Воспитатель олимпийских надежд

Самоучитель: Воспитатель олимпийских надежд

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №2(104)2011

Любой спортсмен согласится, что невозможно добиться успеха без помощи со стороны тренера, – на одном таланте «далеко не уедешь».
Многие годами меняют конюшни и тренеров в поисках человека, сочетающего в себе то, что необходимо для успеха: должное внимание, отдача, настойчивость, чуткий баланс между требованием и похвалой, заинтересованность в росте ученика.
К аждый конник знает, как это тяжело – нести спортивные нагрузки, пересиливать себя, терпеть дрожь в мышцах, но все равно продолжать следовать командам профессионала. «Тяжело в учении – легко в бою», но как объяснить это ребенку, возжелавшему всерьез заняться верховой ездой? Никакая любовь к лошадям не пересилит отвращение и разочарование ребенка, возникающие в результате ошибки тренера, незнакомого со спецификой занятий с младшими группами. Чем же руководствоваться родителям, чье чадо серьезно решило научиться ездить верхом, при выборе наставника и на что обратить внимание тренеру, в чьих руках находится конноспортивное воспитание юного поколения?
 
1. Техника безопасности
 
При занятиях с детьми тренер должен особенно заострить внимание на безукоснительном соблюдении техники безопасности. 
 
Если взрослым можно преподать ее как свод рекомендаций, то для ребенка должен быть строго оговорен перечень правил, несоблюдение которых – табу.
 
Более того, рекомендуется периодически (можно в игровой форме) проводить блиц-опрос среди юных учеников, чтобы правила не забывались и со всей серьезностью осознавались ребенком.
 
2. Лошадь
 
Конный спорт – это взаимное сотрудничество двух существ, не приспособленных природой для общения друг с другом. Это как разговор с глухонемым – лошади ничего не объяснишь посредством речи, не взовешь к ее разуму с помощью доводов, ее бесполезно упрашивать. Един­ственные средства коммуникации, имеющиеся в распоряжении всадника, это воздействие руки, шенкеля, корпуса и внимание к движениям и «жестам» лошади. Не каждая лошадь согласится реагировать на слабые команды ребенка, так что подбор правильного партнера для занятий тоже ложится на плечи тренера. Чаще всего детям предлагают взрослых уравновешенных и хорошо выезженных лошадей. Молодые, дурноезжие и пугливые лошади могут не только запугать или обидеть ребенка своим поведением, но и стать причиной сложных травм, как психологических, так и физических.
 
3. Забота
 
В столь нелегкое время, когда вокруг так много злобы и агрессии, занятия верховой ездой могут стать для ребенка настоящим примером для поведения в обществе, общения с близкими. Ведь дети приходят на конюшню не только ради езды, они с удовольствием возятся с лошадьми, чистят их и заплетают. 
 
Тренер не должен препятствовать подобным действиям, если они не противоречат технике безопасности. 
 
4. Доверие
 
Дети всегда видят во взрослых людях опору и пример для подражания. Юные ученики из спортивных групп неимоверно доверяют своему тренеру. Более того, у них отсутствует чувство страха, ведь они свято верят, что раз взрослый дает определенную команду, значит, он точно знает, что они смогут ее выполнить. В таком случае очень важно не растерять это доверие ни своим поведением, ни грубостью, ни форсированием событий в процессе тренинга.
 
5. Наказание
 
Это никакой не секрет для опытных конников, что периодически возникает момент, когда требуется наказать лошадь за неуважительное поведение. Тем не менее, для детей, пришедших в спорт, это должно оставаться секретом, пока они не поймут, что проявление агрессии со стороны всадника – не есть норма. Опытный тренер никогда не станет наказывать лошадь при детях, более того, если есть подозрения, что лошадь может подыграть (застоялась или пребывает в дурном расположении духа), профессионал заранее возьмет ее на корду, или отработает верхом, чтобы к приходу ребенка привести животное в порядок, оставив воспитательные моменты за кадром.
 
