На волнах курса

Конный спорт: На волнах курса

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №1(148)2015

Насколько конный бизнес России пострадал от падения рубля? Какие товары для конного спорта производятся в нашей стране, а какие исключительно импортируются из-за границы? На чем коневладельцы смогут сэкономить в наступившем году? «GM» провел детальный анализ рынка конноспортивной продукции.

Пугающая неизвестность

Новый год российский рубль встретил, что называется, в процессе свободного плавания. Изучение процессов, произошедших на валютной бирже, мы оставим  для финансовых аналитиков, но факт остается фактом: в середине декабря национальная валюта рухнула. В очередной раз глобальные мировые катаклизмы непосредственно отразились на жизни и благосостоянии простых граждан. Конники не стали исключением.

Арифметика кризиса проста: товары, производящиеся за границей, российские поставщики приобретают за евро или доллары, а продают за рубли. Если ровно год назад 10 тыс. руб. были эквивалентны 220 евро, то сейчас (на момент написания статьи) аналогичной сумме соответствуют всего лишь 130-133 евро. Стоимость импортной продукции неизбежно увеличилась, потянув за собой и цены на товары отечественного производителя.

Конники уже давно привыкли к тому, что более 90% предметов, которые они используют в работе с лошадьми каждый день, от чумбура до автоматической водилки, имеют зарубежное происхождение.

Конечно, наступивший кризис поменяет конкурентную карту рынка и заставит многих пересмотреть свое отношение к отечественному производителю. Вот только готов ли этот производитель удовлетворить запросы потребителя, привыкшего к европейским брендам? Мы разделили основные товары для конного спорта, ухода за лошадьми и оснащение конюшен на соответствующие группы и провели исследование на наличие их производства в России. Результаты оказались весьма неожиданными.

Лошадь и всадник

Сразу следует сказать, что за рамками нашего обзора остались частные мастера, занимающиеся собственным штучным изготовлением продукции. Так, есть умельцы, которые на заказ шьют, например, сапоги для верховой езды, причем порой очень высокого качества, вальтрапы, попоны, недоуздки и даже седла. Конечно, это оказывает влияние на рынок конной амуниции, но вести более-менее адекватную статистику деятельности таких кустарей не представляется возможным. Кроме того, следует учесть, что их производственные мощности и, соответственно, объемы производства не в состоянии покрыть значимого процента потребности рынка.

Что касается шорной продукции, то здесь формально присутствует отечественное производство в лице, например, кировской фабрики «Орловская». Предприятие изготавливает и уздечки, и спортивные седла, и стремена, однако товары этой компании находятся в самом низком сегменте, удовлетворяя потребностям прокатных конюшен и небогатых всадников-любителей. До уровня самых «дешевых» европейских производителей, немецких компаний USG и Euroriding, ни одна российская фирма не дотягивает ни по качеству, ни тем более по ассортименту продукции. Профессиональным спортсменам, выбирающим дорогие седла, уздечки и оголовья итальянских, немецких, французских и английских брендов, рассчитывать на отечественные аналоги вообще пока не приходится. С чем в нашей стране нет проблем, так это с пошивом вальтрапов и попон – здесь имеет место относительное разнообразие моделей и цен. Однако существуют и такие предметы конной амуниции, которые в России вообще не производят. Причем если гелиевые или полимерные амортизаторы под седла, трензели и мундштуки или даже ногавки подразумевают наличие относительно сложных технологий, то как объяснить причину отсутствия чумбуров и корд российского производства?

Среди отечественных производителей одежды для конного спорта более-менее твердо стоит на ногах компания «Аванти». Фраки, рединготы, цилиндры и бриджи этой фирмы можно найти не только в собственном магазине, но и в некоторых других. Интересно, что среди всех предметов экипировки всадника в России не налажено производство также наиболее простых вещей: перчаток и хлыстов. Возможно, сложившаяся экономическая ситуация послужит стимулом для развития этого направления.

В целом, конечно, прилавки конных магазинов импортные товары заполняют в несоизмеримо большем объеме, чем отечественные, поэтому, если вы давно не отправлялись на амуничноэкипировочный шопинг, будьте готовы к серьезному повышению цен, любимые бренды вроде Pfiff, Waldhausen, Pikeur, Eskadron, Horseware и многие другие значительно подорожали.

