Фигуры над землей: искусство верховой езды из эпохи Барокко // ЗМ № 6(97) 2010

Самоучитель: Фигуры над землей: искусство верховой езды из эпохи Барокко // ЗМ № 6(97) 2010

Автор: Елена Зима

Выездка лошадей прошла длинный исторический путь и претерпела значительные изменения: искусство верховой езды времен Ксенофонта и спортивная выездка наших дней – это две разные вещи. Сохраняют традиции классической верховой езды четыре европейские школы – Испанская школа в Вене, Le Cadre noir в Сомюре (Франция), Королевская андалусская школа верховой (Испания) и Национальная школа искусства верховой езды в Лиссабоне (Португалия).

 

В каждой из четырех школ практикуют как элементы над землей, перекочевавшие в современную выездку (пассаж, пиаффе, менки ног и др.), так и классические фигуры над землей, оставшиеся прерогативой школ – это пезада, мезэр, курбет, крупада, балотада и каприоль.

Каждая школа работает с определенной породой лошадей: в Венской испанской школе отдают предпочтение липицианам (отсюда и название «испанская»), во Французской – французским селям, в Национальной школе искусства верховой езды в Лиссабоне работают с лошадьми породы Alter real, а Королевская андалузская предпочитает, естественно, андалузскую породу. Выбор строго определенной породы лошадей не случаен. Более того, не каждая лошадь способна обучению школьным прыжкам – а ведь именно они являются визитной карточкой школ. Великий теоретик искусства верховой езды и один из мастеров французской школы Франсуа Робишон де ла Гериньер писал: «Необходимо, чтобы лошадь имела природные наклонности к какому-либо прыжку и сама бы их демонстрировала. Бесконечно лучшей будет лошадь хоть и обладающая меньшей силой, но зато одаренная смелостью и легкостью». Если же лошадь от природы не создана для этих прыжков, не стоит и начинать.

Высшая школа

Школьные прыжки являются заключительным этапом обучения лошади, самым сложным упражнением, требующим от лошади хорошей физической подготовки. И прежде чем начать их освоение, лошадь проходит обучение в несколько этапов: первоначальную заездку (учится двигаться спокойно и ритмично по прямой, подниматься в галоп), далее лошадь учат сбору и простым элементам (осаживанию, пируэтам на шагу, боковым движениям), потом наступает черед элементов высшей школы (пируэты на галопе, менки ног, пассаж, пиаффэ). Когда лошадь полностью освоила элементы вышей школы и легко пиаффирует в руках и под седлом, начинают работать над школьными прыжками.

Сначала, чтобы помочь лошади в освоении элементов над землей, ее ставят в пиляры 1. Когда лошадь научится выполнять фигуру в пилярах, приходит время работы на свободе – сначала в руках, потом под седлом.

Фигура первая – пезада

Обучение школьным прыжкам начинают с пезады – фигура, в которой лошадь, стоя на месте, спокойно поднимается на дыбы, держа задние ноги на месте, а передние подобранными. По сути пезада не является фигурой над землей, так как лошадь не отрывается от земли. Но без нее невозможно дальнейшее постижение более сложных прыжков. Пезада – фундамент сложных прыжков. Выполняя эту фигуру, лошадь учится легкому подъему переда и красивому сгибанию предплечий. Если лошадь плохо подчиняется всаднику, она не гибкая и не умеет пиаффировать, не стоит начинать обучение пезаде. Если же лошадь достигла высшего уровня подчинения ее ставят в пиляры и постепенно учат пезаде. Следует часто хвалить лошадь даже за маленький подъем. Когда лошадь научится выполнять пезаду в пилярах, на нее садятся верхом, и из пассажа, требуют одну-две пезады на месте.

Мезэр и курбет

Курбет – один из самых популярных прыжков высшей школы. На курбете перед лошади поднят, задние ноги сильно согнуты и сопровождают движение, отталкиваясь от земли в момент опускания передних ног. От лошади, которая не выполняет мезэр, нельзя требовать курбет, так как мезэр – это половина пути до курбета. Второе название мезэра – полукурбет, так как лошадь работает не высоко и с большим продвижением вперед.

