в 15 тысяч рублей (старыми). Меньше других», – рассказывал впоследствии Иван Кизимов.
В Ленинграде молодой конь начал свою спортивную карьеру в конкуре, но затем Иван Кизимов перешел из конкурного отделения в выездковое, взяв Ихора с собой. В 1961 году пара уже проехала Малый приз, а тогда Ихору было всего три года. В 1964 году Ихор и Кизимов в составе сборной команды отправились на Олимпийские игры в Токио. Несмотря на небольшой опыт крупных международных стартов и молодость лошади (в том году Ихору исполнилось всего шесть лет), пара заняла в Токио десятое место.
В 1967 году Кизимов и Ихор выиграли серебряную медаль на чемпионате Европы, уступив только Райнеру Климке из Германии. На следующий год на Олимпийских играх в Мехико русская пара в нелегкой борьбе завоевала золотую медаль в личном зачете. Олимпийские игры в Мюнхене стали последними для Ихора, и велик был его вклад в победу команды СССР. За свою спортивную карьеру Ихор завоевал 16 призовых мест только в официальных международных соревнованиях. Умер Ихор в 1981 году, в возрасте 23 лет.
Родом из конной милиции
«Счастливейшей лошадью в финале был 13-летний серый орловский рысак Балагур (от Раската). Александра Корелова, спортсменка, выступающая на нем, тренируется у Георга Теодореску. В свои 77 лет Георг, щегольски одетый, ежедневно следил за разминками своей ученицы. Зрители видели просто улыбающуюся всадницу на счастливой лошади, эта пара с наслаждением отъездила программу. Именно так должна выглядеть выездка! Результат – 72,34% и десятое место в дебютном финале Кубка Мира», – такая статья о русской выездковой паре появилась журнале Horse International в 2003 году. А уже через год, в 2004, Александра Корелова и Балагур стали участниками Олимпийских игр в Афинах. Всего в спортивной карьере Балагура было две олимпиады. На второй из них, в Гонконге, Балагур и Александра Корелова заняли пятое место в личном зачете, что стало лучшим результатом за несколько десятков лет нашего участия в Играх.
Спортивная жизнь орловского рысака Балагура началась с ипподромных испытаний, впрочем, он не проявил в них больших талантов и пробыл на ипподроме недолго. В возрасте трех лет он попал в конную милицию, и стаж его службы был значительным – семь лет.
Александра Корелова рассказывала, что милиционеры не любили брать коня патрулировать улицы в городе, так как он там пиаффировал. Дело в том, что когда Балагуру было 6-7 лет, старый циркач научил его пассажу и пиаффе на вожжах – было это зимой, когда лошади конной милиции не ходят в город и работают в манеже… История не терпит сослагательных наклонений, но если бы в один прекрасный момент он не попался на глаза Елене Владимировне Петушковой, так и служил бы Балагур в конной милиции.
Когда Балагуру исполнилось десять лет, жизнь его круто изменилась. Анатолий Балыкин выкупил Балагура из конной милиции и отправил Александру Корелову вместе с конем к немецкому специалисту Георгу Теодореску. И с этого момента началось постепенное восхождение российской пары к вершинам мирового конного спорта. Их дебют в официальных международных соревнованиях состоялся в 2002 году, на Всемирных конных играх в Хересе со скромным 27-м местом в личном зачете. В 2007 году пара выиграла КЮР Большого приза в Брауншвейге и Хагене, осталась второй в Штутгарте. В 2008-м, олимпийском году Александра и Балагур заняли пятое место в КЮРе Большого приза на знаменитом Всемирном конном фестивале в Аахене. И в Европе, и в России у Балагура образовался настоящий фан-клуб, какие только эпитеты не придумывали ему в прессе, но чаще всего его называли «белым русским лебедем».
В этом году Балагуру исполнилось 22 года, он живет на пенсии в конюшне Моники Теодореску, но продолжает понемногу работаться под седлом. Пожалуй, ни одна лошадь за последние сорок лет не сделала столько для популяризации русской выездки в мире, как Балагур.
Пришедший с войны
В пору серьезных экономических и политических потрясений, которые выпал и на долю нашей страны, людям было не до лошадей и конного спорта. Конные заводы терпели лишения, лошади продавались за рубеж за бесценок. Но конники – особый народ, даже не в самые благоприятные годы они продолжали заниматься спортом, отыскивая будущих турнирных бойцов по колхозам и частным хозяйствам, спасая их с мясокомбинатов.
