Конное поло – очень динамичный и, увы, опасный вид спорта, играть в который могут только настоящие бойцы. Любой конник знает, что может пострадать во время занятий или выступлений, но в поло шанс получить травму возрастает многократно.
Наглядный и хорошо известный пример – карьера принца Чарльза, собравшего за 30 лет игры в поло довольно внушительную коллекцию всевозможных травм: повреждение спины, шесть швов на щеке, потеря сознания после падения и двойной перелом руки – вот лишь самые серьезные из них, ведь простые ушибы и синяки давно стали неотъемлемой частью «игры королей».Впрочем, конечно, это судьба одного, пусть и именитого спортсмена. А что же нам дает общая статистика?
100 Часов – 1 перелом
Если обратиться к данным Американской ассоциации поло (сезон в США – один из самых напряженных в мире), то мы получим следующую картину. У игроков начального и среднего уровня на каждые 100 часов игры приходится обычно как минимум одна травма, требующая незамедлительного обращения к врачу (перелом, трещина, растяжение, вывих, ушиб и т.д.) В 35% случаев на такое же игровое время приходится два-три серьезных инцидента. В основной сезон, насыщенный важными играми, 30% всадников повреждают более одной части тела. Прежде всего, игроков в поло преследуют переломы рук, ног, ключиц и трещины в костях (25-30% всех травм). Затем идут синяки и ушибы (25-28%), растяжения и вывихи (20-25%), а также сотрясения мозга (10-12%). Особое впечатление на публику производят травмы лица: рассечения и открытые раны (65%), синяки и ссадины (30%), переломы носа (5%).
Берегите руки
По телу абстрактно взятого игрока все травмы распределились бы примерно таким образом: более 35% пришлись бы на руки; 33% – на лицо, голову и шею; 30-31% – на ноги ниже колен; 22% – на корпус, в том числе спину; 12% – на плечи. При этом 20-22% травм наш игрок получил бы из-за нарушения правил; 53-55% – из-за столкновения; 13-15% – из-за опасной игры клюшкой. Прекрасная половина человечества получает за то же игровое время в среднем на 40-50% травм больше, чем мужчины.
Хронические спортсмены
У спортсменов высокого уровня (гандикап от 5 до 10) серьезные травмы случаются гораздо реже – одна примерно на 300 часов игры – зато проявляются хронические «профессиональные» недуги: постоянные боли в спине, растяжение паха и запястий. Сохраняется также высокий процент черепно-мозговых травм (10%).
Страшные игры
Несмотря на защитную экипировку, серьезные падения или столкновения иногда все же заканчиваются для игроков летальным исходом. Причем даже для самых опытных. Так, в августе 2003 года, после обычного, казалось бы, падения в заштатной игре довольно низкого уровня, мир поло потерял Эрика Фридена, много сделавшего в свое время для развития игры как в родной Санта-Барбаре, так и во всей Америке. Причиной смерти стало сотрясение головного мозга. А не так давно – в апреле нынешнего года – на семейном поле в Веллингтоне во время подготовке к Открытому Чемпионату США погиб Скитер Джонстон, один из основателей Североамериканской Лиги по игре в поло. Во время тренировки его придавила собственная лошадь.
Техника безопасности
Такая неприятная статистика ведет к постепенному ужесточению правил безопасности на поле. Они разнятся от клуба к клубу и от ассоциации к ассоциации, но общая тенденция очевидна: игрокам запрещается выходить на поле без шлемов повышенной категории прочности, защитных очков или даже масок. Уже давно без шлемов не могут появляться полевые судьи, а во многих клубах – и судьи на воротах.
Усовершенствуются и сами ворота, которые в большинстве своем крепятся пока к грунту металлическими штырями, что очень опасно. Все более высокие требования предъявляются к дежурящему на поле врачу, аптечка которого давно превратилась в настоящую медицинскую сумку со сложным оборудованием. Сегодня ведется постоянная работа по повышению прочности и надежности защитной экипировки (особенно все тех же шлемов), а в тренировочном процессе значительное внимание уделяется занятиям в тренажерном зале: мышечная масса помимо всего прочего защищает кости спортсмена от переломов и трещин.
Берегите поло-пони!
На обеспечение безопасности игрока и лошади направлены также все нюансы по подготовке к игре животного. Грива, которая ни в коем случае не должна мешать управлению пони, либо коротко стрижется, либо вообще сбривается. Хвост лошади заплетается в тугую косичку. Мартингалы не дают пони слишком высоко задрать голову и ударить затылком в челюсть игрока. Кроме того, для защиты ног животных от ударов клюшками используются специальные бандажи, а подковы имеют два различающихся по высоте гребня для лучшего сцепления с травой.
Присутствие ветеринара является обычным требованием к любому матчу. Если это добросовестный специалист, то ни одна хромая, нездоровая на вид или со следами крови, лошадь не будет выпущена на поле. Если пони получает травму во время чаккера, то игра приостанавливается, всадник меняет животное, а лошади оказывается первая медицинская помощь. Обычно в таких случаях ветеринарам приходится иметь дело с растяжениями, вывихами, кровоточащими ранами или перегревом.
Что ж, современное конное поло становится все более динамичным и жестким, скорости увеличиваются, но одновременно возрастает мастерство игроков и улучшается их экипировка. Остается только надеяться, что в этой гонке за адреналином жертв со временем станет меньше. ЗМ