Автор: Юлия Рощина
Громкий треск ломающихся копий оглашает поля словесных баталий сторонников и противников NH. Однако, если уважаемые конники на минуточку отложат битву, они смогут заметить, что спорить им, в общем-то, не о чем.
Ковбой из Калифорнии
С тех пор, как идеи Natural Horsemanship получили широкую известность, в конном мире не утихают споры: благо это или вред. Та и другая точка зрения находит своих сторонников. Одни считают, что NH – всего лишь еще один способ дрессировки цирковых лошадей, другие утверждают, что это – философия, определяющая принципы взаимоотношений с животными, применимые в любом виде деятельности. Что же все-таки скрывается за этим названием.
Основоположник NH американский тренер лошадей Пат Парелли определил принцип естественного общения с лошадью, как умение стать лидером для животного, объяснив правила взаимодействия понятным ему языком. Необходимо «быть настолько мягким, насколько возможно, но быть настолько твердым – насколько это необходимо». Цель обучения лошади состоит в том, чтобы сделать общение безопасным как для животного, так и для людей, сформировав адекватную реакцию на разнообразные незнакомые проявления внешней среды. Вместо слепого подчинения командам, основанного на страхе наказания, Парелли предоставил лошади возможность думать самостоятельно, не подавляя ее воли и разума, действовать исходя из общих принципов доброжелательности и доверия лидеру. При этом воспитание лошади должно быть основано на знании психологии животного, языка его мимики и жестов. Но свобода не выливается во вседозволенность, а становится источником личной дисциплины и ответственности. В результате, более мыслящая, нежели эмоциональная лошадь становится младшим партнером человека, исполняющего роль вожака.
Если исходить из утверждения, что животное от природы добронравно, можно предположить, что любое насильственное воздействие, без четкого осознания причин того или иного поведения лошади, служит не воспитанию, а формированию озлобленности и страха перед человеком, как перед хищником. Принято считать, что угроза хлыстом «исправляет» поведение. Но если лошадь от рождения доброезжая, то применение наказания не исправляет (ибо исправлять принципиально нечего), а лишь портит характер животного. Силовые методы воздействия уничтожают благожелательность, превращая общение человека с лошадью в войну. Победа в такой войне иллюзорна, ведь добившись подчинения запугиванием, человек навсегда лишается доверия. Самая популярная цитата Парелли, которую приводят сторонники NH: «Я учу вас думать так же, как ваша лошадь, проникать в ее психологию, и вы получаете ключ к работе с ней, который помогает добиваться от лошади всего, что вам угодно. Но при этом это будет одновременно ключ и к ее сердцу...» Основой практического взаимодействия с животным служат определенные игры-упражнения, которые укрепляют доверие лошади к человеку, как к лидеру, обеспечивающему безопасность и благополучие.
Воспитание человека
Гуру NH полагает, что главная задача состоит в самовоспитании человека, а уже затем, естественным путем формируются отношения с лошадью. Животное будет подчиняться тренеру добровольно, при условии уважения к нему, ощущения безопасности и защищенности в его присутствии. Это возможно лишь в том случае, если конник сумеет выработать в себе необходимые для лидера качества: уверенность в себе, самодисциплину, а главное - внимание и тонкое понимание чувств и состояния лошади. Биография господина Парелли – яркий пример судьбы неординарного человека. Он родился в Калифорнии, и уже в 9 лет приобщился к работе с лошадьми. Когда Пату исполнилось 13, судьба подарила ему встречу с талантливым конником и охотником Фредди Феррера, который обучал мальчика языку птиц и зверей, а проще говоря - повадкам и особенностям жизни животных. В 17 лет Пат увлекся родео и добился больших успехов, однако, его гораздо больше привлекала тренерская работа с молодыми лошадьми. Но ему не раз приходилось видеть, как его послушные и доброжелательные воспитанники в неумелых руках превращались в строптивых, дурноезжих животных, сводя на нет все труды тренера. Парелли пришел к выводу, что обучение требуется не столько лошадям, сколько людям. И, прежде всего, это касается развития внутренних сил человека: душевное спокойствие, эмоциональная устойчивость, умение принимать верные решения и смелость для того, чтобы им следовать. На пути самосовершенствования Пату очень помогли занятия кун-фу.