КОВКА

Всем известно, что профессиональная ковка и коррекция копыт – это сложное ремесло, требующее огромного объема знаний и практического опыта. А также солидного ящика с инструментами. Рынок товаров для ковки невелик, но даже на нем практически не нашлось места для отечественного производителя. Кроме простейших железных подков, для которых, к слову, с 1977 года в нашей стране действует ГОСТ, и ухналей (гвоздей для ковки) не очень высокого качества, все прочие принадлежности имеют импортное происхождение. Практически все инструменты коваля (рашпили, копытные ножи, клещи, молотки и др.), фильцы, силикон, а также подковы из синтетических материалов и легких сплавов производятся несколькими европейскими компаниями. Поэтому не стоит удивляться, когда услышите от своего коваля непривычно высокую сумму за его услуги.

ВЕТЕРИНАРИЯ И УХОД

В отличие от всех перечисленных выше групп товаров, рынок ветеринарных препаратов и средств по уходу уверенно занимают несколько российских производителей, причем во многих сегментах. Таможенные трудности при импорте медикаментов и их регистрации в России при наличии стабильного спроса уже давно создали благоприятные условия для выпуска отечественных лекарств. Пожалуй, всем конникам известна линейка товарного знака Alezan от «НВЦ Агроветзащита». Не менее популярна серия средств по уходу ЗооVIP и других товаров от ООО «ВЕДА». Гомеопатические препараты для нескольких видов животных, в том числе и лошадей, производит группа компаний «Хелвет».

Рынок ветеринарных препаратов активно поддерживается и многими региональными фабриками и биохимическими комбинатами. Например, Щелковский биокомбинат производит недорогие вакцины от гриппа и ринопневмонии лошадей. Правда, по мнению большинства ветеринарных специалистов, вакцина указанного предприятия против ринопневмонии «СВ-69» не имеет ничего общего, кроме названия, с профилактикой от того штамма этого заболевания, который актуален в настоящее время. Поэтому большинство коневладельцев используют более дорогие и качественные вакцины, разработанные американской компанией MSD Merck Animal Health, дистрибьютером которой является российское ООО «Интервет».

Формально отечественные предприятия производят почти все группы ветеринарных препаратов (за исключением специализированных хондропротекторов для лошадей инъекционного введения). Однако применение для дорогих спортивных лошадей российских лекарств подразумевает определенные риски. Во-первых, из-за недостаточных, по мировым меркам, требований к «чистоте сырья», то есть к тем субстанциям, из которых изготавливается то или иное средство. А во-вторых, 99% произведенных в России ветеринарных препаратов подразумеваются по умолчанию как средства либо для сельскохозяйственных (коров, овец, свиней), либо для мелких домашних животных (собак и кошек). В их инструкциях к применению действительно указаны в том числе и лошади, но изначально эти препараты разрабатываются для других видов. Нельзя надеяться, что качество «нашего» флуниксина соответствует импортному от MSD.

ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ КОНЮШНИ

Интересно в прошедшем году складывалась ситуация на рынке оборудования для конных объектов. Начнем с того, что некоторые товары, производство которых приписывается лишь зарубежным компаниям, фактически изготавливаются и в России. Например, подмосковная компания «АгроСервис-1» выпускает собственную пластмассовую автоматическую поилку АП-1А. О ней конники вряд ли слышали, поскольку изделие предназначено для поения коров с привязным содержанием. Но размер чашки и пружинно-клапанный механизм, в принципе, позволяют устанавливать такие поилки и в конюшнях. Правда, качество материалов не идет ни в какое сравнение с популярными моделями немецкой компании Suevia. Аналогично дело обстоит и с более сложным оборудованием. В частности, нижегородская фирма «Промтех» производит стационарные зерноплющилки, применимые в условиях конных объектов, а компания «Рикс-ТВ» занимается изготовлением электроизгородей.

Настоящий прорыв в деле собственного производства на территории России в 2014 году совершила СТК «Магистраль», которую, в отличие от названных выше фирм, наши конники знают прекрасно. Успех компании, по мнению ее генерального директора Дениса Бегунца, заключается в комплексном подходе к требованиям заказчиков, помогая и спроектировать, и построить КСК, и оборудовать его. Часть продукции компания попрежнему ввозит из-за границы, но кое-что уже стала изготавливать в собственных цехах. Сначала СТК «Магистраль» запустила линию производства европейских решеток для конноспортивных полей и систем полива. Следующим шагом стало появление стационарных и сборно-разборных денников, а в конце года компания заявила о создании по европейскому аналогу первой в России автоматической водилки. На этом традиционно импортном сооружении стоит надпись «Сделано в России».

