Взять квалификацию под крышу

Конный спорт: Взять квалификацию под крышу

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №9-10(194)2019
Фото: Maxima Equisport/Екатерина МАРТИРОСОВА

Слово «квалификация» на всех языках звучит примерно одинаково, и понятно всем. В первом значении – это степень подготовленности человека к чему-либо. Но для любого профессионального спортсмена квалификация – это, в первую очередь, процесс, результат которого – попадание на главные турниры или возможность выступить в составе сборной.

Билет на чемпионат
 
Главный национальный турнир в любом виде спорта – чемпионат. Напомним, что в минувшем сезоне звание чемпиона впервые присуждалось только по группе «А» – в Минспорта посчитали, что конный спорт в нашей стране уже достаточно развит, чтобы перестать ранжировать чемпионат по уровням. Конникам такое решение, надо сказать, не понравилось. В России 4,5 тыс. спортивных пар выступают в конкуре, в выездке – около 3 тыс., в троеборье – более 700. Понятно, что уровень у всех разный, и далеко не все, объективно говоря, метят в чемпионы. Но даже среди достойных необходимо вводить системные ограничения. Эти ограничения и есть квалификация.  
 
Кто же мог стартовать на чемпионате России по конкуру в 2019 году? Заглянем в положение: «Мужчины и женщины 16 лет (2003 г. р.) и старше на лошадях 8 лет и старше из числа выполнивших минимальные квалификационные нормативы: в течение 12 месяцев, предшествующих соревнованию, спортивная пара должна показать квалификационный результат не более 4 штрафных очков в первом гите квалификационного маршрута с высотой препятствий 145, 150 см или без штрафных очков в первом гите квалификационного маршрута с высотой препятствий 140 см».
 
Таких маршрутов на первый взгляд достаточно много. Согласно действующему регламенту ФКСР, вне зависимости от ранга и уровня, любым соревнованиям, своевременно внесенным в календарь ФКСР (то есть фактически даже муниципальным или клубным), может быть присвоен статус «квалификационных» к официальным всероссийским соревнованиям. Среди требований к турниру с таким статусом указывается, что его положение должно быть согласовано комитетом ФКСР по соответствующей дисциплине, а главная судейская коллегия – Всероссийской коллегией судей ФКСР, также необходимо присутствие технического делегата из списка ФКСР, в отчете которого подтверждается выполнение технических и организационных требований к проведению квалификацион­ных соревнований. То есть никаких существенных обременений к организаторам таких турниров не предполагается. Главное, чтобы маршрут имел достаточную высоту препятствий, если мы говорим о конкуре.
 
С личным чемпионатом России по выездке ситуация несколько другая. На уровне Большого приза у нас в стране, к сожалению, пока еще конкуренция не столь высока, чтобы объективно требовалось кого-либо отсеивать: в принципе, все большепризные пары в наших современных реалиях допус­каются по умолчанию. Хотя формально и для попадания на главный турнир по выездке 2019 года были свои ограничения: «К участию в спортивных соревнованиях допускаются участники (всадник-лошадь), показавшие в паре на квалификационных соревнованиях регионального уровня и выше в текущем году результат 60 % и выше в программах "Большой приз" или "Переездка Большого приза". Квалификационный результат должен быть выполнен не позднее, чем за 1 месяц до даты проведения спортивного соревнования».
 
Все в сборе
 
Впрочем, бывает у спортсменов и квалификация другого порядка – на главные статусные международные соревнования с командным зачетом. В первую очередь, это чемпионат Европы для взрослых и первенство Европы среди детей, юношей и юниоров. И если вначале мы говорили, по сути, о механическом выполнении квалификационных требований, то процесс попадания в сборную невозможен без личного участия и контроля старшего тренера. 
 
Ольга Соболева, тренер нашей самой результативной команды – молодежной сборной по выездке (а с 2019 года и основной сборной по этой дисциплине)  – подробно рассказала, как происходит ее формирование.  
 
«Есть регламент для попадания спортсменов в списки кандидатов в сборные команды. Эти списки ежегодно утверждаются Министерством спорта на следующий год, но у тренера все равно остается право вносить туда изменения.
 
