Как фотографировать лошадь. Часть I. Нюансы портрета

Самоучитель: Как фотографировать лошадь. Часть I. Нюансы портрета

Автор: Татьяна КОЗЛОВСКАЯ, член союза фотохудожников России
Номер журнала: ЗМ №7(109)2011
Фото: Татьяна КОЗЛОВСКАЯ

В последние годы все большую популярность набирает увлечение фотографией. Стремительное развитие рынка цифровой зеркальной фототехники делает не только любительские, но и полупрофессиональные и профессиональные камеры доступными для большого круга желающих. Но почему же тогда в глянцевых изданиях все так красиво, а при просмотре собственных фотографий зачастую печально? Попробуем разобраться.
Безусловно, сегодня, для того чтобы получить достаточно интересные кадры, уже можно не вникать во все премудрости фотодела, а воспользоваться, например, автоматическими настройками. Однако на любом, даже самом оснащенном фотоаппарате, отсутствует так всем необходимая кнопочка «снять шедевр». И даже если техническая сторона кадра на высоте, многих начинающих фотографов мучает вопрос, как же сделать так, чтобы изображение было ничуть не хуже рекламных постеров или фото на развороте глянцевых журналов?
 
В этой статье речь пойдет о том, как наилучшим образом подчеркнуть экстерьерные особенности лошади и сделать презентабельное рекламное фото при выборе удачного ракурса, подборе соответствующей амуниции и других нехитрых приемах.
 
 
Место съемки изменить… можно
 
Когда мы фотографируем лошадь, очень часто, увлеченные и восхищенные ее красотой, совершенно забываем о том, что какой мы ее запечатлим, такой ее и увидит большинство людей. А если эта фотография попадет в каталог или журнал, то именно по ней о лошади будут составлять свое мнение специалисты. У специалистов же, наоборот, бытует другое мнение. Главное, чтобы лошадь была снята правильно с точки зрения экстерьера, а уж где это было, что там есть еще на фотографии, значения не имеет. И первый и второй варианты, на мой взгляд, в корне неверны. Если обратиться к старинным архивным фотографиям лошадей, то можно отметить, насколько тщательно выбиралось место съемки, как ставилась лошадь, как она была подготовлена. 
 
За так называемый «советский период» культура съемки лошадей, если не брать в расчет профессиональные фотографии, была утрачена. То ли из-за недостатка времени, то ли из-за того, что снимали лошадей начконы или зоотехники в основном для себя, а для себя можно довольствоваться и малым, но результат таков, что на сегодняшний день такое понятие, как «конная фотография», только возрождается. 
 
На мой взгляд, при съемке лошади, да и вообще при любом виде съемки, очень важно обращать внимание на фон, на то, что же будет отображено на фотографии кроме основного объекта съемки. Ни для кого не секрет, что в наше время далеко не каждый КСК может похвастаться красивыми архитектурными строениями, образцовыми левадами и плацем. Для того чтобы лошадь на вашем кадре не была в центре «вселенской катастрофы» в виде покосившихся ржавых ворот или зияющих дыр в стене бывшего коровника, не поленитесь обойти КСК и выбрать более романтичное место для проведения съемки. Это может быть какая-нибудь аллея, ведущая к конюшне, ровная, гладкая стена, раскидистое дерево, ближайший лес, парк или поле. 
 
Даже если лошадь в кадре стоит прекрасно, фотография никуда не годится, если из головы лошади «торчат» фонарные столбы или прочие ненужные предметы, на спине «лежит» кусок крыши какого-то строения, а на саму лошадь падает чья-то тень (см. фото 1). Внимание к таким деталям сделает ваш кадр кристально чистым и привлекательным! Глядя в видоискатель, надо всегда помнить, что хорошая фотография – это и передний, и средний, и задний план!
 
 
Фото 1.1 Неправильно                                     Фото 1.2 Правильно
 
Голова два уха
 
Итак, фон выбран, в кадре нет лишних предметов, можно приступать к самой съемке. 
 
Не стоит подходить к лошади слишком близко. Нет-нет, не из-за того, что это опасно, просто в случае, если вы будете стоять слишком близко к такому специфическому объекту, у вас есть большой шанс получить на выходе фото страшного монстра с огромной, непропорциональной головой (см. фото 2). 
 
 
Фото 2
 
Не стоит уродовать то, что природа создала совершенным!
 
Что делать, если крупное животное не помещается в кадр, а сделать два шага назад вам не пришло в голову? Есть выход! Существует несколько вариантов классического портрета: в полный рост, по колено, по грудь, только голова, только глаза. Все эти варианты применимы и к лошади с одной только поправкой: очень важно учитывать экстерьерные особенности фотографируемого животного (см. фото 3.1, 3.2).
Рассмотрим на конкретных примерах, что и как можно показать. 
 
