Конные каскадеры: кентавры нашего времени // ЗМ №6 (97) 2010

Самоучитель: Конные каскадеры: кентавры нашего времени // ЗМ №6 (97) 2010

Автор: Елена Зима

Времена, когда лошадь была боевым товарищем, от которого зависела жизнь всадника, давно прошли. Сегодня лошадь – это модный аксессуар для обеспеченных людей, каждодневный труд для спортсменов, и средство подзаработать для держателей прокатов. Но есть одна профессия, в которой человек и лошадь сотрудничают с безоговорочным взаимным доверием, в которой лошадь выручает всадника в сложную минуту, в которой лошадь для человека – настоящий партнер. Эта профессия – конный каскадер.

Нам сложно представить многобюджетный зарубежный фильм на историческую тематику без захватывающих дух конных трюков, весь мир восхищенно рукоплещет французскому конному театру «Зингаро» и мало кто догадывается, что школа конных трюков родом из России.

А началось все в прошедшем XX веке: когда в России разбушевалась революция, заграницу хлынул поток эмигрантов: среди прочих – не только белая гвардия, но и часть казаков, и артистов русского цирка. В Голливуде первыми конными каскадерами в кино были наши казаки и белогвардейцы. Именно русские всадники привнесли школу и методику исполнения конных трюков на Запад.

Первый в мире конный театр

Идея создания конного театра возникла и воплотилась тоже у нас. Первый в мире театр, в котором бы лошади играли на сцене наравне с людьми, был мечтой Алибека Кантемирова – основателя отечественной школы джигитовки и конных трюков в кино, а также династии Кантемировых. А воплотить эту прекрасную идею в жизнь, было суждено его сыну – Мухтарбеку Кантемирову. 28 августа 1987 года в Гаграх состоялась премьера постановки «Легенда о Золотом Руне» – так родился конный театр «Каскадер», который собрал в свой состав лучших конных каскадеров СССР. В 1989 году «Каскадер» принял участие в театральном фестивале в Гренобле и получил главный приз. Как рассказывает директор театра Анатолий Клименко, на фестивале их выступление увидел Бартабас и у него зародилась мысль создать во Франции нечто подобное. Через четыре года Бартабас представил на суд публики свою версию спектакля театра «Каскадер». Представление произвело впечатление не только на зрителей, но и на правительство Франции – «Зингаро» получил субсидию на строительство базы под Парижем. Сейчас конный театр «Зингаро» стал ведущим в мире, его знают и любят не только конники, но и люди далекие от лошадей. Да, поддержка государства – это хороший стимул для развития. К сожалению, российские каскадеры вообще и конный театр «Каскадер» в частности не так обласканы вниманием со стороны властей. Например, «Каскадер» до сих пор не имеет собственной площадки. Лошадей по договору взаимного сотрудничества разместил на базе Академии гражданской защиты МЧС Сергей Шойгу. Там есть конюшня, левады и плац для тренировок. Уже готов проект здания театра, дело за малым – построить. А построить обещали в будущем году. Хочется верить, что этим планам суждено сбыться. А пока в нашей стране лишь немногие знают о коллективе профессиональных каскадеров. Газеты пишут о французском конном театре «Зингаро» как о единственном в мире, и не догадываются, что тренерами там работали выходцы из российского «Каскадера». В нашей стране как всегда проще найти уйму спонсоров и привезти из-за границы очень дорогую и очень модную труппу, чем помочь своему коллективу подняться на ноги и завоевать мир.

Без доверия никуда!

Россия богата профессиональными конными каскадерами – настоящими энтузиастами и фанатами своего дела. Они работают и в Ассоциации каскадеров России, и в группе конных каскадеров «Каро», в конном театре «Каскадер», и во многих других профессиональных объединениях. Они снимаются в кино и выполняют трюки различной сложности – всевозможные вертушки, завалы, подсечки, взрывы карет, прыжки через огненное кольцо и даже пробивание стены. Чтобы лошадь сделала все это по первому требованию всадника, она должна пройти долгий путь обучения. К тому же далеко не каждая лошадь подходит для работы каскадера. Каскадерская лошадь должна знать и уметь все, быть универсальной – верховой и упряжной, ходить в паре, тройке и четверике. Каскадеры выбирают внешне необычных лошадей, но со спокойным характером, ведь им часто приходится работать на публике при большом скоплении людей. Поэтому лошадь должна хорошо выглядеть, обращать на себя внимание и при этом не реагировать на выходки толпы.

Работа каскадера с лошадью начинается со знакомства – сначала лошадь смотрят на свободе: какие у нее движения, чего она боится и какие у нее реакции на внешние раздражители. Дальше начинается долгий период кропотливого труда. Прежде всего, надо завоевать доверие лошади. Доверие –главное в работе каскадера. Как говорят сами каскадеры, лошадь должна настолько доверять своему партнеру, что если всадник скажет «прыгай в пропасть», то она прыгнет не задумываясь. Постепенно лошадь приучают не бояться действий всадника, посторонних звуков, различных предметов, которые понадобятся для выполнения трюков. Это занимает не одну неделю, и не один месяц.

