Профессия – коваль

Самоучитель: Профессия – коваль

Автор: Анатолий ЖУКОВ
Номер журнала: GM №4(171)/2017

Коваль – это кузнец, специализирующийся на расчистке и ковке лошадей. На основе археологических раскопок и исторических изысканий можно утверждать, что этому ремеслу уже более двух с половиной тысяч лет. В наши дни профессия коваля не только не потеряла своей актуальности, но и, напротив, динамично развивается.
Экскурс в историю
 
Ковка при помощи гвоздей стала фундаментальным прорывом для человечества, вытеснившим на долгие годы другие методы и способы сохранения и защиты копытной капсулы от повреждения и чрезмерного истирания, позволяющим, не нарушая естественную координацию движения лошади, улучшить сцепление ее конечностей с грунтом.
 
Несмотря на большое количество литературных источников, доподлинно неизвестно, каким народом и когда именно стала применяться ковка при помощи гвоздей. Многочисленные авторы, изучающие этот вопрос, приходят к общему мнению, что такие развитые цивилизации, как древнегреческая и римская, классическую подкову не знали. Они применяли в качестве защитных средств для копыт сплетенные наподобие башмаков подошвы из лыка, тростника, дрока или металлические пластины овальной формы с загибами и кольцами, которые прикреплялись ремнями выше копыт, часто подошву копыта просто заливали смолой. 
 
Римляне называли кельтов варварами, однако на основании археологических раскопок и исторических изысканий французских исследователей стало известно, что кельты подковывали своих лошадей на подковы с гвоздями, а искусство ковки было в большом ходу. Археологи обнаружили в Бернской Юре (территория современной Швейцарии) подковы VI века до н.э. Кельтские подковы имели шесть больших овальных отверстий, вследствие чего наружный край подков представляется волнообразно изогнутым. Их подковы были малы и слабы, толщина составляла 3-5 мм. Форма – неправильная и несовершенная. Клинок гвоздя короткий, а гвозди после выбивания не обкусывали и не заклепывали.
 
Широкое распространение по всей Европе ковка лошадей получила лишь в раннем Средневековье. Но все подковы, относящиеся к этому периоду, отличались грубой выделкой. По способу изготовления подковы различались на выкованные и отлитые. 
 
Многочисленные записи о ковке лошадей, дошедшие до наших дней, датируются XIV веком: описывается более 20 моделей подков, в том числе замкнутые (круглые). В других работах мы находим сведения по анатомии и болезням лошадей, в том числе и по ортопедической ковке. 
 
Любопытный факт: считается, что именно в России была открыта первая в Европе коновальная (ветеринарная) школа. Произошло это в 1732 году в селе Хорошево под Москвой, где тогда был первый в России конный завод, основанный еще при Иване III. В программу обучения входило самостоятельное изготовление подков и ковочных гвоздей, а также ковка лошадей. С начала XIX века при различных высших учебных заведениях России были организованы учебные кузницы. 
 
К сожалению, сведений о ковалях царской армии мало, имеющаяся информация порой противоречива. В работах Н. Рогожина, изучающего вопросы организации униформы и боевого применения драгунских полков русской армии в царствование Павла I, можно найти, что, согласно Уставу, драгунский полк состоял из 1091 человека и 970 строевых лошадей и, в свою очередь, делился на 5 эскадронов. В штате каждого из эскадронов был один кузнец. При унтер-штабе также находились 2 кузнеца. Из этого можно сделать вывод, что нагрузка на одного кузнеца составляла более 130 голов лошадей. Даже по современным меркам при условии того, что сейчас ковали пользуются заводскими подковами, это серьезная нагрузка. При этом годовое жалованье кузнеца составляло 12 рублей, как и жалованье рядового драгуна, а вот жалованье полкового коновала (ветеринара) было 102 рубля, седельщик получал 60 рублей.
 
Ковальское дело сегодня. Горячая VS холодная ковка
 
Качеству ковки всегда придавалось огромное значение. Раньше, когда лошадей использовали в кавалерии или как тягловую силу, лошадь была ценным, но все же возобновляемым ресурсом. Сейчас мы в основном используем лошадей в спорте или в качестве животного-компаньона. Мы вкладываем много сил, времени и финансов в наши отношения с четвероногим другом, лично привязываясь к каждой лошади и стараясь обеспечить ей максимально комфортное и безбедное существование. На сегодняшний день высококвалифицированная ковка является частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья, благополучия и спортивного долголетия наших с вами лошадей. Новая реальность диктует и новые правила работы ковалей, и их взаимодействия с коневладельцами и конным сообществом.
 
