Разведение или развод?

Самоучитель: Разведение или развод?

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №10(167)2016

На страницах GM уже не раз проводился экономический анализ различных сфер конного бизнеса: бюджет конноспортивного турнира, источники доходов для КСК, обзор рынка товаров и прочее. Настало время залезть в карман и к заводчику спортивных лошадей, владеющему собственной небольшой фермой.

Стандартная ситуация. Вам нужна молодая и перспективная лошадь для спорта. Решаетесь обратиться к «отечественному производителю» – покупка лошади в Европе нынче слишком дорогое и хлопотное дело. После посещения нескольких хозяйств вы, наконец, находите того единственного, о котором так долго мечтали, – будущего чемпиона. Это почти идеальная лошадь: родители, как у мировых звезд, экстерьер – безупречен, рентгены «чистые», характер как у котенка, а движения – еще чуть-чуть, и полетит. Смущает лишь одно – шестизначное число ценника. О процессах ценообразования в спортивном коннозаводстве GM уже неоднократно рассказывал, однако раньше речь шла, скорее, о хитрых механизмах конноспортивного рынка. На этот раз мы просто посчитаем, какова себестоимость качественной молодой спортивной лошади к моменту продажи, и заодно рассмотрим экономику небольшого коневодческого хозяйства в целом. 
 
Идеальная модель
 
Для начала определимся с «условиями задачи». Перед нами частная коневодческая ферма, специализирующаяся на разведении лошадей спортивной полукровной породы. «Объем производства» – 20 племенных маток. Территория, включая угодья для пастбищ, – 30-40 га. Хозяйство оснащено всеми необходимыми инженерными системами и коммуникациями. Место действия – одна из областей Центральной полосы России. 
 
В нашей виртуальной конеферме на постоянной основе трудятся 4 основных жеребца-производителя. Для освежения крови каждый год мы используем 1 производителя извне: либо живого – для ручной случки, либо сперму – для искусственного осеменения. В качестве эксперимента мы можем себе позволить небольшую часть кобыл покрыть и своим молодым (3-4-летним) жеребцом, который еще не входит в основной производящий состав. 
 
Поскольку речь идет не о конкретном хозяйстве, а лишь о некой общей модели, будем считать, что мы пришли на все готовенькое. Наша ферма полностью оснащена всеми необходимыми зданиями и сооружениями (конюшня, левады и пастбища, крытый манеж, плац, помещения для хранения кормов, вся техника и гараж для ее размещения и т.д.), а также лошадьми производящего состава. Таким образом, мы считаем только текущие ежегодные расходы. А за источник дохода принимаем только продажу лошадей, рожденных и выращенных на нашей ферме. 
 
Перечень расходных статей, на первый взгляд, может вообще отбить желание у энтузиаста-новичка заниматься коннозаводством. Для начала нужно четко понять, что при величине маточного состава в 20 кобыл ежегодно общее поголовье хозяйства будет составлять более 80 голов. Спортивная лошадь – самое непривлекательное из всех разводимых животных в отношении отдачи вложенных средств. Прежде чем она будет участвовать в полноценных спортивных соревнованиях и появится возможность объективно анализировать ее ценность, с момента ее рождения должно пройти минимум 4 года. Это значит, что по меньшей мере 48 месяцев животное должно быть обеспечено кормами, нормальными условиями для роста и развития, ветеринарным обслуживанием. А примерно половину этого периода – еще и систематическим тренингом.
 
Длинный шлейф
 
Итак, рассчитаем примерное количество поголовья нашей фермы на конец календарного года. Про производителей все понятно. Разберемся с молодняком. Несмотря на то, что на небольшой частной конеферме показатели воспроизводства довольно высоки, количество маток в хозяйстве практически никогда не совпадает с числом жеребят-отъемышей. Не все матки благополучно оплодотворятся, из жеребых – не все родят живых жеребят. Из родившихся малышей тоже, возможно, кто-то не доживет до 6-8-месячного возраста. Впрочем, не исключено, что кого-нибудь из малышей, наиболее привлекательного по происхождению, с хорошим здоровьем и экстерьером, купят сразу «из-под мамки». Будем считать, что наша ферма весьма благополучна, и на конец года мы имеем 15 живых и здоровых малышей. Ровно через год это количество, скорее всего, уменьшится, но не сильно. Представим, что у нас 13 годовичков. Двухлетние лошади уже обладают довольно крепким здоровьем, поэтому будем считать, что уменьшение поголовья этой возрастной группы произойдет исключительно по приятной причине продажи еще нескольких молодых жеребчиков или кобылок, что уже вполне ожидаемо. То есть двухлеток у нас 10 голов. Трехлеток – 8. Динамика, пожалуй, понятна. Представим, что к четырем годам в нашем хозяйстве осталось примерно 6 голов, к пяти годам – еще на 2 меньше. Ну и еще четверо – лошади старшего возраста, по той или иной причине не проданные раньше. Таким образом, совершая вечерний обход конюшни, старший конюх или зоотехник должен убедиться, что свое сено мирно и спокойно жуют все 84 лошади. 
 
