Кавалетти и клавиши – основы основ

Самоучитель: Кавалетти и клавиши – основы основ

Автор: Екатерина ШТАТНОВА/www.equestrian.ru
Номер журнала: ЗМ №4(106)2011

Турист в Нью-Йорке останавливает на улице прохожего с саксофоном:
– Простите, как мне попасть в Карнеги-Холл*?
– Практикуйтесь!
(* Карнеги-холл – знаменитый концертный зал в Нью-Йорке)
В этой известной шутке содержится большая доля истины, но следующий вопрос, который встает перед желающим выйти на сцену Карнеги-Холла или на арену Олимпийских игр – «как практиковаться»? 
 
У каждой спортивной пары существует свой потенциал, и помочь его раскрыть могут правильно подобранные упражнения, выполняемые по принципу «от простого к сложному». Если посмотреть записи соревнований по конкуру пятидесятилетней давности, то можно увидеть, что сложность маршрутов сильно отличалась от современных реалий. 
 
Размеры препятствий были значительны, но их расстановка на поле не требовала от лошади большого искусства в маневрировании.
 
Тренируем самостоятельность
 
Современные паркуры предъявляют к всадникам и лошадям повышенные требования, и, пересекая линию старта, пара должна быть готова найти ответы на многие технические вопросы, которые ставит перед ней курс-дизайнер. 
 
Чтобы успешно доехать до финиша, нужна прочная базовая подготовка, и упражнения с использованием кавалетти и клавиш являются ее важной частью. Эти упражнения помогают укрепить доверие между всадником и лошадью. Часто можно видеть, как спортсмен полностью лишает свою лошадь инициативы при преодолении одиночных препятствий. В клавишах и кавалетти лошадь учится делать свою работу самостоятельно, а всадник может сосредоточиться на собственной посадке, спокойствии и балансе. 
 
Если все делать правильно, то спортсмен почувствует, что происходит в каждый конкретный момент, и узнает, как и когда правильно реагировать в случае, если что-то пойдет не так.
 
Подготовка
 
Существует огромное количество различных упражнений с кавалетти, начиная от тех, которые подходят для начинающих конкуристов, и заканчивая теми, которые используют в повседневном тренинге лошадей олимпийские чемпио­ны. Для того, чтобы практиковаться с использованием клавиш и кавалетти нужна ровная конкурная площадка минимум 20 на 60 м, набор из стоек с калабашками и жердей (для построения клавиш – невысоких препятствий от 30 до 100 см, установленных в ряд через определенное расстояние) и набор кавалетти (жерди, приподнятые над поверхностью земли от 5 до 25 см, они могут быть на специальных низких подставках или крестовинах).
 
 
Тренировка
 
Все разнообразие упражнений можно условно разбить на три группы. Первая из них подходит для спортивных пар, где один из партнеров абсолютно неопытен в преодолении препятствий (это может быть или молодая лошадь, или начинающий всадник). Для начинающих используют в основном жерди, лежащие на земле, чтобы отработать технику движения между препятствиями без лишнего стресса, который может вызвать сам прыжок. Упражнения на рыси – следующий этап, за которым следуют упражнения на галопе. На тренировках с использованием кавалетти и клавиш настоятельно рекомендуется, чтобы опытный тренер наблюдал за работой пары «с земли». Он сможет правильно подкорректировать расстояние между кавалетти или просто установить на место сбитые жерди.
 
Все дистанции, которые приведены ниже, являются приблизительными, и зависят от длины шага вашей лошади. Очевидно, что для райд-пони 150 см в холке и для крупной лошади дистанции различны. 
 
Первая группа упражнений изначально может показаться не заслуживающей внимания, но это важная отправная точка в выработке прямолинейности, равномерности, баланса и ритма движения. 
 
