В погоне за крылатой машиной

Самоучитель: В погоне за крылатой машиной

Автор: Елена СТЕПАНОВА
Номер журнала: ЗМ №8(99)2010

Для успешной беговой карьеры лошади требуется три качества: способность стабильно принимать с любого стартового номера, выносливость в борьбе по дистанции и возможность сделать резвый бросок на финише. Хороший прием позволяет наезднику со старта быть «хозяином положения», а не зависеть от своих соперников в плане занятия более выгодной позиции по дистанции. Если по каким-либо причинам старт не удается, то лошадь вынуждена будет отыгрывать 1-2 секунды форы, что в равной компании практически наверняка лишит ее возможности победить. Чтобы выиграть при не сложившемся приеме, надо быть «на голову выше» соперников.

О правилах приема и возникающими в связи с этим ошибками мы решили поговорить с мастером наездником международного класса Виталием Танишиным. Итак, слово эксперту данной темы…
 
ЗМ: Виталий Константинович, какие причины, в целом, влияют на способность принимать старт?
 
В.Т.: Проблемы с принятием старта, по существу, две: физическая неспособность лошади принять резво, и проблемы психологического плана, когда резвая лошадь не может принять в группе с лошадьми и вынуждена принимать сзади.
 
Первая проблема – это скорее показатель готовности к испытаниям, просто ваша лошадь на сегодня «не поспевает» за другими, иногда просто не может разобраться сходу, а по дистанции более-менее уравновешивается, «разбегается». Борьба с этим недостатком, в большинстве случаев, – вопрос времени и правильности тренинга. А вот психологические проблемы на старте являются более сложными и, если они серьезны, то ведут за собой зачастую прекращение испытаний.
 
ЗМ: Существует ли «профилактика» возникновения проблем с приемом у молодой лошади?
 
В.Т.: Молодая лошадь, придя на ипподром, получает за 1-2 месяца массу новых впечатлений: непривычный распорядок дня, новые люди, новая конюшня, изменяются и усложняются тренировки, возникает непривычная обстановка, например, на той же дорожке – техника, фонари, флаги и т.д. 
 
За время подготовки к квалификации задача наездника – максимально изучить лошадь, узнать ее реакции на различные раздражители, в частности, насколько она «заводится» при работе с другими лошадьми. Здесь как раз решаются вопросы управления, целесообразности применения наушников, закрытой уздечки и т.д.
 
Первый старт знакомит лошадь с еще одним «врагом» стартовой машиной. Предсказать, как лошадь на нее отреагирует, практически невозможно, поэтому не нужно стремиться в первый раз принять поближе, достаточно просто сделать это хотя бы вместе со всеми, не отстав. Но не стоит забывать, что и в этом случае все индивидуально и зависит от каждой конкретной лошади: если у вас «конь-огонь», а вокруг такие же, лучше принять немного сзади. При первом старте главное – безопасность, осторожность и, естественно, физическая готовность лошади пройти квалификацию.
 
Первые езды у любой лошади, даже очень классной, должны быть обучающими, чтобы она могла понять, что такое заезд и что от нее требуется. А вам нужно внимательно изучать лошадь и корректировать работу с ней.
 
ЗМ: Когда смотришь бега, иногда приходится слышать фразу диктора, что такая-то лошадь «будет подана прямо на старт». Что это означает и зачем это нужно?
 
В.Т.: По действующим правилам испытаний разрешена подача лошади на приз «прямо на старт», то есть без подачи ее на парад. Обычно наездник выезжает на дорожку за 20 минут до начала заезда, чтобы размять и разогреть лошадь. За 7-8 минут до старта, по сигналу колокола лошади должны быть поданы в паддок для проверки соответствия номеров, осмотра качалки и сборки лошади, далее они проезжают перед трибунами. Но вот если лошадь очень нервная, то она бывает готова бежать «сию секунду», и все эти мероприятия ее только раздражают. Чаще всего из этого следует, что лошадь «перегорает» и «замыкается», тогда на ней в данный момент вообще бесполезно стартовать: начинаются закидки, внеплановый съезд с дорожки, разбивание качалки и т.д. Поэтому по предварительному заявлению тренера некоторых лошадей разрешено подавать прямо на старт.
 
ЗМ: Что является наиболее частыми причинами отказа лошади принимать в общей группе?
 
В.Т.: Вообще все проблемы на старте, как и во всем, проще попытаться предупредить, чем потом с ними бороться. Поэтому особенно важно в случае неудачи проанализировать причины ее возникновения, и поставить задачу на следующую езду: сделать так, чтобы не повторить этот инцидент и не закрепить ошибки в сознании у лошади. Все же я считаю, самая распространенная причина проблем на старте – в форсировании событий: один-два раза подряд попытались принять резво, но «перепейсили» (попытались разогнать лошадь выше ее предельных возможностей) или не удержали, лошадь проскакала со старта, а далее уже у нее сложился стереотип – прием-проскачка.
Конечно, нельзя исключать и случаи, когда лошадь переутомили частыми выступлениями или спросили больше ее возможностей, что привело к отказу участвовать в заезде. Нельзя также и не упомянуть о лошадях, изначально по состоянию нервной системы крайне возбудимых, и поэтому малоприспособленных к процессу ипподромных испытаний. С ними так – не их приспосабливают к бегам, а бега приспосабливают к ним. Для них как раз и создана «подача на старт» о которой говорилось выше, нестандартные проминки и т.д.
 
А в целом, не забывайте, что каждая лошадь – это живое существо, она индивидуальна, а значит во всех правилах общения с ней найдется масса исключений, которые наезднику придется постигать самостоятельно.