Молодой ковбой много работал с мулами, которые, как известно, обладают весьма сложным характером, стремясь сникнуть в сущность их психологии. Пат жадно впитывал опыт своего учителя Троя Хенри, который приоткрыл для него душу лошади, и научил думать на ее волне. Концепция взаимоотношений с лошадью, выработанная Парелли, начала приносить свои плоды: он одержал несколько заметных побед на крупных турнирах. Блестящая работа на арене с лошадьми и мулами, немедленное повиновение животных без седла и уздечки, явное удовольствие от общения с человеком произвели огромное впечатление на публику. Пат создал свою школу, в которой обучал людей (а не животных) тому, что выучить язык лошади куда проще, чем заставлять лошадь понимать язык человека. Что доброта и внимание к животному дают намного больший эффект, чем наказание и запугивание. Применение его методики приносило столь убедительные результаты, что вскоре философия NH нашла множество сторонников по всему миру.
Кнут и пряник
Однако, у философии NH имеются и оппоненты. Чаще всего критике подвергаются игровые методики поиска взаимопонимания с лошадью. Многие тренеры обращают внимание конников на то, что неумелая и бездумная игра может испортить поведение лошади и даже сделать животное опасным для окружающих. Они полагают, что в действительности, практика NH направлена на подавление личности лошади. Низведение коня до живой игрушки может быть чревато многими осложнениями, говорят опытные мастера, приводя конкретные примеры из жизни лошадей. Например, многие выступают против игрушек, которые помещают в деннике для развлечения: приучившись кусать и пинать предметы, призванные развеять тоску, лошадь начинает жевать и портить куда более ценные вещи – упряжь, одежду и все до чего сможет дотянуться. Противники следования методам NH полагают, что наказание и похвала и есть основа обучения и воспитания животного. Ведь лишь тогда приходит понимание нежелательности того или иного поведения, когда оно сопровождается неприятными переживаниями. Судьбы спортивных или рабочих лошадей не так уж печальны. Не следует драматизировать ситуацию, спортивным или, например, скаковым, лошадям нравится то, что они делают. И случаи, когда лошадь заметно радуется победе или переживает из-за поражения – не редкость. В первом случае она вышагивает степенно перед трибунами, высоко держит голову; во втором – медленно и печально движется в конюшню, не ощутив на собственных плечах тяжесть венка и запах лавра. Конечно, замечают мастера, знание психологии и физиологии лошади очень важно, однако, любви к животным нельзя научить. Она либо есть, либо нет.
Сторонники методики NH, активно возражают своим оппонентам. Они полагают, что в случае каких-либо несанкционированных реакций животных имеет место совершенно неправильное поведение людей, которое и становится причиной проблем. От «человеческого фактора» никто не застрахован, именно поэтому Парелли говорит о важности обучения, прежде всего, людей, а затем – лошадей. Непонимание особенностей мышления лошади, неумение оценить возможные последствия той или иной формы игры часто создает серьезные сложности или даже опасности. Ведь лошадь – как ребенок. Не станете же вы запрещать играть своему ребенку, на том только основании что, приучившись забавляться с игрушками, он может испортить мамино платье или разорвать важный документ. Мы просто не оставляем важных документов на ковре у ребенка. Любовь невозможна без глубокого понимания и сопереживания, и зачастую именно отсутствие необходимых знаний становится препятствием для достижения гармоничных отношений (причем это касается не только лошадей). Любовь начинается с уважения и доверия. А игра – та же работа, но в отличие от утомительной рабочей рутины, вызывает лишь позитивные эмоции. Этому и учит философия Парелли.
