Манеж Министерства обороны. Забытое наследие великой школы

Конный спорт: Манеж Министерства обороны. Забытое наследие великой школы

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: ЗМ №4(128)2013

«На этом здании нет мемориальной доски, кажется, не взято оно еще и под охрану государством, а белые колонны у парадного подъезда свято хранят и доносят до нас целую бездну былого и справедливо вопрошают: всегда ли мы умеем достойным образом оценить и сберечь для потомков наше прошлое, оставившее яркий след в истории, составляющее национальную гордость страны и не подлежащее забвению?» (И.Ф.БОБЫЛЕВ. Из книги «Всадники с Красной площади. Свидетельства очевидца» ) 
Во многих странах традиции придворной кавалерии не только бережно хранятся в памяти потомков и являются национальным достоянием, но и собирают толпы туристов и желающих прикоснуться к уникальным знаниям и опыту старых школ верховой езды. На весь мир известны Венская школа и Сомюр во Франции. Такая школа была и в нашей стране, правда, последнее «живое» упоминание о ней, видимо, через несколько лет окончательно превратится в руины, а затем и безвозвратно исчезнет! В центре столицы, в Хамовниках, на протяжении вот уже 60 лет хранит память о величии и славе высшей  кавалерийской школы последний ее свидетель – манеж Министерства обороны. Более полувека в этих стенах не слышно прежнего цоканья копыт, фырканья лошадей и по-военному четких и громких команд тренеров. О былом назначении здания по адресу Комсомольский проспект, 17а сегодня знают, пожалуй, только конники самого старшего поколения, историки-москвоведы и некоторые местные старожилы. А ведь именно отсюда вплоть до 1953 года лучшие лошади страны, отобранные в конных заводах лично С.М.Буденным, отправлялись на Красную площадь, чтобы верхом на них великие полководцы, такие как Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, К.Е.Ворошилов, С.К.Тимошенко в зените своей славы проводили и принимали главные военные парады, аналогов которым по красоте и торжественности не было во всем мире.
 
Сто лет на службе 
В начале XIX века на территории бывшей Хамовной слободы по проекту архитектора Л.И.Руска началось строительство большого комплекса зданий военного назначения, выполненных в стиле русского классицизма. Строительством руководили архитекторы М.М.Казаков и И.Т.Таманский. На четной стороне современного Комсомольского проспекта были возведены три протяженных корпуса казарм (Ха-
мовнические казармы, где в 1812 году формировалось Московское ополчение), а напротив, на другой стороне существовавшего тогда огромного Хамовнического платца (в 1925 году он получил название Фрунзенский платц), – гауптвахта и манеж с примыкающими конюшнями. В XIX веке в Хамовнических казармах квартировал 1-й Сумской гусарский полк, с 1904 года – 3-й Перновский и 4-й Несвижский полки.
В 20-е годы XX века манеж стал главным центром подготовки командиров-кавалеристов к военным парадам, начали регулярно проводиться конноспортивные соревнования. Не прекращали свою работу сотрудники этой школы и в годы Великой Оте-
чественной войны. Отсюда в 1941 году Герой Советского Союза генерал Л.М.Доватор повел свой прославленный кавалерийский корпус на оборону Москвы. 
Пожалуй, наиболее ярким этапом истории манежа стали послевоенные годы, эпоха последних военных парадов на Красной площади, принимаемых и проводимых верхом на лошадях.
 
Объект особого назначения
Самым главным и достоверным источником информации о манеже Министерства обороны, безусловно, является книга профессора, полковника в отставке Игоря Федоровича Бобылева «Всадники с Красной площади», проработавшего здесь ветеринарным врачом на протяжении без малого десяти лет (впоследствии Бобылев станет вице-президентом ФКС СССР, основателем и председателем Вете-
ринарного комитета FEI, прекрасным преподавателем и жур-
налистом). В своих воспоминаниях автор рассказывает о функциях и назначении этого учреждения: «Манеж был специальным кавалерийским подразделением, находившимся в непосредственном подчинении командующего кавалерией маршала С.М.Буденного. Основной задачей манежа являлись выездка и подготовка лошадей для военных парадов на Красной площади, которые предназначались для высшего командного состава (маршалов и генералов) и их адъютантов... В одно время в манеже даже действовало специально созданное училище инструкторов-наездников с двухлетним сроком обучения… 
Кроме того, маршал С.М.Буденный ежегодно ставил перед манежем задачу подготовки спортсменов-конников высших разрядов по всем олимпийским дисциплинам».
Начальниками манежа в послевоенный период были генерал-майор И.А.Дулинец (блестящий всадник и тренер), полковник И.Г.Киселев, полковник Н.Н.Никитин.
 