Корма и подстилка
 
Перейдем к издержкам. Начнем с расходов на корма. За основу возьмем классический сено-овсяный рацион для всех половозрастных групп. С учетом того, что на протяжении 5 месяцев маточный табун проводит на пастбище, как и молодняк до двухлетнего возраста включительно, на этот период норма дачи сена уменьшается на 50%. Средняя рыночная цена на сено составляет 6-7 рублей за кг, на овес – 8 рублей Для нашего поголовья за годовой запас сена придется выложить в общей сложности 1,6 млн рублей, за овес – 700 тыс. Порядка 160 тыс. рублей придется выложить за пшеничные отруби, которые также являются обязательным компонентом рациона для всех лошадей. Еще 35 тыс. будет стоить соль, которую животные получают в форме лизунцов. Такие виды кормовых средств, как премиксы, витаминно-минеральные добавки или комбикорма для отдельных животных, например, производителей во время случной кампании или молодых лошадей, проходящих интенсивный тренинг, могут стоить до 500 тыс. в год. В итоге кормовая статья расходов становится одной из самых крупных – около 3 млн рублей в год.
 
Не стоит забывать и про подстилку. Рассмотрим типичный вариант – древесные опилки. Расход сильно зависит от многих факторов: времени года (летом лошади больше времени проводят на улице и меньше загрязняют подстилку), возраста животных, технологии уборки и т.д. Возьмем средний показатель – 0,2 куб. м на одну лошадь в день, или 16,8 куб. м – на всех. В год, соответственно, – 6100 кубов. Покупать опилки мы будем россыпью по цене 300 рублей за 1 куб. м с доставкой. В результате мы заплатим в год 1,8 млн. 
 
Оплата труда
 
Тяжелым финансовым бременем на заводчика ложится и оплата труда сотрудников. В нашем хозяйстве трудятся 6 конюхов: из расчета по 14 лошадей на человека с возможностью оставлять дежурного ночного конюха, а также предоставлять работникам выходные и отпуск. Зарплата конюха – 20 тыс. руб­лей в месяц. Тренинг лошадей, а также представление на соревнованиях как молодых лошадей на продажу, так и жеребцов-производителей (важнейший маркетинговый ход) осуществляют трое берейторов, каждый с зарплатой по 30 тыс. рублей в месяц. Зоотехник, выполняющий также и функции ветеринарного фельдшера, и управляющий, на плечах которого обеспечение функционирования всех инженерных систем и техники хозяйства, будут получать по 35 тыс. Еще двое работников нам необходимы в качестве разнорабочих с навыками работы на тракторе и с другой техникой. Их зарплата составит 20 тыс. рублей Не забудем и про такого важного сотрудника, как бухгалтер, который в нашем случае будет выполнять еще и задачи документоведа за скромные 30 тыс. рублей в месяц. В итоге фонд заработной платы в месяц составляет 350 тыс. рублей, что в пересчете на год превращается в 4,2 млн рублей. Кадры не только решают все, но и значительно влияют на экономический баланс хозяйства.
 
Обратите внимание, должность штатного коваля в нашей ферме не предусмотрена. Квалифицированный специалист на вольных хлебах заработает по определению больше, чем в штате, поэтому для проведения ковки и расчистки копыт придется приглашать коваля со стороны. Цены на его услуги сегодня примерно следующие: 1,5 тыс. рублей – за расчистку 1 лошади и около 5 тыс. рублей – за ковку («на круг»). Для расчетов будем исходить из того, что ковка/расчистка копыт производится каждые полтора месяца. Жеребцы-производители подковываются круглый год, кроме проведения случной кампании, матки и молодняк до 3-летнего возраста – только расчищаются, а лошади от 4-х лет – подковываются круглый год (будем считать, что они регулярно выступают на соревнованиях). Таким образом, к издержкам добавляется еще 1 млн рублей в год. 
 
Своего штатного ветеринара у нас тоже не предусмотрено по той же причине, что и в случае с ковалем. Кроме того, ряд обязательных ветеринарных мероприятий (лабораторное исследование крови, плановая вакцинация против гриппа и ринопневмонии лошадей) проводится сотрудниками районной станции по борьбе с болезнями животных по утвержденным тарифам. Анализ крови обойдется нам в 25 тыс. рублей в год, вакцинация – 105 тыс. (к слову, вакцинация против сибирской язвы проводится бесплатно), четырехкратная дегельминтизация порошкообразными препаратами, добавляемыми в корм, стоит 20 тыс. Порядка 300 тыс. рублей следует заложить на покупку ветеринарных препаратов и незапланированные ветеринарные расходы – травмы, колики, лечение различных болезней и прочее. Еще к ветеринарным расходам отнесем затраты на проведение случной кампании: регулярные исследования на жеребость и овуляцию у маток, помощь ветеринара при выжеребке, а также, возможно, приобретение спермы других производителей и оплата услуг по искусственному осеменению. На все это мы запланируем порядка 250 тыс. В результате по этой статье наши ежегодные траты составят 700 тыс. рублей. 
 