Российское профессиональное ковальское сообщество разделилось на два лагеря. Одни считают, что у нас есть своя хорошая школа, и западная пропаганда лишь баламутит неокрепшие умы начинающим ковалям. Молодежь, слепо копируя все, что им сказано и показано зарубежными коллегами, часто пренебрегает многолетним опытом отцов-основателей, которые застали еще ту, славную советскую школу – эту позицию отстаивают в основном ковали, имеющие большой стаж в профессии, более тридцати лет.
 
Другую точку зрения имеют ковали помоложе. Они считают, что большинство российских ковалей не имеют даже базовых знаний, а советская школа – это тупиковый путь развития. По их мнению, освоить профессию можно лишь за рубежом.
 
В советские времена конные заводы, региональные ипподромы, армейские и милицейские кавалерийские подразделения отправляли своих специалистов на повышение квалификации на Московский ипподром. Там, на тот момент в целях увеличения производительности труда, отдельно работали кузнецы, изготавливавшие подковы, и ковали, кующие лошадей. Такое разделение со временем привело к тому, что кузнецы плохо представляли функциональное предназначение той или иной подковы, а ковали не имели необходимого навыка работы с металлом, попросту не могли хорошо подогнать подкову. В результате в Советском Союзе превалировал холодный способ ковки. Правильно подогнать по форме подкову холодным способом – очень трудоемкий и сложный процесс. 
 
Горячий способ ковки – более качественный, менее трудозатратный, значительно расширяющий технологические возможности модификации базовых подков в специальные или ортопедические. Тем не менее в России и по сей день широко распространен холодный способ ковки. Его сторонники – люди консервативных взглядов, не желающие переучиваться, – имеют предубеждения против горячей ковки. Например, они утверждают, что
 
- от горячей ковки сохнут и трескаются копыта. 
 
• На влажность или сухость рога в основном влияет грунт, на котором работает лошадь, и подстилка в деннике. 
 
- от горячей ковки плохо растет рог. 
 
• На рост копытного рога влияет сбалансированность рациона, возраст, состояние здоровья.
 
- единственным плюсом горячей ковки считается плотность прилегания подковы, которая достигается лишь благодаря прижиганию. 
 
• Это абсолютно неверно! Плотность достигается за счет качественной рихтовки подковы, которой очень сложно добиться при холодном способе. 
 
- дым от горячей ковки может стать причиной эмфиземы легких. 
 
• Гораздо опаснее не одноразовое вдыхание дыма, а постоянное присутствие пылевых частиц в воздухе от несмоченного сена, низкокачественной подстилки с содержанием большого количества мелкодисперсных частиц опилок и плохо проливаемый грунт в манеже.
Единственным существенным недостатком горячей ковки является неприятный специфический запах. К слову сказать, старый рог, который ковали каждый раз удаляют с подошвы и стрелки копыта, тоже пахнет не фиалками.
 
Действительно, чтобы перейти от одного метода ковки к другому, нужно приобрести новые навыки: поменять диспозицию и начать работать на роге, а не на пятке наковальни, освоить новые удары и приемы загиба и рихтовки подковы, перестать полагаться на тактильные ощущения и больше развивать свой глазомер. Ключ к успеху – это изготовление подков. Однако, если вы не боитесь учиться новым методам, можно вывести подгонку подков на качественно новый уровень.
 
Какую же картину мы имеем на практике? Где можно получить эту редкую специальность и как стать профессионалом своего дела? Об этом нам расскажет Анатолий Жуков, коваль-профессионал с почти двадцатилетним стажем работы.
 
Освоение профессии с нуля
 
Этап первый: профессиональное образование 
 
Получить диплом государственного образца можно, пройдя обучение в профессиональном училище №51 (Хреновская школа наездников, с. Слобода Бобровского района Воронежской области). В рамках дополнительного образования детей и взрослых предлагается платный образовательный курс по специальности «Коваль-кузнец». Согласно отчетной статистике за 2016 год, опубликованной на сайте училища, после выпуска трудоустроились 88% выпускников всех специальностей. По утверждению руководства училища, выпускник при трудоустройстве может рассчитывать на заработную плату до 40 тыс. рублей.
 
