Конный спорт: Маленькие хитрости... или запрещенные средства

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №11-12(124)2012

Горячие дискуссии о том, жесток ли конный спорт или использование дополнительных средств воздействия на лошадь – это просто профессиональная необходимость, не утихают много лет. Одни считают, что различные поводья, «железо», шпоры, хлысты и добавки обязательны для того, чтобы добиться от коня необходимого результата. Другие твердо убеждены в том, что это издевательство над животными и лошади должны просто гулять и наслаждаться жизнью. Где та грань, когда средства управления превращаются в орудия пытки?
На страх и риск
 
Первое место среди спортивных скандалов, безусловно, занимает допинг. Например, бывший руководитель лаборатории BALCO Виктор Конте, заключенный под стражу за снабжение спортсменов запрещенными препаратами, заявил, что, по его мнению, 60 процентов участников Олимпиады в Лондоне употребляли допинг. Если такова ситуация с атлетами, что же говорить о лошадях? Шокирует тот факт, что допинг используют многие знаменитые конники. Так, немецкая всадница Улла Зальцгебер лишилась золотой медали, завоеванной в марте 2003 года в финале Кубка мира по выездке в Гетеборге. Допинг-тесты ее коня Расти дали положительный результат на наличие в крови и моче животного повышенного содержания тестостерона. По решению дисциплинарного комитета FEI, Уле пришлось выплатить штраф в размере 1600 евро и оплатить расходы, затраченные на проведение допинг-контроля. Ей также грозила дисквалификация и исключение из сборной Германии, однако Федерация смилостивилась и решила не применять такие строгие меры. Та же судьба постигла олимпийского чемпиона Людгера Бербаума. На Олимпиаде 2004 года в Афинах в организмах лошадей Голдфивера Людгера Бербаума (конкур) и Рингвуд Кокаду Беттины Хой (троеборье) обнаружили запрещенные вещества: спортсменов  признали виновными и лишили медалей. 
 
Съешь таблеточку
 
Ирландский конкурист Киан О'Коннор вообще пичкал своего коня препаратами циклопентиксол, флуфеназин, гуанабенз и резерпин, предназначенными для лечения шизофрении и психоза у людей, – от них конь мог легко погибнуть. FEI дисквалифицировала О'Коннора в июне 2005 года, что в итоге привело к дисквалификации всей ирландской команды по конкуру. От участия в соревнованиях была отстранена даже сама Изабель Верт! На соревнованиях по выездке в Висбадене (31 мая 2009 года) у ее лошади Уиспера обнаружили то же вещество – флуфеназин.
 
Дурной пример заразителен
 
Не отстают от иностранцев и наши спортсмены: Судейский комитет Федерации конного спорта России принял решение дисквалифицировать на 12 месяцев Екатерину Пряжину (Эдмонд, фенилбутазон), Ирину Голубеву (Онтарио, дексаметазон) и Елену Мельник (Коломбо, фенилбутазон) за допинг, обнаруженный у их лошадей. Всадницы принимали участие в командном чемпионате России по выездке и Кубке России по троеборью в июне 2009 года. К слову, Елена Мельник на тот момент была членом сборной России по троеборью и участницей чемпионата Европы 2007 года.
 
Мужская сила
 
В Италии карабинеры раскрыли целый преступный синдикат, орудующий на скачках. Для победы лошадям давали целый спектр препаратов –
стимуляторы для дыхания, анаболики, средства для релаксации мышц, гормоны и кортикостероиды, анестетики и антигистаминные препараты и даже виагру (которая у мужчин эффективна против импотенции, но в организме животных действует как стимулятор сердечной и дыхательной деятельности). Такие лошади участвовали как в нелегальных, так и в официальных скачках на половине территории Италии. В заговоре оказались замешаны жокеи, тренеры, аптекари, врачи и санитарные служащие. К следствию были привлечены 114 человек, а в ходе мероприятий изъяли свыше десяти тысяч упаковок медицинских препаратов, запрещенных антидопинговым законом.
 
Что человеку хорошо…
 
Запрещенными являются и некоторые средства наружного применения. Чаще всего встречаются случаи использования капсаицина – вещества природного происхождения, получаемого из жгучего перца и используемого для лечения невралгии у людей. Мазь вызывает ощущение жжения и, будучи втертой в ноги коня, заставляет его прыгать выше и чище. Капсаицином воспользовался ирландский конкурист Денис Линч, да не где-нибудь, а на Олимпийских играх 2008 года. Естественно, он был отстранен от участия в соревнованиях. Бронзовый призeр Олимпиады в Пекине в конкуре норвежец Тони Хансен тоже был лишeн своей награды из-за капсаицина. Санкциям подверглись также американка Кортни Кинг, бразилец Бернардо Алвес и немец Кристиан Альман. В целом капсаицин был обнаружен в крови пяти лошадей, участвовавших в олимпийском турнире по конкуру. Печально, что приобрести подобные мази очень просто: они предназначены для людей и продаются в обычных аптеках, а Линч заказывал препарат через Интернет. Некоторые вообще пользуются подручными материалами и вводят лошадям под кожу ног чистящие средства, горячую воду и даже ртуть. 
 