Упражнение 1. Положите одну жердь посреди манежа. Ваша задача – на шагу и рыси проехать через жердь по «восьмеркам» двух разных размеров (Рис.1) Добивайтесь того, чтобы обе половины восьмерки были одинаковыми. Жердь нужно преодолевать точно посередине, сохраняя постоянный ритм движения. Не забывайте, что смотреть нужно не на жердь, а вперед. Лошадь должна сама разобраться, как ей преодолевать жердь, ваша задача – сохранять ритм и направление движения. Если на жерди не отмечена середина, сделайте эту отметку с помощью мазка краски или изоляционной ленты.
 
Рис.1
 
Упражнение 2 может быть своеобразным экзаменом, который покажет, готовы ли вы и ваша лошадь к переходу на следующий уровень. По центру манежа положите ряд из шести жердей на расстоянии 2,8 м друг от друга (Рис. 2). Помните, что расстояние может варьироваться в зависимости от длины шага вашей лошади. Начинайте движение рысью по серпантину вдоль жердей, сначала делая большие петли. Если лошадь не теряет ритма и баланса – переходите к более маленьким петлям. Заканчивается упражнение прохождением рысью через кавалетти, при таком расстоянии лошадь должна делать темп рыси между жердями. Это упражнение хорошо тем, что можно придумать любое количество вариантов траекторий, но важно перед началом движения четко представлять все упражнение целиком и не отклоняться от выбранного пути. Этот навык пригодится вам при запоминании и визуализации настоящего конкурного маршрута. Если ваша лошадь может выполнить все упражнение целиком, не меняя ритм движения, охотно подчиняясь вашим средствам управления, то задача выполнена.
 
Рис.2
 
Набор невысоких препятствий, которые в просторечии называются «клавишами», является прекрасным средством, подводящим неопытных лошадей или всадников к прыжкам. На начальной стадии рекомендуется преодолевать «клавиши» с рыси, после первого прыжка лошадь сама поднимется в галоп, этот аллюр нужно поддерживать и после преодоления последнего препятствия. 
 
Дав лошади сделать несколько темпов галопа, всадник должен спокойно перевести ее в рысь именно в тот момент, когда он сочтет это нужным. Всадник, который только начинает осваивать прыжки через препятствия, должен уделять больше внимания прежде всего своей посадке, и упражнения в «клавишах», где лошадь сама делает свою работу, позволяют спортсмену плодотворно поработать над собой. 
 
Упражнение 3 поможет лошади и всаднику научиться прыгать широтные препятствия. Для этого упражнения положите три жерди с расстоянием между ними 1,1-1,3 м, затем на расстоянии 2,8 м от последней жерди поставьте крестовину, затем на расстоянии 5,5 м – еще одну (Рис.3). Последнее препятствие в ходе упражнения можно трансформировать в вертикальное препятствие, а затем – в брусья. Цель упражнения – познакомить лошадь с широтными препятствиями, и начинать это делать нужно очень аккуратно и постепенно. Обратите особое внимание на то, что все кавалетти нужно преодолевать на рыси, этот же аллюр сохранять вплоть до крестовины, и только после нее позволить лошади двигаться галопом. После того, как вы уже уверенно преодолеваете жерди на рыси, крестовину и вертикальное препятствие за ним, замените вертикальное препятствие на брусья. На первых порах оно будет выглядеть как крестовина и жердь за ней, высота которой на 30-60 см выше, чем средняя часть крестовины. При прохождении «клавиш» сохраняйте спокойствие, поддерживайте движение лошади вперед шенкелем, и смотрите на последнее препятствие в «клавишах». Постепенно брусья можно увеличивать в размерах, не забывая соблюдать пропорции.
 
Рис.3
 
О высотах и расстояниях
 
Далее можно и нужно добавлять в гимнастику больше препятствий, это научит  лошадь сохранять баланс и концентрацию внимания на более длительное время. 
 