Если государственный диплом вам не так уж необходим, можно пойти на 12-дневные курсы для ковалей, которые два раза в год проводит Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства. Много времени на курсах отводится таким важным вопросам, как анатомия, биомеханика, экстерьер лошади. К сожалению, за 12 дней курса невозможно осветить многие важные технические моменты в необходимом объеме, тем не менее курсы пользуются спросом: ежегодный набор составляет от 10 до 20 человек. Стоимость обучения – 20 тыс. рублей. По окончании выдается удостоверение государственного образца. 
 
Однако на практике в нашей стране наличие диплома государственного образца или сертификата о прохождении курсов ковалей не дает никаких гарантий или преференций на рынке труда.
 
Этап второй: практика – путь к совершенству
 
Более надежный способ освоить профессию и получить путевку в жизнь – пойти в ученики к авторитетному и уважаемому ковалю. К большому сожалению, не все профессионалы охотно берут учеников. Этому есть ряд объяснений. Во-первых, в нашей стране не ученик платит учителю за обучение, а наоборот, учитель делится частью заработка со своим учеником. Выгода учителя лишь в том, что ученик берет на себя часть физической нагрузки. Однако первое время, пока ученик не достигнет определенных навыков, обучаемый лишь тормозит производственный процесс, так как все операции ученик делает дольше, чем профессионал-учитель. Во-вторых, многие коневладельцы не хотят, чтобы обучение проходило на их лошадях, опасаясь, что ученик может допустить ошибку.
 
Научиться расчищать копыта, подгонять и прибивать подковы можно за три месяца, но оттачивать навыки и пополнять багаж знаний приходится постоянно. Есть хороший английский слоган: “Proud to be a farrier” – «Я коваль, и этим горжусь». Быть ковалем почетно и ответственно одновременно, и учиться этому нужно всю жизнь. К счастью, многие ковали делают это не по принуждению, а потому, что с головой погружены в процесс.
 
Этап третий: какие инструменты необходимы
 
Минимальный набор инструментов для расчистки лошадей – это копытный нож, рашпиль, клещи для откусывания рога. Рекомендуется использовать три ножа – под левую и правую руку, плюс один петлевой для стрелки. Три рашпиля: один стандартный, второй – широкий – для выравнивания плоскости и третий для финишной шлифовки копыта. Также может потребоваться секач и пластиковый молоток для работы с чрезмерно сухими и твердыми копытами, а из оснастки – подставка под копыта.
 
Лошадь можно подковать, имея при себе лишь клещи для снятия подков, ручник, наковальню и ковочный молоток. Современный специалист обязательно имеет газовый горн с пропановым баллоном, гриндер, углошлифовальную машину (болгарку), тиски, сварочный аппарат, сверлильный станок, резьборез, бор-машину. Перечисление полного перечня возможных инструментов и их вариаций может чрезмерно утомить читателя, поэтому мы лишь отметим, что качество используемых при работе материалов, инструментов, дополнительной оснастки и оборудования отражается на конечном результате. Однако это ведет к сложностям другого рода: разгрузка и транспортировка всего необходимого к непосредственному рабочему месту, особенно в зимнее время, сегодня является огромной проблемой. Почти всегда ковали лишены возможности максимально близко подъехать к месту для ковки, да и специально отведенных и оборудованных мест для ковки лошадей на конюшнях нет. При проектировании и строительстве современных конноспортивных комплексов этот вопрос игнорируется, и для запитки электрооборудования каждый раз приходится прокладывать многометровые электромагистрали. 
 
Цена минимального набора инструментов для ковки лошадей составляет примерно 38 тыс. рублей. А вот оборудование современной мобильной кузни соизмеримо с ценой нового автомобиля, в котором это кузня разместится.
 
Полный перечень включает более 60 наименований инструментов, оборудования и оснастки. Как правило, единовременно полный комплект ковалями не приобретается, что-то переходит от мастера к ученику, часть докупается по необходимости, некоторое оборудование периодически обновляется в соответствии с современными требованиями.
 
