О чем не стоит забывать, отправляясь в полет над препятствием

Самоучитель: О чем не стоит забывать, отправляясь в полет над препятствием

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №1(103)2011

Многие люди с детства мечтают летать. Кто-то – просто парить в одиночестве в небе, а кто-то – бороздить космические просторы или покорять мир на борту самолета, и лишь немногие хотят летать не иначе как на спине лошади. 
И вот, после долгого и упорного обучения в прокате, они, наконец, вплотную подходят к конкурным тренировкам. Каково же может быть удивление, когда, придя в манеж, они не видят долгожданных стоек и жердей! Любой тренер скажет просто и категорично: залог успешного прыжка – правильная посадка, с нее и придется начинать…
 
Каждый конник, даже далекий от конкура, слышал что-то о том, как правильно сидеть на прыжках и каких ошибок следует избегать. Я попытаюсь собрать на этих страницах наиболее авторитетные мнения и грамотные советы, касающиеся конкурной посадки.
 
Правильная посадка всеми своими элементами, нюансами и вариациями служит лишь одной цели, – не мешать лошади преодолевать препятствие. Однако наработка правильного положения в седле начинается задолго до появления на горизонте вожделенных чухонцев, брусьев и «каменных» стенок. Любой начинающий конкурист должен сперва обучиться правильному постановлению, чувству лошади, работе поясницей на шагу, учебной рыси и галопе, а также при прохождении кавалетти. 
 
Одна из самых распространенных и труднопреодолимых ошибок в процессе этого обучения – излишнее внимание к шее и голове животного. 
Всадники, постоянно смотрящие вниз, с целью контроля над сбором, не выпрямляются в спине, их плечи сутулые, что мешает чувствовать и воздействовать на ход и темп движения лошади по дистанции. Поднимите глаза, иначе вы рискуете налететь на препятствие, а не преодолеть его.
 
Нога
 
Положение ноги – главный ориентир, относительно которого определяется правильное положение остальных частей тела в прыжке. Более того, нога (шенкель) – один из двух наиважнейших способов вашей коммуникации с лошадью. Ноги должны располагаться вдоль бока лошади и прилегать так плотно, чтобы чувствовать контакт с животным по всей длине – внутренней стороной, коленом и икрами. Вес всадника опирается на плотно прижатые колени и устремлен к пятке, таким образом, что мыски расположены выше пятки и слегка повернуты в стороны. Колено при этом согнуто под углом, а путлища, укороченные по сравнению с повседневной работой, образуют перпендикуляр по отношению к земле. 
 
Делая путлища короче, вы увеличиваете свою подвижность и безопасность на прыжке, так как это помогает лучше сбалансировать корпус. Углы, образуемые лодыжкой и коленом уменьшаются, благодаря чему во время прыжка и приземления значительно легче «раскрывать» и «складывать» их. Такое положение ног должно сохраняться независимо от движений, предпринимаемых верхней частью тела. Зажатые, неподвижные ноги значительно усложняют задачу сохранять баланс лошади, что зачастую ведет к «отставанию» всадника на прыжке или же излишнему «нырянию» вперед.
 
Шлюс
 
Это загадочное слово в лексиконе конников призвано описать положение и работу бедер и таза. В конкурной посадке вес корпуса распределяется на колени и стремена, в то время как таз и бедра чаще располагаются над седлом в воздухе. При этом всадник не должен слишком сильно подавать корпус веред, перенося таз через переднюю луку – это ведет к дисбалансу и чревато потенциально опасными ситуациями. 
 
Важную роль при прыжке играют бедренные части ног, так как именно они, раскрываясь и ложась плотно обратно в седло, соединяют зафиксированную в одном положении голень и подвижный корпус. Следует всегда следить за тем, чтобы бедра, приподнимаясь, двигались только назад относительно вертикального путлища, а не вперед. 
 
Между препятствиями всадник может не садиться плотно в седло, оставаясь в посадке с «двумя точками опоры», когда вес распределен на бедра, а не на копчиковые кости. При этом стоит помнить, что некоторые лошади могут воспринимать такую посадку как команду ускориться, так что будьте готовы к таким действиям. Подходящий вариант в случае, если требуется дополнительный контроль, – «полупосадка» – когда копчиковые кости слегка касаются седла. На менее резвых аллюрах и для обеспечения полного контроля всадник может сесть плотно в седло в «полную» посадку, иногда называемую посадкой на «три точки опоры».
 