Наставление королю
Господин Парелли не первый конник, который обратил внимание на то, что любовью и лаской можно достигнуть больших успехов в работе с лошадью, чем при помощи жестоких наказаний. Когда в XVII веке увидела свет книга Антуана де Плювинеля «Наставление королю в искусстве верховой езды», в истории конного дела началась новая глава. До того, как господин де Плювинель открыл Академию Верховой езды в Париже, в кавалерии господствовали весьма жестокие методы воспитания лошадей. Считалось, что лишь внушенное страхом рефлекторное повиновение коня может спасти всадника на поле боя. Но королевский наставник продемонстрировал намного лучшие результаты, которые были достигнуты без применения силы. Он полагал, что обучение следует строить на понимании естественных свойств лошади. Нельзя требовать от животного того, что не укладывается в его природное поведение, не нужно наказывать и переутомлять его. Тогда лошадь будет охотно выполнять любые указания всадника и ответит ему на любовь такой преданностью, какой невозможно добиться никакими палками и угрозами. Основные принципы его работы близки по духу философии NH: невозможно пренебречь психологией лошади; лошадь должна расцениваться как живое существо, обладающее разумом. Парижский мастер писал: «Нужно быть скупым на удары и щедрым на ласки, для того чтобы всегда обязывать лошадь подчиняться и управлять ей больше для радости, чем для зла».
Расстрелянная кавалерия
Задолго до того, как в Калифорнии расцвел талант Пата Парелли, в 1930-е годы в Советской России шла большая работа по созданию и совершенствованию отечественных кавалерийских пород лошадей: буденовской, русской верховой, терской. В 1936 году кавалерист и ученый Ф.А.Любимов написал исключительно интересную работу «Зоопсихология как основа обучения лошади», в которой он излагает принципы, перекликающиеся с учением его младшего американского коллеги.
«По природе лошадь – животное добронравное, но под влиянием жестокого обращения наблюдаются среди лошадей не только злые, но и злопамятные, злопамятные к определенному субъекту», – писал Любимов.
«Животных зачастую называют бессловесными, но это можно признать правильным лишь с точки зрения человеческого понятия речи: животные не говорят так, как это делает человек, – продолжал автор. – Однако животные имеют в своем распоряжении возможность обмениваться между собой звуками различной длительности, оттенков и тонов, имеющих определенные значения: призыв, просьба, предупреждение об опасности, угроза, успокаивание, выражение приятного и неприятного, – то есть пользуются почти тем же запасом звуковых выражений, каковыми располагал доисторический человек».
К сожалению, брошюра увидела свет лишь 60 лет спустя, а в 1937 году автор был репрессирован.
Хорошо забытое старое…
Несмотря на то, что «изобретателем» NH принято считать американского тренера лошадей Пата Парелли, основные идеи, провозглашенные его школой, появились значительно раньше. Вероятно, они столь же древние, как и сама история коневодства. Более того, можно предположить, что антагонизм между сторонниками методов «наказания/поощрения» и «понимания/доверия» существует от начала времен. По-видимому, это противостояние является общим следствием типов мышления человека и его способа взаимодействия с окружающей средой: одни индивидуумы считают мир союзником и источником радости, которую нужно понять и принять, другие видят в нем опасность, которой нужно противопоставить силу.
Господина Парелли можно назвать наследником тысячелетнего опыта общения человечества с лошадью, в книгах которого кристаллизовалась мысль о благородстве и самодостаточности естественного поведения лошади. То, что он сумел систематизировать и преподнести в занимательной форме знания, которые подтвердил собственным опытом, мы должны считать его несомненной заслугой.
С другой стороны, у противников NH своя точка зрения, основанная на прагматичном подходе. Несомненно, неумелое или недостаточно подготовленное следование модным теориям в состоянии нанести серьезный вред, как человеку, так и животному. Каждый хороший конник в любом случае внимателен к своей лошади и не станет требовать от нее того, чего она не может. Он не будет наказывать ее без нужды, хотя бы потому, что запуганное животное не достигнет хороших результатов на боевом поле. Применение наказаний не перечеркивает усилий тренеров, а является необходимым условием подчинения и дисциплины, которое помогает достичь взаимопонимания со своими лошадьми. А все эти игры, лишь пустая трата времени.
Точка отсечения
Две полярных точки зрения имеют общий знаменатель: успешная работа с лошадью невозможна без глубокого понимания ее психологии и физиологии, а сила применима только тогда, когда остальные средства исчерпаны. И с этим никто не спорит. Разногласия начинаются в вопросе определения черты, за которой возникает необходимость применения силы. Разрешение этого вопроса не ограничивается рамками конного мира, но затрагивает жизнь человеческого общества в целом, и лежит в области высоких философских материй. Платон, Конфуций, Лао-Цзы и Вольтер обладали своим взглядом на вещи, как и мы...