Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: ЗМ №5(141)2014
Фото: Михаил КОНДРАШОВ/из личного архива Евгении ВЫСОЦКОЙ
Альтернатива есть
Во всех существующих видах испытаний лошадей, включая выездку, скачки, драйвинг или конкур, схема (маршрут или дистанция) является всегда строго определенной, и участники вынуждены подстраиваться под эти общие для всех рамки. Троеборный кросс в этом отношении уникален – здесь наиболее сложные препятствия предполагают возможность «обходного пути», или альтернативы.
Е.В.: Альтернативные препятствия можно встретить на соревнованиях любого уровня, и, что может показаться на первый взгляд нелогичным, чем выше уровень, тем их больше. Альтернативы делают для самых сложных препятствий и связок, они обычно более легкие, но требует большей дистанции. Не стесняйтесь преодолевать альтернативы! Это вовсе не показатель вашей «трусости», а скорее – вашей разумности и опыта.
На занятое в итоге место альтернатива большого влияния не имеет. В любом случае лучше потерять несколько секунд, чем поехать «в лоб», сделать закидку или упасть, и тогда уж точно на высокий результат можно не рассчитывать.
ЗМ: Как принять решение, прыгать основное препятствие или альтернативу?
Е.В.: Выбирая между прыжком «в лоб» и альтернативой, вы должны четко отдавать себе отчет в уровне подготовки себя и своей лошади к этому прыжку, при этом важно понимать, что лучше недооценить свои возможности, чем переоценить. Еще при осмотре кросса вы должны не только четко решить для себя, где, как и по какой траектории вы будете двигаться, но и будете ли вы прыгать основное или альтернативное препятствие. Но даже если вы приняли решение прыгать «в лоб», обязательно нужно посмотреть оба варианта, чтобы в случае отказа лошади не метаться в растерянности вокруг барьеров, а спокойно направить лошадь на альтернативу.
Не думай о секундах…
ЗМ: Есть ли секреты, как сэкономить время в процессе прохождения трассы?
Е.В.: А надо ли его экономить? Финиширование значительно раньше нормы времени вовсе не является показателем высокого мастерства, а скорее наоборот. «Высшим пилотажем» будет ваш финиш, максимально приближенный к норме времени. Крэки мирового троеборья даже на соревнованиях уровня «4 звезды» умудряются приехать «секунда в секунду», двигаясь при этом равномерным галопом от старта до финиша.
ЗМ: По каким признакам во время прохождения дистанции можно понять, что лошадь не способна дойти до конца и лучше сняться?
Е.В.: На всем протяжении кросса вы должны быть очень внимательны по отношению к своей лошади и ее состоянию. Если чувствуете, что лошадь проявляет признаки усталости, сбавляет галоп, то позвольте ей секунд на 20-30 сбавить темп и затем снова предложите прибавить. Если ваша лошадь хорошо подготовлена, то такая короткая передышка позволит ей мобилизовать свои силы и открыть «второе дыхание».
В борьбе со стихией
ЗМ: В чем могут заключаться сложности при прохождении водных препятствий? Какие здесь могут быть «подводные камни»?
Е.В.: Водные препятствия, пожалуй, самые зрелищные и обычно собирают наибольшее количество зрителей. Ведь, кроме эффектных прыжков в воду и из нее с большим количеством брызг, там бывает много ошибок при преодолении и падения. Фотографы радуются удачным кадрам, а всаднику остается на память эффектная непостановочная фотография, которую сложно повторить.
Подводных камней, в смысле настоящих булыжников, на кроссе, конечно, быть не должно – за этим тщательно следят кросс-дизайнер и технический делегат, но непредвиденные моменты случаются. Проблемы обычно возникают при недостаточно качественном грунте на дне водного препятствия. При большом количестве участников очень внимательным надо быть на приземлении – к концу соревнований грунт сильно разбивается и размывается, а выравнивать его в воде невозможно. Если вы стартуете в числе последних участников и уже слышали, что в воде возникают проблемы у всадников, то лучше прыгать альтернативное препятствие. Если же его нет, то прыгайте не по центру, а по возможности сместитесь к правому или левому флагу.
Основная сложность водных препятствий в том, что лошадь при входе в воду встречает ее сопротивление и, соответственно, теряет инерцию.
Работа головой
Е.В.: Ехать кросс надо обязательно «с головой». На трассе не должно быть суеты, безрассудства, паники. У вас должно быть сосредоточенное, деловито-спокойное состояние. Все волнение, а оно всегда бывает, вы должны оставить на разминке. И помните, что после выхода из стартового бокса вы со своей лошадью остаетесь наедине с кроссом и препятствиями. И только вы несете ответственность не только за себя, но и за своего четвероногого партнера.