Начиная обучение этому упражнению можно сразу понять, имеет ли лошадь природную склонность к курбету. Чтобы приступить к выполнению фигуры, лошадь ставят в пиляры и просят сначала сделать пиаффе, а затем, из пиаффе, мезэр. Обучающий подсказывает лошади что нужно делать воздействием хлыста по переду, а шамборьера по заду. На свободе лошадь делает мезэр из пассажа.

С лошадью, хорошо выполняющей мезэр можно переходить к изучению курбета. Обучает лошадь этому прыжку опытный и искусный мастер. Вот что пишет Франсуа Робишон де ла Гериньер: «Курбет – грациозный и лишенный грубости прыжок, доказывающий качество зада лошади и демонстрирующий красивую посадку всадника». Обучение также начинают в пилярах, через пезаду. На свободе курбет выполняют по средней линии манежа, а не по стенке, из пассажа или пиаффе. Заканчивать репризу курбетом ни в коем случае нельзя – лошадь может запомнить и воспользоваться им для сопротивления всаднику. Поэтому после прыжка обычно делают два-три темпа пиаффе.

Крупада и балотада

Более высокий, чем курбет, прыжок называется крупада. Его главное отличие заключается в том, что, находясь в воздухе, лошадь поджимает задние ноги к животу так, что они находятся на одной высоте с передними. Прыжок совершается на месте, то есть лошадь должна приземлиться на место отталкивания. Крупаду делают из пиаффе. Этот школьный прыжок демонстрируют во время своих показательных выступлений Испанская высшая школа верховой езды и Le Cadre noir.

Балотада отличается от крупады тем, что во время прыжка лошадь показывает задние подковы по образному выражению де ла Гериньера «как будто желая отбить задом, но не отбивая как на каприоли». Приземление происходит сначала на задние ноги, потом на передние. При обучении прыжку в пилярах лошадь сначала делает пиаффе, потом поднимается в пезаду и затем следует балотада. На свободе прыжок совершают из пиаффе.

Когда лошадь освоила эти фигуры, она может приступать к обучению самому высокому и самому блестящему из всех школьных прыжков – каприоли.

Каприоль

Термин «каприоль» пришел из итальянского языка. «Каприо» – на языке Данте означает «косуля». Благодаря своему сходству с прыжком косули фигура и получила свое название. Каприоль – венец школьных прыжков, самый зрелищный и долгожданный на представлениях школ. В отличие от крупады и балотады, находясь в воздухе лошадь должна отбить задом так резко, как только можно. Де ла Гериньер описывает его так: «Когда лошадь находится в воздухе, держа зад и перед на одной высоте, она должна отбить задними ногами так сильно, как будто она желает разорваться на части, а ее задние ноги должны мелькнуть в воздухе, как брошенное копье», и продолжает: «Лошадь для исполнения этого прыжка должна быть легка, жилиста и иметь хороший упор в повод, превосходный рот, костистые и жилистые ноги и скакательные суставы, безупречные копыта».

На всех фигурах над землей передние и задние ноги лошади должны идти параллельно друг другу, одновременно отрываясь и опираясь на землю. Исполнение фигур на свободе может происходить как по прямой так и на вольту.

Миссия выполнима

Но в школах практикуют не только «барочную» верховую езду. Важной частью жизни Венской и Французской школ является подготовка спортсменов, которые защищают честь страны на международных соревнованиях. Например, в Сомюрской школе проходят подготовку к конным турнирам лучшие всадники Франции, ежегодно именно на ее площадке проводятся крупнейшие соревнования по всем видам конного спорта. Венская школа верховой езды строго следит за сохранением традиций искусства выездки. Как ученики, так и лошади проходят многолетнее обучение, прежде чем быть допущенными до сложных элементов. А высшие школы верховой езды Португалии и Испании больше направлены на показательные выступления. Королевская андалусская школа славится своим шоу «Como bailan lоs caballos andaluces». Если в Королевской школе зрители могут быть допущены на тренировки лишь иногда, то португальская школа открывает свои двери для зрителей каждое утро. Но несмотря на незначительные различия между четырьмя школами, у них одна миссия – сохранить и передать следующим поколениям классическое искусство верховой езды.

1.      Манежное приспособление для обучения лошадей сложным элементам езды в виде двух столбов (высота – 2,5 м, расстояние – 1,5 м), между которыми привязывают лошадь. Пиляры помогают лошади сохранять равновесие и облегчают исполнение трудных упражнений.