6. Разнообразие
 
Каждый родитель знает, как быстро детям наскучивает то, чем они занимаются ежедневно. Они всегда требуют чего-то нового. Так и тренеру важно заинтересовать детей занятиями, разнообразить их по максимуму. Можно вводить в тренировку элементы игры, эстафеты, давать различные упражнения для зарядки, устраивать опросы на знание элементарной конной терминологии или той же техники безопасности во время шаговых реприз. Победителю можно предоставить возможность выбирать, с какого ездового элемента (из изученных группой) продолжить тренировку, или разрешить вести разминку (задавать очередность разученных упражнений для зарядки).
 
7. Игры
 
Опытные детские тренеры не ограничиваются играми со своими подопечными на лошади, но и продолжают их вне манежа. Конкурс на лучшую стенгазету на конную тематику, лучший рисунок любимой лошади, идею самого интересного дизайна препятствия, спортивные игры на общую физическую подготовку или викторина на знание названий конной амуниции и ее деталей, – вот лишь крошечная часть полезных развлечений из арсенала профессионалов. 
 
А теперь ответьте честно, смогли бы вы правильно собрать полностью разобранную уздечку? А вот дети из некоторых спортивных групп разбирают и собирают уздечку на скорость, и азарт при этом испытывают небывалый!
 
8. Взаимо-понимание
 
Лошадь – не спортивный снаряд, как ракетка или коньки, а животное, при этом очень крупное сильное и своенравное. 
 
Поэтому мало только обучить детей правильной посадке, движениям и методам воздействия. Главная роль детского тренера на первых занятиях  – показать ребенку, что к лошади нужно относиться как к партнеру, развивать взаимопонимание между ребенком и лошадью.   
 
 
9. Личный пример
 
Детям в отличие от взрослых тяжело воспринимать устные объяснения в процессе обучения. Как и в школе, на тренировках могут потребоваться примеры. Если в других видах спорта (гимнастика, плавание и т.п.) взрослому тренеру, отошедшему от выступлений, сложно самому показать тот или иной элемент, то в конном спорте, дающем возможность спортсменам «оставаться на коне» в обоих смыслах очень долго, важно подавать личный пример. Разве будут дети верить в слова человека, ничего не показывающего на личном примере? И как можно ослушаться тренера, видя уровень его мастерства в седле?
 
10. Позитив
 
Каждый ребенок, приходящий в спортивную группу, хочет не просто кататься, а реально нацелен на успех. Важно не убить в нем эту целеустремленность и веру в себя, поддержать здоровые спортивные амбиции. Профессионал никогда не повысит голос на ребенка, если у него что-то не получается, постарается подойти к возникшей проблеме с другой стороны, или перейти к другому элементу, чтобы избежать разочарования.
 
Опытный тренер всегда приободрит расстроенного ученика и закончит тренировку на позитивной ноте.
 
11. Награда
 
К выступлениям на соревнованиях дети относятся не менее (а иногда и более) серьезно, чем взрослые всадники. Когда опытный спортсмен терпит неудачу, он понимает, что единственный путь к победе – это «закусить удила» и продолжать усиленно тренироваться. Ребенок же может так расстроиться из-за неудачи, что никаких занятий ему больше не захочется. Чтобы избежать подобных разочарований следует хорошенько объяснить, что «главное не победа, а – участие». Некоторые тренеры для детских стартов предусматривают несколько номинаций помимо общепринятого награждения трех победителей. Это могут быть призы «за самую обворожительную улыбку во время езды», «за самое запоминающееся выступление», «за спортивное рвение» и т.п., но главная задумка в том, чтобы никто из участников не остался без награды. Другой пример – опыт одного КСК, где в День защиты детей все юные участники соревнований получают медаль с гравировкой «Сегодня я – участник, завтра я – чемпион!», мотивируя юных спортсменов продолжать тренироваться, выступать и побеждать.
Опустив всю ответственность за спортивное будущее детей на плечи тренера, не стоит забывать и о роли родителей, без чьей поддержки и заинтересованности в успехах чада просто не обойтись. Только родители могут реально оценить квалификацию тренера и КСК, посетив несколько занятий вместе со своим ребенком. Надеемся, что данная статья хоть немного поможет вам сориентироваться в ситуации и сделать правильный выбор. 
 
Редакция ЗМ выражает благодарность за помощь в подготовке материала детскому тренеру по конному спорту Владиславе Евгеньевне Бреславской.