Сокровищница русского коневодства
Лошади содержались в трех конюшнях. Главная, или, как ее еще называли, «маршальская», с широким проходом и огромными денниками, была предназначена для размещения личных лошадей генералов и маршалов. Во второй, примыкающей к ней, находились офицерские лошади, а в третьей – солдатские и курсантские. Всего в конюшнях могли разместиться порядка ста голов. По словам И.Ф.Бобылева, манеж являлся «настоящей сокровищницей русского коннозаводства, выставкой его достижений», что, в общем-то, неудивительно, ведь парадные лошади во все времена должны были соответствовать самым строгим требованиям. Надо заметить, что практически все наши прославленные полководцы обладали своими лошадьми. Среди них есть и настоящие звезды, например Софист С.М.Буденного, Мелекуш Г.К.Жукова, Символ К.Е.Ворошилова. Здесь же содержались и проходили тренинг терский жеребец Целебес (на котором во время Парада Победы 24 июня 1945 года Г.К.Жукова сопровождал его адъютант генерал-майор П.П.Зеленский), ахалтекинцы Орлик и Араб (Казбек) – участники грандиозного пробега Ашхабад – Москва. Последний приобрел всемирную славу как отец Абсента – первого в СССР олимпийского чемпиона.
 
Подарок сталина американскому послу 
До войны традиция проведения ежегодных военных парадов на Красной площади была приурочена к 1 Мая. Конечно, первый послевоенный первомайский парад 1945 года стал событием особенно выдающимся. Принимал его генерал армии А.И.Антонов верхом на караковом жеребце по кличке Факт. На трибунах мавзолея рядом с И.В.Сталиным находился посол США, известный американский политик и дипломат Аверелл Гарриман, который являлся, кстати, большим любителем лошадей и превосходно ездил верхом. Заметив интерес и восхищение в глазах американца, Сталин спросил: «Господин Гарриман, нравится ли вам конь генерала Антонова?» – «Я восхищен!» – ответил посол. Недолго думая, Сталин произнес: «Я дарю вам этого коня, господин Гарриман».
На следующий день ровно в 12 часов в манеж Министерства обороны на шикарном лимузине А.Гарриман приехал принимать подарок со своей дочерью Катрин, для которой по приказу Сталина также был подготовлен презент – рыжий жеребец донской породы Бостон. После этого в течение года по воскресеньям они приезжали в манеж, чтобы позаниматься на своих лошадях. Инструктором для них был назначен майор С.И.Шаклеин, который, впрочем, не сильно вмешивался в процесс, поскольку его заморские ученики безукоризненно сидели в седле. 
Когда Гарриман был отозван в США, он через министра иностранных дел Молотова попросил отправить его лошадей через океан силами советской стороны. Факт и Бостон в сопровождении И.Ф.Бобылева были переправлены в США на пароходе и дожили свой век в потомственном имении Гарриманов под 
Нью-Йорком.
 
 
Забвение
В 1952 году на Красной площади состоялся последний парад на лошадях. После смерти Сталина, который был убежденным приверженцем этой традиции, генералитет принял решение пересесть в автомобили. Как ни странно, приказ о расформировании манежа Крас-
нознаменной высшей офицерской кавалерийской школы был отдан непосредственно Г.К.Жуковым, человеком, которому самому доводилось готовиться здесь к славному Параду Победы 1945 года.
В 1957 году здание было реконструировано в комплекс спортивных залов. Манеж размером 68х20 м превратился в тренировочный зал, разделенный капроновыми сетками на шесть волейбольных или баскетбольных площадок. Еще через пять лет бывший уже манеж снова подвергся реконструкции, и в нем разместился стрелковый тир ЦСКА, который и находится в этом здании до сих пор. 
 
Сегодня гигантский мегаполис словно проглотил двухэтажный желтый дом вытянутой формы с большими окнами и белыми колоннами у парадного входа. Здание тесно окружено жилыми домами, так что с самого Комсомольского проспекта его можно даже и не заметить, особенно летом, когда оно буквально утопает в зелени деревьев. Бывшие помещения конюшен сейчас представляют жалкое зрелище, да и весь комплекс, по правде сказать, давно потерял свой прежний величественный облик. Неизвестно, что ждет это здание в будущем, но никогда нельзя забывать о том, что именно здесь когда-то не только готовились к военным парадам величайшие полководцы ХХ века, но и выросло целое поколение мастеров конного спорта, которое стало преемником старой, великой и славной дореволюционной школы, а забытый сегодня манеж вместил в себя целую эпоху.