Прочее
 
Расчет коммунальных платежей – самый непредсказуемый, поскольку в этом уравнении слишком много переменных. Газификация хозяйства может быть как автономная, так и магистральная, а может и отсутствовать вовсе. Воду можно использовать как артезианскую, так и водопроводную. Также крайне тяжело рассчитать объемы электроэнергии, поскольку это зависит, в свою очередь, от перечисленных выше факторов и многих других, в частности, от того, как и в каких помещениях организована система отопления, проживает ли персонал на территории хозяйства, например, или большинство сотрудников приезжают ежедневно на работу. Поэтому здесь расчет будет условным: будем считать, что в летний период мы платим по 10 тыс. рублей в месяц, в зимний – по 50 тыс. В результате за год на электричество, газ и воду обойдутся в 360 тыс. рублей. 
 
Кроме перечисленных выше обязательных расходных статей, в любом хозяйстве всегда наберется масса затрат, которые по отдельности, вроде бы, и не влияют существенно на общую экономику, но в совокупности могут пробить существенную брешь в бюджете предприятия, если их не предусмотреть. Речь идет о таких издержках, как горюче-смазочные материалы, оформление племенных документов и спортивных паспортов для лошадей, выступление на соревнованиях, покупка расходных материалов, амуниции, наконец, – реклама хозяйства, направленная на привлечение новых клиентов. Допустим, что на все это мы потратим еще 500 тыс. рублей.
 
Что же в итоге? 11,5 млн рублей в год стоит обеспечение технологического процесса разведения высококровных спортивных лошадей в формате частного фермерского хозяйства. Конечно, есть масса вариантов сократить эту сумму по всем видам статей без существенной потери в качестве четвероногой продукции «на выходе». Например, можно заготавливать часть кормов самостоятельно, используя угодья хозяйства под сенокосы. Вместо опилок вполне подойдет и более дешевая солома. К работе в качестве берейторов можно привлекать молодых всадников, которые заинтересованы не только в получении стабильной зарплаты, но в первую очередь – опыта работы. Кого-то из наиболее способных работников можно обучить навыкам расчистки копыт и тем самым значительно удешевить услуги коваля. При необходимости во избежание «затоваривания» и предотвращения необоснованных трат в будущем заводчик всегда волен сократить количество кобыл, покрытых в ту или иную случную кампанию.
 
А теперь о доходах…
 
В самом начале мы уже говорили о том, что в нашей смоделированной ситуации единственной возможностью получить доход является продажа собственных лошадей. На практике, конечно, есть множество дополнительных источников: аренда жеребцов-производителей для случки, аренда денников, продажа навоза... Но поскольку мы выводим себестоимость спортивной лошади, будем считать эту величину «в лабораторных условиях». 
 
Стоимость 3-4-летней спортивной лошади, качественно выезженной и напрыганной на свободе, без существенных проблем со здоровьем и достоверным происхождением актуальных линий спортивных полукровных пород, начинается от 700 тыс. рублей и может доходить до 1 млн, в отдельных случаях – даже больше. Цена многообещающего отъемыша или годовичка составляет 300-400 тыс. рублей. Соответственно, за двухлетку можно смело просить полмиллиона. А 1,5 млн рублей за 5-летнюю лошадь, которая хорошо проявила себя на соревнованиях по молодым лошадям, – тоже вполне адекватная цена на сегодняшний день. 
 
Сколько же нужно каждый год продавать лошадей, чтобы в деле разведения лошадей «выйти в ноль»? Например, 12 голов по 1 млн. Или 17 голов – по 700 тыс. Или 23 головы – по 500 тыс. Ну а если вернуться к нашей виртуальной ферме, то план продаж может иметь, скажем, следующий вид: 1 суперсимпатичный отъемыш от жеребца, родственника призера Олимпиады, за 400 тыс., 3 полуторалетних жеребчика или кобылки по 500 тыс., 2 двухлетки по 550 тыс., 2 трехлетних лошади по 700 тыс. и одну – за 900 тыс., три четырехлетние лошади продались по миллиону, две 5-летние за 1,2 млн и 1,5 млн. Главный же приток денежных средств принесла продажа 6-летнего перспективного жеребца с великолепными движениями, которого приобрел известный всадник в большую выездку. Эта лошадь была продана за 2 млн. В результате мы заработали 13 млн рублей. То есть прибыль составила всего 1,5 млн рублей в год. И надо заметить – этот год был весьма удачным, далеко не всегда продажи идут столь энергично. 
 
В последнее время все больше спортсменов, как профессионалов, так и любителей, начинают понимать, откуда берутся такие цены на лошадей. Однако многие по-прежнему считают, что просить за молодую лошадь больше 200 тыс. – откровенное проявление жадности заводчика. Стоит ли говорить, что это совсем не так?