КОРМА

Комбикорма, мюсли и кормовые добавки из Германии, Голландии, Бельгии и Великобритании благодаря активной деятельности дилеров заполонили российские КСК. Над разработкой рецептов европейских кормов для лошадей трудятся крупные научно-производственные центры в нескольких странах. Целесообразность кормления, например, мюсли, адаптированных для отдельных групп животных, дифференцированных по полу, возрасту, физиологическому состоянию и степени нагрузки, давно доказана, и преимущества такого подхода перед банальным сено-овсяным рационом ни у кого не вызывает сомнений. «Европейцы» практически вытеснили с рынка отечественных производителей, особенно в сегменте кормов премиум-класса для спортивных лошадей. Если в России и производятся собственные мюсли, то это ничто иное, как лицензированная или скрытая калька с европейских оригиналов. Впрочем, например, ДКСК «Чудо-кони» выпускает свои корма, не отрицая, что использует немецкие технологии и оборудование. В условиях кризиса отечественное сырье и независимость от валютного курса, конечно, сильно сыграет на руку этому производителю. И все же, несмотря на дорогой евро, трудно себе представить, что в обозримом будущем ниша, занятая импортными мюсли, достанется российским компаниям.

КОНЕВОЗЫ

Наиболее заметным повышение цен оказалось на рынке автомобилей. Если учесть, что почти все современные коневозы – иномарки, то эта же участь, разумеется, постигла и их. Прицепы и фургоны из Европы полностью удовлетворяют потребности рынка. Если покупатель не может позволить себе новую модель, то имеет богатейший выбор среди коневозов с пробегом.

Возможно, информация, приведенная ниже, покажется шуткой, но она, поверьте, достоверна. Две модели коневозов запущены в серийное производство и в России. Один фургон производит нижегородский завод спецтранспорта Авто-Профи. Коневоз, рассчитанный на перевозку 6 лошадей, выполнен на шасси «Камаз» 4308, в базовой комплектации имеет основные необходимые атрибуты немецкого прототипа: утепленные стенки, переставные перегородки, прорезиненный трап с пневмоупорами и складывающимися перилами, видеонаблюдение в кузове. Второй вариант коневоза во всех отношениях попроще. Его выпускает завод коммерческого транспорта РУСКОМТРАНС. Здесь в качестве шасси используется ГАЗ 3309. Автомобиль рассчитан на 4 лошади. Конечно, при всех стараниях производителей основу обеих машин составляет пресловутый отечественный «автопром», который по своим эксплуатационным качествам никогда не составит внятную конкуренцию иномаркам. Чего нельзя сказать о цене. В новых экономических условиях появление на конноспортивных базах камазовских коневозов уже не кажется чем-то фантастическим.

Кризис – это, конечно, явление неприятное. Он заставляет изменять привычкам, пересматривать планирование, отказываться от приятных излишеств. Аналитики российского издания Forbes заверяют, что в ближайшие два года условия для развития бизнеса в нашей стране будут стабильными. Стабильно тяжелыми. Понятно, что рынки товаров для конного спорта измельчают. Однако произойдет это в первую очередь за счет ослабления участия зарубежных игроков. Конечно, не стоит обольщаться и надеяться, что уровень цен на отечественные товары останется прежним. Не так сильно, но они тоже подорожают. Во-первых, это произойдет вследствие классического закона спроса и предложения (если, конечно, спрос существенно не сократится, что вряд ли). Во-вторых, значительная доля (в зависимости от сложности технологии) комплектующих частей, оборудования для производства и сырья имеет зарубежное происхождение.

Повышение цен на все перечисленные в нашем обзоре группы товаров в конечном счете неминуемо повлечет за собой удорожание процесса содержания лошадей. Это означает, что заводчики также будут вынуждены поднимать «ценник» на свою четвероногую продукцию, кормить, ковать, лечить и тренировать которую теперь стало дороже. И все-таки главное преимущество наших конезаводчиков заключается в том, что лошадей они продают за рубли, а значит, приобрести лошадь, рожденную и выращенную в России, в любом случае будет дешевле, чем в Европе. Хотелось бы надеяться, что сложившаяся экономическая ситуация заставит наших покупателей обратить внимание на лошадей отечественной селекции. Главное, чтобы это не произошло слишком поздно, иначе самое лучшее снова достанется расторопным европейцам, как в 1990-е годы.