У нас в молодежной выездке система очень гибкая. Бывает так, что формально по результатам сезона всадник набрал квалификацию, но на первенство Европы ехать не может: например, когда нужно переходить из одной возрастной группы в другую, а лошадь еще не готова выполнять более сложную программу. Поэтому после первенства России, которое проходит в мае, мы переформировываем списки: добавляем тех, кто за эти неполные полгода показывает высокие результаты – включаем в список, а те, у кого результаты падают, выводим. Отчислить также можно за жесткое нарушение дисциплины или, например, использование допинга, хотя у нас такого, еще не было.
 
С молодежью, кроме меня, работают также Александра Корелова и менеджер по дисциплине Галина Андреева. Принципы формирования самой сборной наш тренерский штаб озвучивает каждый раз, когда в конце года (в ноябре – декабре) мы проводим учебно-тренировочные сборы молодежных команд. Правила игры у нас знают все. Я не могу сказать: "Чувствую, что через месяц эта пара начнет получать высокие баллы". Нет, я опираюсь только на результаты. Кроме требований, мы всегда озвучиваем также и финансовые условия, чтобы все понимали сразу свои возможности. Здесь же мы объявляем так называемые контрольно-отборочные старты – для каждого спортсмена по индивидуальному плану, за результатами в которых и будем следить. 
 
Они проводятся в период с марта по июнь. Оптимально четыре турнира. Если требовать больше, можно вымотать лошадей. Турниры мы для себя условно разделяем на несколько уровней, в зависимости от состава судейской коллегии, количества участников и итоговой оценки у победителя. Международные соревнования, проходящие в России, – первый отборочный этап. Дальше все-таки необходимо, чтобы сильные всадники выступили на турнирах  за рубежом. Планка для попадания в команду – 68-69 % и выше. Если больше 70 % – безусловный кандидат. Смотрим мы, конечно, не только на сами результаты, но и на их динамику и стабильность.
 
Кроме этого, есть два турнира, участие в которых обязательно для претендентов в сборную. Это, безусловно, первенство России среди детей, юношей и юниоров в MAXIMA PARK, и традиционный июньский турнир по выездке и конкуру в Хагене (Германия). Нам нравятся эти соревнования, потому что они всегда проходят в удобные сроки и, к тому же, туда допускают много участников. Для европейских команд в Хагене проводится "генеральная репетиция" перед первенством Европы.  
 
Если всадник удачно выступает на европейском первенстве, мы по умолчанию резервируем для него место в сборной на следующий год.
В 2019 году на четыре места в юношеской сборной у нас реально претендовали восемь человек, которые боролись до последнего. То есть 2-3 всадника по результатам проходили 100 %, но кого-то мы еще смотрели. Поэтому некоторым пришлось после Хагена еще поехать на турнир в Голландию.
 
Другая история была с детской командой – там вообще не было конкуренции, поэтому пришлось взять девочку, которая ни разу не выезжала за границу. Еще в этом году мы впервые набрали команду всадников на пони. Здесь тоже не было конкуренции, но все участники выполнили квалификацию».
 
По тем же принципам, по большому счету, ведется работа и с молодежной конкурной сборной – с поправкой, конечно, на свои турниры и квалификационные требования. 
 
«Как только завершается одно первенство Европы, мы сразу начинаем готовиться к следующему, – говорит Михаил Атоян, старший тренер молодежной сборной команды по конкуру. – И если всадник на этом турнире показал высокий результат, он автоматически становится первым кандидатом в сборную на следующий год. Основными стартами, на которых я слежу за результатами спортсменов, претендующих на включение в сборную, являются, конечно, первенство России, Спартакиада учащихся, все международные старты, как на территории нашей страны, так и за границей. В последние годы, кстати, наши турниры становятся все ближе по уровню сложности к европейским. Это позволяет все более уверенно ориентироваться на них при выборе кандидатов в сборную. 
 
Очень важно обращать внимание не только на результаты, но и на состояние лошадей – в какой форме они находятся, насколько их подготовка соответствует уровню того или иного маршрута, можно ли рассчитывать, что на первенстве она сможет показать свои максимальные возможности.
 
За месяц до первенства Европы мы подаем заявку, где указывается состав сборной. Квалификационные требования: иметь не более восьми штрафных очков на основных маршрутах Гран-при международных соревнований в своей возрастной категории (для детей это правило не действует). 
 
