Автор: Екатерина Штатнова
Существует много причин, по которым люди не носят защитных шлемов во время верховой езды. Но вряд ли какая-то из них может быть достаточно убедительной. Рано или поздно любой всадник попадает в ситуацию, когда из-под копыт его лошади внезапно взмывает вверх птица или проезжающий мимо автомобиль обдает его выхлопами. В таких ситуациях шлем не сделает вас невидимыми, но он сможет защитить самую важную часть организма - головной мозг. Помните об этом и не забывайте надевать шлем каждый раз, когда садитесь в седло.
Среди самых распространенных отговорок, которые используют люди, ездящие с непокрытой головой, лидирует вот эта: «моя голова, и я могу делать с ней все, что хочу!» Но если ваша голова встретится с землей, бортиком манежа или копытами лошади, последствия этого события могут быть настолько тяжелыми, что родственникам и/или друзьям придется до конца жизни ухаживать за вашим практически бесчувственным телом. Если вы считаете, что вам не нужен шлем, тогда, глядя на ваших близких, скажите им: «Я не ношу шлем из принципа, но когда со мной случится что-то, то вам придется позаботиться обо мне» и посмотрите на их реакцию.
Часто в клубах верховой езды жесткие требования надевать шлем перед посадкой в седло предъявляются только начинающим. Опытные всадники обходятся без него, не только подвергая риску свою жизнь, но и подавая дурной пример окружающим. Отсутствие шлема - это не признак профессионализма, а прежде всего признак полного пренебрежения техникой безопасности.
Нередки случаи, когда всадники отказываются надевать шлем, мотивируя это тем, что у них начинает болеть голова, или тем, что шлем портит прическу. Беспорядок на голове можно легко поправить с помощью фена и геля для волос, а вот для лечения черепно-мозговых травм понадобится несколько больше времени и более сложные инструменты. Не будем забывать о том, что современная конная индустрия предлагает защитные шлемы различных моделей на любой вкус и кошелек, и правильно подобранный по размеру шлем современной формы не только защищает, но и украшает всадника.
Защитные жилеты уже давно являются таким же обычным снаряжением для верховой езды, как и шлем, бриджи, сапоги. В России они первоначально использовались исключительно троеборцами во время кросса, но постепенно все больше всадников стали задумываться о приобретении этого полезного защитного снаряжения. Жилеты спасают от травм спины и повреждения позвоночника, правильно подобранный по размеру жилет не приносит дискомфорта всаднику во время верховой езды.
Дискуссии о том, носить или не носить шлем с наибольшим ожесточением ведутся в России. В Европе этот вопрос уже давно решен: прежде чем сесть в седло, нужно надеть шлем, а выезжая на трассу кросса, пусть даже тренировочную - еще и жилет. Это аксиома, которая не обсуждается. Отсутствие защитного снаряжения может служить для страховых компаний поводом для отказа выплаты страховки, и в этом случае на всадника сваливаются не только малоприятные травмы, но и необходимость оплачивать лечение из собственного кошелька. Более лояльны правила в США, тем не менее, постепенно и там шлемы становятся необходимым атрибутом всадника.
Стандарты безопасности
Шлемы для верховой езды имеют жесткий каркас, внутренняя сторона которого покрыта специальной резиной или пластиком, гасящим удары. В современных шлемах предусматриваются отверстия для вентиляции. Существуют различные стандарты безопасности для шлемов, которые могут использоваться в спортивных соревнованиях. Стандарты устанавливают различные организации, которые занимаются тестированием оборудования и снаряжения. Самым распространенным стандартом в США является ASTM F1163. В этом стандарте описываются критерии использования и методы тестирования шлемов. Соответствие стандартам проверяется в Институте защитного снаряжения (SEI), производители шлемов могут по желанию предоставить туда свои изделия и получить сертификат соответствия в том случае, если все тесты будут пройдены. Таким образом, шлемы, сделанные в США, маркируются как «сертифицированные ASTM/SEI». Тестирование защитного снаряжения в США считается одним из самых строгих и тщательных в мире. Законодательство относительно ношения шлемов различается от штата к штату. Например, в штатах Флорида и Нью-Йорк юные всадники (до 16 и 14 лет соответственно) обязаны носить шлемы все время, пока находятся в седле, независимо от того, тренировки это, соревнования или просто верховая прогулка.