Бокс на скаковой дорожке
 
Дисквалификация за жестокое обращение с лошадью также довольно частое явление в спорте. Например, в конкуре всадника могут исключить из соревнований за три удара хлыстом. Подстегивать лошадей во время скачек не воспрещается, но и здесь ухитряются нарушать правила. Например, австралийский жокей Аарон Югович был дисквалифицирован на целых 15 лет за жестокое обращение с лошадьми: он использовал хлыст со встроенной батарейкой, вследствие чего лошади подвергались постоянным ударам тока. Для того чтобы прийти первым, он также прикреплял к шпорам и ручке хлыста гвозди. Один английский жокей вообще не совладал с нервами, а поплатилась лошадь. Во время скачки лошадь неожиданно его сбросила, он вскочил на ноги, схватил коня за поводья и ударил его головой в нос.
 
Все выше и выше
 
Больше всего использование различных приспособлений процветает в конкуре. Что тут только не используется – электрошокеры, электрохлысты, электроногавки, пневматическое оружие и даже железнодорожные рельсы – для лошадей, которые прыгают небрежно. Они кладутся вместо верхней жерди и так же раскрашиваются – представьте себе эффект…
 
Пришпорь коня – и в путь, ковбой!
 
Шпоры также не запрещены, а в некоторых видах конного спорта, например в выездке, даже обязательны. По идее они выступают в качестве усилителя команды и позволяют более отчетливо донести до лошади требования всадника, но, если он не способен согласованно работать всеми средствами управления, которые включают в себя не только шенкель и повод, но фактически все тело, шпоры превращаются в орудие пытки. Именно поэтому шпорами следует пользоваться только опытным спортсменам для усиления действия шенкеля, поскольку начинающие всадники не всегда могут контролировать действия своих ног и могут нечаянно поцарапать бока лошади. 
 
Также неоправданным будет применение шпор на прогулочной лошади, которая и так замечательно бежит и от которой не нужно требовать высоких результатов. Не следует использовать шпоры на тонкокожих лошадях, с осторожностью их используют на кобылах, поскольку у некоторых особо «нервных особ» они могут вызвать нестандартную реакцию – замыкание и «козлы» вместо продвижения вперед. Шпоры нужны для того, чтобы более точно и тонко воздействовать на лошадь, например в той же выездке, где достаточно много различных элементов и нужно, чтобы лошадь различала команды всадника, которые иногда бывают очень похожими. Многое зависит и от вида шпор: например, в правилах по троеборью прописано, что запрещены шпоры, которые могут ранить коня, а шпоры с колесиками допускаются только в манежной езде.
 
В бараний рог
 
С тем же успехом можно рассуждать про вред, который наносит лошади «железо», различные дополнительные поводья – мартингалы, шпрунты и т.д. Одно время широко обсуждался вопрос жестокого обращения с животными в контексте роллкура, который активно применяла Анке Ван Грюнсвен. Тогда после осмотра ее спортивных лошадей ветеринары заявили, что такой сбор деформирует шейные позвонки и поясницу лошади, не дает коню дышать, ухудшает зрение и здоровье животного в целом.
 
Со всей ответственностью
 
Само по себе наличие шпор, хлыста, строгого «железа» и прочих приспособлений еще не значит, что всадник – жестокий человек и калечит лошадь. Точно так же, как то, что человеку можно причинить повреждения кухонным ножом или вилкой не значит, что вилки и ножи – зло, а любой, кто их держит в руках, – опасный маньяк. Приспособлениями надо  уметь пользоваться – и, что самое важное, в нужный момент. Наличие хлыста в руке не обязательно означает причинение лошади вреда: например, то, что всадник не может завести лошадь на препятствие и начинает ее наказывать, говорит лишь о том, что он плохо подготовил лошадь к данным соревнованиям и она недостаточно мотивирована в преодолении препятствий. Те же электроногавки и электрохлысты сейчас очень популярны в Европе, поскольку являются достойной альтернативой бичу и избиению лошадей. Главное, правильно использовать все эти дополнительные средства – не в качестве наказания, а как подсказку для коня, чтобы он активнее двинулся вперед. Именно поэтому жесток вовсе не конный спорт, а люди, считающие, что для победы все средства хороши.