Квалификацию, как правило, имеют много всадников, но в сборную, конечно, попадают не все, только лучшие из лучших. К сожалению, часто не удается перед самим турниром принять участие в командных стартах за границей. Поэтому бывает, что приходится формировать команду как сообщество отдельных "личников", и уже только на самом первенстве выясняется, насколько это именно команда.
 
Многие спортсмены в команде так нервничают, что теряется их потенциал, и они показывают результаты гораздо скромнее, чем показали бы в личном зачете. Даже у взрослых такое бывает. Все-таки в команде ответственность гораздо больше. Когда говорят о стрессоустойчивости как о требовании к кандидату в сборную – это не пустой звук. От этого качества может серьезно зависеть результат всей команды». 
 
К моменту написания статьи пост главного тренера сборных команд занимал мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России Борис Кузьмин. 1 января 2020 года он ушел со своей должности, не найдя общего языка с руководством ФКСР, но нам все же рассказал о своем подходе к формированию национальной конкурной сборной. 
 
«Регалии и звания каждого отдельного спортсмена для меня не так важны. Я реалист и смотрю на вещи исключительно с профессиональной точки зрения. Спортивных пар, выступающих на уровне 160 см, в нашей стране не так много, мягко говоря. И отследить все их выступления несложно. Моя задача была выбирать лучших из тех немногих, которые в принципе могли бы стартовать, например, на чемпионате Европы. И обеспечить для них компенсацию хотя бы расходов на транспортировку. 
 
Перед составлением списка состава сборной для участия в чемпионате Европы мы со старшим тренером по конкуру Харламом Симонией и другими членами конкурного комитета тщательно анализировали возможности отдельных спортивных пар, состояние здоровья и формы лошадей, готовность всадников, финансовые возможности и все прочие факторы. Если сложить все неизвестные в этом уравнении, то как раз и набиралось столько спортсменов, чтобы сформировалась сборная».  
 
Сказка о потерянном времени
 
Вот мы и подошли к самому интересному. И для получения формальной квалификации к чемпионату России или даже Европы, и для отбора в состав национальной сборной главным условием являются турниры. Те самые, на которых всадники и должны демонстрировать свои способности и достигать высоких спортивных результатов. Все специалисты указывают в первую очередь на зарубежные старты. Но что мешает проводить в России турниры, не просто похожие на пресловутые европейские, а абсолютно равнозначные с ними? В выездке у нас уже давно собирается судейская коллегия из ведущих мировых специалистов уровня «5*», в конкуре в последние годы начали появляться маршруты 150 см и выше, не уступающие по сложности западным.
 
Впрочем, до недавнего времени существовало еще одно объективное препятствие. Конный спорт традиционно считается летним видом с четко выраженной сезонностью. Это было характерно и для Европы, и для России – тем более. Однако в развитых конноспортивных странах зимний период уже давно перестал относиться к «межсезонью». 
 
Во-первых, топовые всадники выступают по всему миру, меняя климатические зоны: пока в Германии или Голландии зима, в арабских странах или Флориде самые комфортные условия для стартов на открытых площадках. А во-вторых, современные крытые арены ничем не уступают уличным как для выездки, так и для конкура. А что касается зрелищности и проведения шоу, то в них, пожалуй, возможностей даже больше. За примером не надо далеко ходить – достаточно вспомнить феерию, которая была устроена в рамках финального турнира серии Longines Global Champions Tour в Праге. 
 
Так вот, в нашей стране есть площадка, способная круглый год принимать турниры с максимальной звездностью – Гранд-Арена в MAXIMA PARK имеет размеры 80 х 40 м, грунт ничуть не хуже, чем на любом боевом поле и в России, и в Европе, а трибуны вмещают до 1000 зрителей. Но по привычке все серьезные квалификационные старты у нас откладываются до «выхода на грунт». Может быть, стоит пересмотреть подход к присвоению соревнованиям статуса «квалификационные» и более полно использовать для этого весьма продолжительный период с октября по апрель? Чтобы эта мысль не казалась совсем безумной, пожалуй, можно начать с малого – квалификации к чемпионату России.