Сквозь огонь и стены

Бывает, что лошадь сама предлагает новый трюк. Дмитрий Гизгизов – каскадер из труппы конного театра – рассказал забавный случай. Как-то раз Дмитрий выехал на американском рысаке Грассе работать в поле. А по полю от ветра каталась обыкновенная картонная коробка. Первой реакцией лошади был, конечно, испуг. Тогда Дмитрий подвел коня ближе к коробке показать, что ему нечего бояться. Грасс внимательно изучил коробку… и начал играть с ней в футбол. Каскадер, похвалил лошадь, и подумал, что, развивая дальше это пинание коробки ногами, можно со временем научить лошадь пробивать картонную стену на скаку. Дмитрий и Грасс начали подготовку к трюку: постепенно возводилась преграда, сначала маленькая, потом побольше, Грасс привыкал к ней и со временем страх идти на картонную стену отступил. Когда трюк был готов, Гизгизов решил представить его публике на фестивале «Прометей», а заодно и выполнить рекорд для книги Гиннеса. Трюк усовершенствовали тем, что с одной стороны стена горела. И вот в Крылатском возвели стену, пришел черед выступления артистов театра «Каскадер», и когда до исполнения трюка оставалось десять минут, один порыв сильного ветра снес всю конструкцию. Трюк был сорван. Сейчас Дмитрий Гизгизов и Грасс ждут ближайшего фестиваля, чтобы, наконец, показать свой выдающийся трюк.

Также бывает, что лошадь сама «предлагает» завал (падение лошади на бок) или подсечку (переворот лошади через голову). Это довольно опасные трюки, на которых легко покалечиться и человеку, и лошади – очень многое зависит от опыта и профессионализма всадника. Чтобы успешно выполнить подсечку, кроме всего прочего необходим средний грунт – не очень жесткий и не очень мягкий. Если от природы у лошади низкий ход, то ей этот трюк не удастся. Чтобы лошадь выполнила подсечку, она должна высоко поднимать ноги. К тому же, чем быстрее ход, тем ниже опасность травмы. При выполнении трюка к ноге лошади и к запястью всадника привязывается специальный ремень – штрабат. Каскадер должен держать штрабат до момента, пока не вылетит из седла. Если он его отпустит, на подсечке лошадь выставит ногу и получит травму.

Еще один впечатляющий трюк – прыжок через горящее кольцо – является визитной карточкой конного театра «Каскадер». Обучить лошадь этому трюку очень сложно, так как при виде огня у животного срабатывает инстинкт самосохранения. Приучают лошадь к огню постепенно: сначала зажигают факел и с помощью морковки и сахара хвалят лошадь, если она не испугалась или немного подошла. Когда лошадь привыкла к факелу, зажигают кольцо и изо дня в день понемногу увеличивают интенсивность пламени. Но даже если потратить уйму времени на обучение, не каждая лошадь в конце-концов выполнит этот трюк.

Достояние каскадеров

Для каскадера главное – это лошадь. И каскадерские лошади поистине уникальны. И у этих уникальных лошадей, как правило, уникальные судьбы. К примеру, американский рысак Грасс, о котором мы говорили выше, – сын легендарного Сорренто – был списан с ипподрома из-за того, что все время сбоил (т.е. переходил с рыси в галоп, что для рысистой лошади во время испытаний – невозможно). Тогда конный театр «Каскадер» взял его почти за бесценок, а сейчас этот конь стал настоящим достоянием театра – безумно красивый вороной жеребец, которому нет равных в джигитовке, он блестяще смотрится в экипаже, да еще и стены горящие пробивает.

Еще одна лошадь с особенной судьбой – литовский тяжеловоз Раудис-Лурик 1979 года рождения необыкновенной золотисто-буланой масти. Он присутствует практически на всех фотографиях из архива «Каскадера», начиная со дня основания театра и вплоть до сегодняшних дней. А в театр он попал практически с мясокомбината. Лурик работал в цирке в русской тройке, потом номер расформировали. Лошадей хотели сдать на мясо… «Каскадер» спас коня и он отплатил театру верной службой. В мае Лурику исполняется 31 год и он до сих пор выступает.

 Быть каскадером могут не только мужчины.

В этой опасной профессии добиваются успеха и женщины. Татьяна Шагунина - одна из ведущих женщин каскадеров России, начала заниматься конными трюками еще в подростковом возрасте. Маленькой и юркой ей было легко пролазить под животом лошади, она как губка впитывала все, чему ее учили каскадеры, стоявшие у истоков конного театра "Каскадер". Сейчас она выступает в родном театре и много снимается в кино. На вопрос, а как мужчины-каскадеры относятся к ней, нет ли профессиональной ревности, она отвечает: "Они очень заботятся обо мне! Когда я готовлюсь к выполнению трюка, все спрашивают, чем мне помочь. И хотя такая поддержка очень приятна, я стараюсь справляться со всем самостоятельно".