 
Фото 3.1                                                                   Фото 3.2
 
Если у лошади, к примеру, горбоносая голова, то такую лошадь лучше всего снимать в оголовье с капсулем. Капсуль добавит голове элегантности, оттягивая внимание на себя (см. фото 4). Лошадь с горбоносой или же просто грубой головой стоит фотографировать не строго в профиль, а в три четверти, и горбинка будет практически незаметна (см. фото 5.1, 5.2). Очень внимательно стоит относиться к отметинам на голове. Неровные проточины со смещением в сторону могут исказить представление о голове. С такими проточинами голова может показаться как грубоватой, так и со щучиной (см. фото 6.1, 6.2). 
 
 
Фото 4
 
 
Фото 5.1                                                            Фото 5.2
 
 
Фото 6.1                                                        Фото 6.2
 
Животное с красивой породной головой лучше показывать на выводной уздечке, либо на оголовье без капсуля. В этом случае ничто не будет мешать получить полное представление. 
 
Так как лошадь очень внимательное, осторожное животное, важно привлекать ее внимание во время съемки, чтобы она не закладывала уши и оба ушка были в нормальном положении. Для этих целей могут подойти шуршащие пакетики, игрушки-пищалки и даже звонок мобильного телефона.
 
Если лошадь определенной породы и вы хотели бы это обыграть в кадре, то было бы уместно использовать элементы упряжи и украшения, свойственные данной породе. Это часто используется при съемке арабов, ахалтекинцев, шайров или, например, лошадей местных (национальных) пород.
 
Съемка с… «массовкой»
 
Если вы хотите снять выразительный эмоциональный портрет, попросите помощников поводить мимо площадки, где идёт съемка, еще одну лошадь. Тогда ваша «модель» будет заинтересованно принюхиваться, взгляд получит направление, наполнится особым смыслом, ноздри будут раздуваться. Если к тому же натереть кожу вокруг ноздрей и глаз лошади маслом, в итоге вы получите незабываемые кадры в самый раз для обложки конных журналов!
 
 
Шея… всему голова!
 
Не менее важно красиво показать шею. Ракурс, выбранный для съемки, свет, а также то, как лежит грива, все это существенно влияет на восприятие шеи, затылка на фотографии (см. фото 7).
 
 
Фото 7
 
Лошадь – обладателя красивой шеи, можно выгодно показать при помощи плетения шишечек и белого пластыря. Например, лошади серой масти, если она не достаточно ярко выделяется на фоне, при помощи этих самых шишечек и пластыря можно даже «нарисовать» линию шеи.
В случае когда у лошади, которую вы планируете фотографировать, тонкая и изящная шея, при подготовке к съемке следует запле-сти ее гриву таким образом, чтобы «шишечки» были направлены строго вверх, были частыми и натурального цвета гривы (т.е. без цветных резинок и белого пластыря). 
 
При более мощной шее у верховой лошади шишечки ни в коем случае не должны быть вверх. Если и заплетать такую лошадь, то только вбок. Можно также заплести гриву в косу по всей длине шеи.
 
В случае когда мы имеем дело с верблюжьей шеей и это не особенность породы, такую лошадь никогда не снимайте со стороны, в которую уложена грива. Это лишь визуально усугубит экстерьерный недостаток (cм. фото 8). 
 
 
Фото 8
 
Также часто за недостаток экстерьера на фото можно принять лишнее движение лошади (cм. фото 9). Если лошадь чего-то пугается, вскидывает голову или осаживает, это часто приводит к тому, что если ее запечатлеть в этот момент, то шея будет так же смотреться как высоко поставленная или же, в некоторых случаях, верблюжья. 
 
 
Фото 9
 
Практически для всех лошадей, кроме тех, у кого тонкая Т-образная шея (топориком), очень выгодно смотрится ракурс в полоборота. Используя такой кадр, можно очень удачно показать голову, затылок, шею и плечо! Чтобы показать все достоинства экстерьера, лошадь должна стоять так, чтобы круп и задние ноги были чуть ближе к фотографу, чем передние, а лошадь при этом должна как бы оборачиваться на камеру (cм. фото 7).
 
Если же передние ноги будут ближе к фотографу, чем задние, то при таком ракурсе плечо будет смотреться спрямленным, а затылок, скорее всего, будет скрыт (см. фото 10). В таком случае лучше постараться «довернуть» голову лошади и показать затылок и шею, но вовсе скрыть плечо (см. фото 11). 
 
 
Фото 10                                                                    Фото 11
 
Хороших вам кадров!