Самое необходимое для работы коваля
1. Нож двусторонний ICAR (Италия), 2700 рублей.
2. Секач Mustad (Швеция), 1500 руб
3. Пластиковый молоток Dick (Германия), 2250 рублей. 
4. Клещи для откусывания рога ICAR (Италия), 11970 рублей.
5. Подставка под ногу Hoofjack, 24900 рублей.
6. Рашпиль Heller (США), 2150 рублей.
7. Ручки для рашпилей Equithotics, 1020 рублей.
8. Фартук коваля (Россия), 6000 руб
9. Клещи для снятия подков ICAR (Италия), 11700 рублей.
10. Клещи для откусывания гвоздей с магнитами ICAR (Италия), 9800 рублей.
11. Гвоздодеры (попугайчики) ICAR (Италия), 6300 рублей.
12. Молоток ковочный Mustad (Австрия), 4100 рублей.
13. Клещи для затягивания барашков (крокодилы) ICAR (Италия), 9450 рублей. 
14. Выколотка для канавок под барашками ICAR (Италия), 2300 рублей.
15. Клещи горновые 8 мм ICAR (Италия), 3150 рублей.
16. Ручник ICAR (Италия), 9150 рублей.
17. Газовый горн Pro forge 200 (США), 81000 рублей.
18. Газовый баллон 27 литров (Россия), 2350 рублей.
19. Углошлифовальная машина AEG (Германия), 7000 рублей.
20. Наковальня Future V (США), 61800 рублей.
 
Карета для кузнеца
 
Выбор автомобиля коваля – сложная задача. Седаны не подходят в принципе. Рассматриваются: универсалы, мини-фургоны (пассажирские и цельнометаллические), минивэны, микроавтобусы, джипы, пикапы, коммерческие полноразмерные цельнометаллические фургоны.
 
Какие качества ценны и важны для коваля?
 
Большое багажное отделение: с собой приходится возить постоянно много оборудования, материалов, инструментов и оснастки. 
 
Для свободного доступа ко всем местам багажника приветствуются две сдвижные боковые двери с широким проходом.
 
Низкая платформа. Часть оборудования не только габаритная, но и тяжелая. При каждой погрузке-выгрузке поднимать вещи на уровень пояса и выше – серьезная нагрузка на спину, которая и так является уязвимым местом для коваля.
 
Высокая грузоподъемность. Оборудование и оснастка, инструменты и материалы вместе имеют существенную массу. Поскольку машина практически никогда полностью не разгружается, рессоры предпочтительней пружин.
 
Раздельные зоны: пассажирская и грузовая, так как в противном случае запах, грязь, пыль и мухи будут по всей машине.
 
Удобные передние сиденья с возможностью свободного регулирования спинки кресла во всех положениях. Коваль очень много времени проводит за рулем, и комфортная посадка позволяет расслабить поясницу, испытывающую большие нагрузки во время ежедневной работы.
 
К вышеперечисленным качествам можно добавить маневренность, обзорность, надежность, долговечность и наличие полного привода.
 
Багажное отделение нужно сделать максимально эргономичным и функциональным. В Европе и США есть специализированные сервисы по переоборудованию. За долгие годы они накопили богатый опыт технических решений, позволяющих сделать работу коваля комфортной.
 
Сколько зарабатывает коваль?
 
Конечно же, этот насущный вопрос волнует многих: сколько зарабатывают российские ковали и соизмерима ли оплата труда на западе и у нас в стране? 
 
И тут есть повод для оптимизма: в России есть востребованные высококвалифицированные профессионалы, чей труд вполне достойно оплачивается. К сожалению, в государственных организациях, на крупных конных заводах, ипподромах и в регионах оплата труда ничтожно мала. К примеру, в Московской полиции вольнонаемный кузнец получает всего 17 тыс. рублей в месяц, при этом за ним закреплено 25 голов. Кузнец на московском ипподроме кует лошадь на круг (четыре ноги) за 1 тыс. рублей. 
 
Ни в одной из европейских стран такой низкой оплаты труда нет. Там ценник на расчистку начинается от 50 евро, ковка на круг стоит от 100 евро. Во многих европейских странах ковали обязаны работать с кассовыми аппаратами или принимать оплату по безналичному расчету.
 
Женщина-коваль? Почему бы и нет!
 
В последние годы профессию коваля стали осваивать и женщины. В Москве уже более 10 лет активно работают две представительницы слабого (хотя тут это определение вряд ли уместно) пола. На чемпионате Европы для ковалей девушки уже давно ни в чем не уступают мужчинам. В Швеции половина студентов ковальских школ – девушки. Такая тенденция свидетельствует о том, что, для того чтобы стать хорошим ковалем и уважаемым специалистом, нужно обладать тремя основными качествами: трудолюбием, усердием и желанием работать с лошадьми. И, наоборот, те, кто во главу угла ставят финансовые интересы или не способны целиком и полностью посвятить себя этому делу, обычно не задерживаются в этой профессии.