В Европе существуют два действующих стандарта шлемов: EN 1384 (для верховой езды) и EN 14572 (для спорта высших достижений). Стандарты публикуются центром европейской сертификации в Брюсселе. Эти стандарты принимаются во многих странах Европы, за исключением Великобритании, где существует собственная система стандартов, которые маркируются как PAS 015.
Сходная система стандартизации существует и для защитных жилетов. Например, в Великобритании, жилеты имеют три уровня защиты. Уровень 1 (помечается на этикетке черным цветом) обеспечивает минимальную степень защиты, и разрешен к использованию только профессиональными жокеями во время скачек. Уровень 2 (коричневая метка) - это пониженный уровень защиты, и может использоваться в ситуациях, не связанных с прыжками или работой молодых неуравновешенных лошадей. Максимальный уровень защиты - уровень 3 (пурпурная метка). Жилеты с защитой уровня 3 рекомендуется использовать при прыжках, на соревнованиях по конкуру и троеборью, при тренировках молодых и легковозбудимых лошадей.
Современные защитные жилеты отличаются от своих предшественников образца десятилетней давности в лучшую сторону. Они делаются из прочных, легких и гибких материалов, не сковывают движения и обеспечивают необходимую вентиляцию тела. Они легко надеваются и снимаются. Защитные жилеты являются важной частью снаряжения троеборцев, и ученые из разных стран мира постоянно ведут исследования по усовершенствованию жилетов. Защитные жилеты для занятий конным спортом не являются уникальной разработкой. Аналогичные жилеты уже давно используются в мотоциклетном спорте, и последние разработки из этой сферы берутся на вооружение и фирмами-производителями конноспортивного снаряжения.
Ежегодно международная федерация конного спорта (FEI) проводит форум по безопасности троеборья, на котором обычно проходит презентация последних разработок в области защитного снаряжения. Например, несколько лет назад там были показаны жилеты с самонадувающимися «подушками безопасности». Такой жилет пристегивается к седлу тонким соединительным шнуром, и в том случае, если всадник падает, шнур натягивается и выдергивает клапан, который за доли секунд надувает жилет. В идеале, к моменту соприкосновения всадника с землей, надувные подушки предотвратят серьезные травмы.
Отдельной областью исследований, к которым широко привлекаются медики, является выявление оптимальной формы жилета, которая с максимальной вероятностью защитит жизненно-важные органы во время падений.
Вопрос о том, носить или нет защитное снаряжение во время верховой езды, каждый решает для себя сам, но существуют ситуации, когда его ношение строго регламентируется правилами.
В правилах международных соревнований по конкуру записано, что все спортсмены во время преодоления препятствий обязаны носить защитный шлем, закрепленный ремнями в трех точках. Более того, этими же правилами настоятельно рекомендуется носить шлем всем, кто работает с лошадью на тренировочных или разминочных полях на территории проведения соревнований. Еще более строгие правила приняты для юношей и детей, в том числе выступающих на пони. Эти категории спортсменов обязаны надевать защитный шлем в любом случае, когда они сидят верхом на лошади.
На международных соревнованиях по троеборью ношение шлема обязательно для каждого, кто сидит в седле. В том случае, если всадник не носит жесткую каску в процессе тренировок, или прыгает через препятствия без защитного шлема, а также с неправильно закрепленной или расстегнутой системой крепления шлема, то он, по усмотрению Главной Судейской коллегии, может быть наказан исключением из соревнований. Во время полевых испытаний дополнительно к шлему для спортсменов обязательно ношение защитного жилета. Без защитного шлема спортсменам нечего делать и на соревнованиях по драйвингу - его ношение предписывается во время марафона, а во время прохождения секции Е (препятствия) обязательно нужно надевать защитный жилет.