Покорение «зеленого монстра»

Самоучитель: Покорение «зеленого монстра»

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: ЗМ №8(99)2010

Каждый, кому доводилось смотреть скачки на ипподроме или по телевизору, видел как по-разному ведут себя лошади при заходе в стартовые боксы. Большинство стоит в них достаточно спокойно, однако есть и такие, что заметно нервничают, а порой и вовсе отказываются заходить внутрь. Отчего так происходит? Существует ли система обучения скаковых лошадей старту из боксов? Можно ли без лишнего насилия преодолеть сопротивление лошади? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы предприняли экскурс в мировую ипподромную практику, а также встретились с одним из наиболее известных и успешных отечественных тренеров – Александром Чугуевцем.
Сотрудники ипподрома Филадельфия-Парк до сих пор с содроганием вспоминают тот день, когда в 2003 году тренер Джон Сервис обучал своего двухлетка Смарти Джонса процедуре старта. Внезапно испугавшись, тот встал на дыбы, со страшной силой ударился головой об верхнюю часть металлической конструкции боксов и замертво рухнул на землю. Из ноздрей у него потекла кровь, и тренер не сомневался, что жеребчик погиб, однако подоспевшие ветеринары убедили его в обратном. Тем не менее кости черепа вокруг левого глаза молодой лошади были так сильно повреждены, что специалисты подумывали об его удалении. Но Смарти легко отделался – уже через три месяца он вернулся в тренинг и со временем вырос в блистательного скакуна, победителя Кентукки Дерби и приза Прикнесс. Проблем со стартовыми боксами у него больше не возникало, но и по сей день Смарти Джонс, успешный производитель завода Три Чимниз, носит на голове след от того давнишнего происшествия.
 
От подобного случая, увы, не застрахован ни один скаковой тренер. Некоторые лошади спокойно относятся к боксам, другие их едва терпят, но нет такой, которая не нуждалась бы в помощи человека для того, чтобы привыкнуть к необходимости принимать старт из этих тесных узких клетушек, составленных в ряд, которые американцы нередко называют «большим зеленым монстром». 
 
Процедура подготовки
 
Обычная процедура подготовки молодой чистокровки к стартовым боксам такова: прежде всего ее приучают к самому виду и запаху боксов, для чего конюх несколько раз проводит ее сквозь них в поводу. Затем то же самое повторяется уже под седлом, причем от лошади требуется остановиться в боксах и немного спокойно постоять в них. После этого лошадь приучают входить в бокс, закрытый спереди, и осаживать из него. Когда она окончательно освоится и будет чувствовать себя в стартовом боксе достаточно уверенно, к ее тренировке подключают другую лошадь, чтобы создать для обоих атмосферу, приближенную к «боевой». И наконец, в самом конце курса обучения двухлетку учат правильно покидать боксы, когда они открываются в момент старта – сначала строго по прямой линии на шагу, затем на кентере и, наконец, на полном галопе. Таких тренировок зачастую требуется 10-11 и они занимают от двух до трех недель. «Суть обучения состоит в том, чтобы лошадь приобрела уверенность в себе», – говорит Родди Стрэнг, уже несколько десятков лет работающий в США с «проблемными» лошадьми, которые отказываются привыкать к стартовым боксам. «В конечном итоге, все строится на терпении, спокойствии и доверии».
 
А как же обстоит дело с подготовкой скаковых лошадей к старту из боксов в нашей стране? За комментариями и рекомендациями по этому вопросу мы и обратились к Александру Чугуевцу, который в настоящее время работает с питомцами конного завода «Донской».
 
ЗМ: Александр, первый и самый общий вопрос – почему вообще некоторые скаковые лошади иногда отказываются входить в стартовые боксы? Это больше следствие их врожденного темперамента или происходит от недостаточно внимательной и терпеливой подготовки?
 
А.Ч.: В большей степени это, конечно, следствие врожденного темперамента и нервной системы, но и второй фактор тоже нередко сказывается. Некоторые тренеры торопятся, вместо того, чтобы провести этот этап подготовки плавно и спокойно.
 
Ну, и лошади, конечно, тоже разные бывают – на Западе, например, избавляются от таких лошадей – не то чтобы дурноезжих, но со сложной психикой, сильно неуравновешенных по темпераменту. Естественно, стоят они дешевле, и  из-за низкой цены их охотно покупают и ввозят в нашу страну. Когда отечественная селекция была на высоте и скакали почти исключительно доморощенные лошади, они значительно лучше входили в боксы – в тысячи раз лучше!
 
ЗМ: Иногда можно видеть, как старт отказываются принимать даже очень опытные, много скакавшие лошади. В нынешнем году, например, остался на старте Большого национального стипль-чеза в Ливерпуле 11-летний конь, имевший ранее 30 выступлений и ни одного отказа. Правда, в стипль-чезах по-прежнему стартуют без боксов, «по старинке», но суть тем не менее не меняется – опытный ипподромный боец, второй призер той же скачки два года назад, просто отказался сдвинуться с места и подойти к линии старта. С чем это связано? С тем, что лошадь просто «не в духе»? Или для этого есть какие-то более конкретные причины?
 
