Встречают по одежке, а провожают по результатам

Самоучитель: Встречают по одежке, а провожают по результатам

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №3(105)2011

Каким бы колоссальным ни был ваш спортивный потенциал, существует набор квалификационных правил, без соблюдения которых выход на боевое поле категорически запрещен. Одним из таких предписаний является форма одежды.
КОНКУР
 
В положениях большинства официальных конкурных турниров непременно будет фигурировать такая обязательная деталь облачения спортсмена, как редингот. 
 
Немного истории
 
Свою историю редингот (франц. redingote – от англ. riding-coat) начинает в Англии в XVIII веке как мужская или женская верхняя одежда прилегающего силуэта, с двумя небольшими воротничками (нижний из которых лежал на плечах) и сквозной застежкой. Англичане использовали рединготы как для верховых прогулок, так и в качестве повседневной верхней одежды, отдавая предпочтение практичным темным цветам. Перенявшие английскую моду французские аристократы напротив предпочитали яркие цвета. Они шили свои рединготы преимущественно из сукна или других шерстяных тканей синего, зеленого, но в основном кофейного цвета.
 
После пребывания на пике европейской моды XVIII века, редингот не исчез. Интерес к нему то ослабевал, то усиливался, но из моды он не исчезал, пока не дошел до нас (претерпев некоторые трансформации)  в качестве непременного атрибута спортсменов-конников.
 
Спортивная мода
 
Сегодня редингот представляет собой приталенный однобортный пиджак с лежачим воротничком и вертикальными карманами (или имитацией карманов). В настоящее время цветовые решения рединготов никак не регламентированы, – всадник сам в праве решать, в каком облачении (строго-монохромном, цветном или даже в клеточку) он желает предстать перед судейской коллегией.
В связи с тем, что конкур – более подвижный и физически сложный вид спорта, специальная одежда участников турниров 
не должна стеснять их движения. 
 
 
В этой связи редингот отличается от обычного пиджака особым кроем рукавов, вшитых так, чтобы, несмотря на активные движения рук всадника во время исполнения прыжков, сам редингот не задирался вверх. Еще одна деталь, призванная обеспечить комфорт спортсмену, это наличие одной или двух шлиц – специальных разрезов на задней поле изделия. 
 
В качестве модных деталей производители предлагают бархатные или контрастные воротнички, имитацию пояса, декоративные вышивки, нашитые эмблемы клубов, стран или фирм-производителей, шлицы на молнии, укороченные или даже отрезные по линии талии рединготы. 
 
Что за материальчик?
 
Качество ткани, использованной для создания редингота, также играет немаловажную роль. Чаще всего используют классическое сочетание шерсти и хлопка – плотных и натуральных тканей. Другой вариант – эластичные ткани с примесями синтетических волокон (эластан), обеспечивающие плотное прилегание изделия к телу, не стесняя при этом движений. Еще одной новацией стал пошив рединготов с использованием тефлонового грязеотталкивающего покрытия, ведь стирать подобные изделия можно лишь в режиме ручной стирки при температуре воды не выше 30°С. 
 
 
Современные законодатели спортивной моды в этом сезоне предложили еще одно новое решение – редингот на молнии вместо традиционного ряда пуговиц. Подобное нововведение призвано послужить еще более плотному прилеганию к фигуре всадника, когда он находится в седле. Тем не менее, конный мир довольно консервативен, и непривычный вид новой модели редингота пока не нашел 
широкого применения среди конников.
 
ВЫЕЗДКА
 
Выездка хотя и не требует от спортсменов выполнения столь активных движений, как в конкуре, но обязывает всех участников соревнований облачаться во фраки, призванные обеспечить всадникам наибольший комфорт в седле. 
 
«Невероятные» фраки
 
Во времена Великой французской революции появились фраки в стиле «инкруаябль» (невероятные). Они были снабжены чрезмерно большим воротником и лацканами, дополнялись не менее внушительным галстуком, закрывавшим подбородок, а туго накрахмаленный воротник рубашки, доходил до середины щек. В России во времена Павла I такие фраки, ставшие своеобразным символом бунтующей Франции, были запрещены и лишь после кончины императора вновь появились в столичных салонах, а затем превратились в повседневную одежду.
 
 
«С корабля на бал», а с бала в седло…
 
Традиционный фрак (фр. fraс) – это мужской парадный вечерний костюм особого покроя, представляющий собой пиджак короткий спереди с длинными узкими фалдами (полами) сзади и брюки с атласными лампасами. Исторически фрак был элементом кавалерийской униформы офицеров, а его покрой позволял всадникам одновременно удобно чувствовать себя в седле, верхом на коне, и при этом еще и эффектно выглядеть, чего требовали парады и военные строевые смотры. В XVIII веке офицерами становились в основном представители высшего сословия, которые в свободное от военных дел время непременно появлялись на званых вечерах и балах, что постепенно превратило фрак в модную в те времена одежду для торжественных случаев.
 
Коннику фрак – не друг и не враг
 
Сегодня фрак является обязательной формой одежды в соревнованиях по выездке. Цвет здесь регламентирован строже – официально разрешено выезжать на боевое поле только в черном или темно-синем фраке, в крайнем случае с контрастным воротничком. Допускается коричневое цветовое решение, но лишь при условии подачи предварительной заявки в оргкомитет мероприятия. Покрой выездкового фрака несколько отличается от танцевального и светского, с тем, чтобы обеспечить всаднику наибольшее удобство при управлении лошадью. 
Укороченный спереди приталенный двубортный пиджак с двумя длинными фалдами сзади – вот что представляет собой выездковый фрак. В отличие от общепринятого понимания фрака как костюма (пиджак плюс брюки), в конном спорте под этим названием бытует лишь верхняя часть, а брюки заменяются белыми бриджами. 
 
 
«Фиксированная» ткань
 
В качестве тканевого решения при создании фрака чаще всего используется тонкая шерсть с минимальными примесями эластана, ведь в выездке не так много активного и практически нет резкого движения рук и корпуса, что не требует от экипировки значительной эластичности. Наоборот, вешний вид всадника должен быть преисполнен строгости, благородности и аккуратности. Даже фалды выездковых фраков часто шьют на твердой кожаной подложке, чтобы они не сбивались, не мялись и не развивались на ветру во время демонстрации парой резвых аллюров.
 
Однако комфорт в движениях и благородный вид отнюдь не играют на руку спортсмену, ведь фрак благодаря своему крою подчеркивает малейшие изъяны в осанке, что может значительно повлиять на оценки судей.
 
 
Костюм всадника всегда считался признаком аристократизма и утонченности. И женщины, и мужчины-конники в такой одежде выглядят очень привлекательно: обтягивающие бриджи и высокие сапоги подчеркивают линию ноги, приталенный редингот или строгий фрак визуально выделяют достоинства фигуры. Белоснежные перчатки и шейный платок дополняют внешний облик спортсменов, придавая неповторимый шарм. Остается только сесть в седло и покорить судей в выездковом манеже результатами или преодолеть без ошибок за рекордное время конкурный маршрут.