Что касается расстояний между препятствиями, то общие правила таковы – базовая дистанция в один темп от первого препятствия, которое преодолевается с рыси до следующего – 5,5 м, и от препятствия, преодолеваемого на галопе до следующего препятствия – 5,8-6,0 м. Эти дистанции могут варьироваться как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от длины темпа галопа лошади, и в гимнастических упражнениях очень важно начинать с удобных дистанций для лошади. Кроме того, нельзя забывать о том, что базовые дистанции хороши, когда препятствия относительно небольшого размера, по мере увеличения высоты, расстояние между препятствиями увеличивается приблизительно на 30 см. Принципы построения клавиш, как правило, не меняются. Линия начинается с трех жердей для прохождения на рыси, затем – крестовина (заход на рыси, продолжение на галопе), а после нее – три вертикальных препятствия (для прохождения на галопе) (Рис.4), последнее из которых впоследствии может быть заменено на брусья (Рис.5). У гимнастических упражнений есть  один недостаток – для их выполнения нужно достаточно места. Длина манежа должна быть как минимум 60 м, и расстояние от первого и последнего препятствий до бортиков манежа ни в коем случае не должно быть меньше 15 м, оптимальное расстояние – 18 м.
 
        
Рис.4                                                                 Рис.5
 
От современных конкурных маршрутов не стоит ожидать удобных дистанций между препятствиями, и, после того, как лошадь и всадник свободно чувствуют себя в «клавишах» со стандартным расстоянием между препятствиями, можно приступать к выработке навыков преодоления «неудобных» дистанций. Любой квалифицированный курс-дизайнер знает, что существуют дистанции, которые практически непреодолимы для всадников и лошадей, но старается избегать их и работать в рамках допустимого.
 
Регулировка длины темпа
 
Для того, чтобы регулировать длину темпа лошади при движении по маршруту есть простое, но эффективное упражнение 4. Положите две жерди перпендикулярно длинной стенке манежа, расстояние между ними должно быть равно шести нормальным темпам галопа вашей лошади (Рис. 7). Ваша задача заключается в том, чтобы каждый раз проезжая между этими жердями сделать определенное количество темпов – на один больше (7) или меньше(5). При этом важно сохранять ритм и прямолинейность движения. При выполнении этого упражнения важно понимать разницу между такими понятиями, как «увеличение скорости» и «увеличение длины темпа». Если лошадь преодолевает определенный отрезок дистанции быстрее, это не всегда значит, что она увеличивает при этом длину темпа. Упражнение, описанное выше, дает возможность всаднику разобраться с этими двумя понятиями и тренировать именно удлинение (отдавая повод и увеличивая рамку) и сокращение (посредством сбора) темпа, а не «включение» повышенной скорости при прохождения маршрута.
 
Рис.7
 
Маленький маршрут
 
С помощью «клавиш» и кавалетти можно выработать практически любой навык, который понадобится спортивной паре в дальнейшем при прохождении маршрута, например, прямолинейность движения, преодоление препятствий под углом (важно для перепрыжек), и многое другое. Следующее упражнение 5 используется для достаточно опытных пар, которые уверенно чувствуют себя в «клавишах» на галопе и готовы перейти к тренировкам прохождения небольших маршрутов. Упражнение начинается со стандартной «гимнастики», к которой добавляется еще четыре небольших препятствия, как показано на рисунке 6. Расстояние между одиночными препятствиями в конце упражнения – четыре темпа галопа (от 16,5 до 17,5 м). Упражнение начинается с рыси, после преодоления последнего препятствия в «клавишах» задача всадника – поддерживать равномерный галоп лошади и двигаться точно на середину одиночного препятствия, а затем, сохраняя ритм, сделать четыре темпа галопа и преодолеть последнее препятствие упражнения.
 
 
Рис.6
 
«Клавиши» и кавалетти – незаменимые помощники в конкурной подготовке всадников и лошадей, с их помощью можно наработать множество полезных навыков, которые помогут добиться успеха как на клубных, так и на международных соревнованиях.