А.Ч.: Да, такое происходит довольно часто. Коротко говоря – когда лошадь не в порядке, она просто не хочет выходить на старт. У меня был такой жеребец Эфес1 – он сам заходил в боксы и стоял там по стойке смирно, а потом всегда вырывал старт. Но когда мы повезли его на приз Европы, у него возникли проблемы с ногой, и стартовать он отказался. В боксы зашел, но скакать не захотел – никогда с ним такого не было, ни раньше, ни после того. Так что, как правило, всегда есть какая-то конкретная причина – у лошади где-то что-то болит и она испытывает от этого дискомфорт.
 
ЗМ: В Англии и некоторых других странах с развитым скаковым делом лошади должны сдавать своего рода экзамен по поведению в боксах... 
 
А.Ч.: И несмотря на это там все равно встречается большое количество дурноезжих лошадей. Я своими глазами видел, как в той же Англии лошадь вообще не пошла перед трибунами – легла на дорожку и все. Даже в России, где я всю жизнь проработал, такого не встречал.
А вот, например, в Германии, за несколько дней до крупных стартов специально приезжает стартер и смотрит как лошади принимают старт из боксов. Если у какой-либо из лошадей существуют проблемы, то ее не допустят до старта.
 
ЗМ: Проводятся ли подобные тесты на отечественных ипподромах?
 
А.Ч.: Нет, не проводятся, а должны проводиться! И для стартеров в том числе. Ведь за рубежом любой стартер – профессионал своего дела, все равно как инженер высшей квалификации, а у нас эту ответственную роль зачастую выполняет кто попало.
 
ЗМ: Насколько общепринятой является практика тренировок старта из боксов, учитывая то, что формально они не являются обязательными? 
 
А.Ч.: Да у нас просто не ставят для этого боксы, хотя они всегда должны ставиться в тренировочный день. Причем в когда-то такая практика существовала, как, скажем, на ипподроме в том же Кельне. Да и у нас в советское время практически везде специально стояли боксы, выделялась прямая для тренировки старта. Такие боксы есть, по-моему, и в конном заводе «Красно­армейский», и в Волгоградском к/з. Но на отечественных ипподромах сейчас они почти не ставятся, а если и ставятся, то так, что лучше бы их вообще не ставили...
 
ЗМ: Проводите ли вы подобные тренировки со своими лошадьми? 
 
А.Ч.:  А как их проводить? Боксы не ставят – вот и нет возможности. Когда она появляется, конечно, провожу.
 
ЗМ: Только с двухлетними или также с лошадьми, выступающими после длительного перерыва? 
 
А.Ч.: С самыми разными – всегда полезно бывает провести такую тренировку, если лошадь долго не выступала. Даже самый лучший бегун, будь он хоть олимпийский чемпион, должен «освежать» и восстанавливать свои навыки, если долго не выступал. Это нужно и любому человеку, и любой лошади.
 
ЗМ: Как и сколько раз надо проводить тренировки старта из боксов? За сколько времени перед первым предполагаемым стартом? 
 
А.Ч.: Зависит от конкретной лошади – бывает, и одной тренировки хватает, а может понадобиться и три-пять. И чем раньше приучить лошадь спокойно принимать старт из боксов – тем лучше. Соответственно, чем позже – тем меньше времени на закрепление навыка. Здесь, опять же, все как у человека – если начинаешь играть в футбол в детстве, то сможешь хорошо играть в него и через двадцать пять лет. Так же и лошади – чем раньше приучишь, тем спокойней она будет стоять в боксах впоследствии. 
 
ЗМ: Есть какие-то проверенные приемы, помогающие преодолеть сопротивление лошади, которая упорно отказывается принимать старт из боксов? Можно видеть, как лошадям заматывают тканью головы...
 
А.Ч.: Ничего страшного в этом нет – с замотанной головой многие лошади совершенно спокойно заходят в боксы и стоят в них. Они попросту боятся самих боксов, как некоторые люди боятся садиться в самолет.
 
ЗМ: Сколько времени дается на то, чтобы все-таки завести лошадь в боксы перед скачкой? 
 
А.Ч.: У нас в Москве дается три минуты, а на других ипподромах могут заводить и по двадцать минут с лишним. За границей все это обычно происходит очень быстро – раз-раз, если лошадь не пошла, то все, до свидания…
 
ЗМ: Существует ли четкий регламент процедуры «загрузки» лошадей в боксы – порядок, в котором они должны заводиться? Соблюдается ли он? 
 
А.Ч.: В нашей стране лошади заводятся в боксы в порядке стартовых номеров, а в других странах бывает по-разному, в том числе и в любом порядке 2.
 
ЗМ: А сколько попыток дается каждой лошади на то, чтобы зайти в боксы?
 
Их число не ограничено – только время, которое выделено на старт. Успела зайти – хорошо, не успела – значит, все 3.
 
ЗМ: Случалось ли такое, что приучить лошадь к боксам вообще не удавалось?
 
А.Ч.: В моей практике такого не было. Вот Мумий Троль4 в боксах плохо стоял, но при этом заходил в них отлично. Постоит немного – и начинает биться. Просто он один раз испугался лошади, которая упала в боксах, и с тех пор уже не мог вести себя в них спокойно.