Корпус
 
В любых дисциплинах, подразумевающих прыжки, всадник должен всегда смотреть вперед, на следующее препятствие или на место приземления. Никогда не смотрите вниз или назад! Это влечет за собой чрезмерное «ныряние» вперед корпусом, выгибание плеч и спины, изменение положения голени, потерю баланса. В идеале спина должна быть прямой, или чуть прогнутой в пояснице, плечи развернуты. 
 
Руки
 
При отрывании передних ног лошади от земли на прыжках  всадник всегда должен подавать руки с поводом вперед, позволяя ей вытянуть шею (работать «баскюлем» – балансировать). Залог правильной работы поводом – расслабленная рука с определенным положением кисти, запястья и локтя. Локтям и плечам следует быть мягкими и подвижными, что поможет лошади избежать болевых ощущений от железа. При этом руки от локтя и повод должны образовывать одну линию, локти  – быть согнутыми и плотно прижатыми к телу, ведь мягкий и чуткий контакт со ртом лошади – еще один способ коммуникации во время движения по маршруту. 
 
Существует несколько вариантов работы рук на прыжке в зависимости от конкретной ситуации. 
 
Вот некоторые из них:
 
 Один из базовых советов для новичков – схватить гриву лошади на прыжке, одновременно подав руки вперед. Это поможет вам не отстать от лошади, не причиняя ей боль железом и не держась за повод. Данный метод также используют и продвинутые конники при работе с молодыми лошадьми, склонными прыгать с большим запасом, или в случае потери всадником позиции в седле. Недостатком подобной работы считается потеря контакта со ртом лошади и, как следствие, низкий уровень контроля.
 
 Как только передние ноги лошади оторвутся от земли, поднимите руки выше над холкой, но не задирайте их слишком сильно. Это поможет вам сохранить правильную позицию корпуса, не теряя при этом контроля. Этот вид лучше всего подходит для высотных препятствий или же в случае, если место приземления находится ниже уровня отрыва.
 
 Третий вид похож на второй – руки также приподнимаются  над холкой, но при этом подаются вперед вдоль шеи лошади, 
что предоставляет лошади больше свободы, но оставляет вам меньше контроля. Такой метод уместен на брусьях и других широтных препятствиях, или же в работе с лошадьми, зажатыми из-за грубости рук прежнего всадника. Главное, на что стоит обратить особое внимание, – вытягивание вперед рук не значит, что корпус должен «нырять» вслед за ними. Таз и бедра должны оставаться сзади в любом случае.
 
 Самый продвинутый метод представляет собой мягкую, эластичную работу, когда руки от локтя продолжают линию повода, что гарантирует и контроль и «общение» всадника с лошадью. Такой способ коммуникации наряду с работой ног помогает подсказать лошади, что делать после приземления, – в каком направлении и с какой ноги двигаться. Также такая работа рукой хороша с лошадьми, склонными выдирать повод после прыжка. Но будьте осторожны, пока вы не освоите правильное положение и движение руки, лучше не пользоваться одним методом во избежание повреждения рта лошади железом.
 
 Если движения рук вам не удаются, можно просто позволить поводу скользить в руках. Этот метод должен быть на вооружении любого всадника, так как он может пригодиться в случае «отставания» от лошади на прыжке по какой-то причине. Но при этом следует научиться быстро набирать повод после препятствия, дабы не потерять контроль и продолжать движение в заданном темпе и нужном направлении.
 
Наряду с приведенными выше советами следует помнить, что управление голосом – скорее минус на стартах, чем плюс. Шум трибун и объявления по громкоговорителю могут стать реальной помехой в случае, если вы не умеете работать рукой и шенкелем. В таких ситуациях постоянный контакт и «общение» с помощью ноги и повода просто необходимы, чтобы привлечь внимание лошади, не дать ей отвлекать и пугаться шума или незнакомой обстановки. Самому всаднику также не стоит зажиматься. Постарайтесь успокоиться, сосредоточиться на маршруте и получить удовольствие от старта. С первого раза мало кому удаются блестящие выступления, а ваше нервозное состояние обязательно передастся лошади, что негативно отразится на прохождении дистанции. Уже не раз отмечалось, что главное в конном спорте – это взаимное доверие. Если на малых высотах опытная лошадь может «вывезти» враждебно настроенного всадника, то на более сложных маршрутах без доверия не обойтись – ваш верный конь просто встанет, закинется или обнесет, едва почувствовав ваше сомнение перед прыжком.
 
В любом случае голой теории будет недостаточно для вашего обучения – обязательно воспользуйтесь услугами грамотного тренера, ведь только взгляд со стороны поможет вам освоиться с конкурсной посадкой и «дорасти» до первых подиумов и наград.