В 1989 году в конном заводе «Акстаф» в Грузии родился гнедой жеребенок от чистокровного Петрополиса и кабардинской Струны. Его назвали Сапосто. В 1992 году началась война в Абхазии, и лошадей из зоны военного конфликта выводили практически под пулями. После долгого путешествия Сапосто в числе других наконец добрался до Москвы. В 2004 году он уже выступал в конкурах под седлом Юрия Полякова, затем попал в ЦСКА, в 1996 году на нем прыгал Эдуард Тикот, а в 1997 году жеребец был передан в работу Михаилу Сафронову. С 1997 по 2004 года в жизни этой прекрасной конкурной пары было много побед и призовых мест не только на национальных, но и на международных соревнованиях. В 1999-2000 годах Михаил во многом благодаря Сапосто удерживался на первой позиции в российском конкурном рейтинге.
По завершению спортивной карьеры Сапосто поселился в конном заводе «Георгенбурге», где живет и по настоящее время. В этом году конкурному ветерану исполнилось 23 года, но он до сих пор полон жизненных сил.
И по воду, и под воеводу
Однажды солнечным летним днем компания спортсменов-конников собралась в гости к своему коллеге на дачу. Дача находилась неподалеку от Троицко-Сергиевой лавры в Подмосковье, где была своя небольшая конюшенка. Лошади, которые там жили, выполняли обычную сельскую работу, например, возили бидоны с молоком с монастырской фермы. В свободное от работы время лошадки работались и под седлом на небольшом плацу за конюшней, где стояло несколько препятствий. Вот такую импровизированную тренировку и увидели московские дачники. Один из молодых коней настолько заинтересовал спортсменов, что через несколько дней он был куплен за достаточно скромную сумму и поступил в ЦСКА.
Спортивная жизнь гнедого Брокера началась в 1998 году с конкуров высотой 120-130 см, а в апреле 1999 года он уже прыгал под седлом Владимира Туганова на международных соревнованиях в Германии. В сентябре 2000 года Брокер выиграл одно из соревнований CSIO 3*-W в Загребе, а в 2003 году он поменял всадника. С февраля на нем начал выступать Дмитрий Берестов, и практически ни с одного турнира он не уезжал без призовых мест.
В 2005 году Брокер под седлом молодой спортсменки Жанны Ким остался вторым в Гран-при Кубка «Завидово», а всего через месяц привез своей всаднице титул чемпионки России по группе А и победу в Гран-при этого турнира.
Дитя юга
Шли годы, конный спорт постепенно восстанавливался из руин, на спортивных лошадей появился спрос, который немедленно повлек за собой повышение цен. Историй волшебных превращений невзрачных сивок в турнирных бойцов становится все меньше, но опытный глаз и широкие связи могут помочь в поиске «бриллиантов» и в наше время.
В 2004 году на соревнования в КСК «Панова» в Краснодарском крае приехал молодой буденновский жеребец Замир. Он отличался сложным характером и техничным прыжком. У спортсмена, выступавшего на нем, было маловато опыта для того, чтобы справиться с конем даже на конкуре 80 см. Хозяин конноспортивного комплекса Сергей Панов увидел, как старается Замир, несмотря на неопытность спортсмена, и принял решение его купить для своего клуба.
Потребовалось много работы, включающей основы выездки и преодоление клавиш, но уже через полгода Замир стал лидером на соревнованиях среди молодых лошадей.
В 2006 году он стал настоящей сенсацией Кубка клубов России «Минитекс» в Санкт-Петербурге. Александр Борисов, который выступал на нем в этом турнире, занял первое место в финальном конкуре среди юношей с высотой препятствий до 130 см. В следующем 2007 году Замир повторил свой успех, но уже под седлом другого спортсмена КСК Панова – Оганеса Амаляна. Оганес выступал на Замире, можно сказать, рос вместе с ним, вплоть до чемпионата России 2010 года, где пара заняла первое место в финальном конкуре 145 см по группе Б. В этом же году Замир был продан Марии Маденовой, и началась его не менее успешная международная карьера. Перечисление всех призовых мест этой пары заняло бы не одну страницу, отметим особо победу в финальном конкуре первенства Европы в детском зачете. Сейчас Замир живет в Германии и продолжает радовать свою юную спортсменку победами и призовыми местами на международных соревнованиях.
Так что вывод напрашивается сам собой: не все то золото, что блестит, и не все то камень, что скрыт под слоем пыли. И в конной среде оказывается бывают «золушки», которые из никому неизвестных «саврасок», живущих жизнью, далекой от спорта высоких достижений, при должной работе могут превращаться в прекрасных принцев и принцесс – золотых медалистов престижных турниров не только в нашей стране, но и на заграничных просторах.