Как фотографировать лошадь. Часть II. Ракурсы

Самоучитель: Как фотографировать лошадь. Часть II. Ракурсы

Автор: Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Номер журнала: ЗМ №8(110)2011
Фото: Татьяна КОЗЛОВСКАЯ

В прошлом номере «ЗМ» мы поговорили об элементарных правилах, которых стоит придерживаться при съемке вообще и, в частности при работе с лошадьми. Теперь пришло время коснуться конкретики. Какие ракурсы выигрышны, как подчеркнуть или скрыть ту или иную особенность экстерьера? Как лучше поставить лошадь, чтобы получить интересные портреты? Об этом и многом другом в очередной статье для начинающих фотоиппологов.
К сожалению, даже те люди, которые проработали бок о бок с лошадью всю свою жизнь – спортсмены или селекционеры – часто не знают, как правильно поставить лошадь перед объективом. И это при том, что в жизни их окружает море красивейших фотографий и в специализированных журналах, и на стенах комнат конноспортивных комплексов.
 
В книгах и фотоальбомах, а теперь уже и в Интернете существуют десятки примеров и подсказок для начинающего фотографа и модели: как принять красивую позу, куда девать руки и как удачно сложить ноги. То же самое, я думаю, будет полезно узнать начинающим фотографам о съемке лошадей.
 
Так в чем же секрет создания красивого портрета? А он очень прост: снимать лошадь стоит под углом! Приблизительно 45 градусов относительно фотографа. Приведу примеры удачных, по моему мнению, положений лошади относительно фотографа.
 
Под углом
 
На рисунке, сопровождающем фото 1 схематично изображено положение лошади относительно фотографа (вид сверху) и то, какой при таком положении лошади получается портрет.
 
 
Фото 1
 
На первых двух фотографиях лошадь стоит приблизительно под углом в 45 градусов относительно фотографа. При этом сам фотограф располагается напротив плеча животного. 
 
 
Фото 2
 
Фотографии и рисунки 3 и 4 показывают поворот головы в противоположную сторону при том же положении корпуса. Обратите внимание, что на фото 4, кроме поворота головы, сместилась и точка съемки. Теперь фотограф стоит ровно напротив головы. 
 
 
Фото 3
 
 
Фото 4
 
При построении кадра стоит учитывать и расположение «четвероногой модели» в этом кадре. Так, на фото 3 при выгодном ракурсе лошади очень тесно. Она практически упирается носом в край кадра, словно в стену. Спасает положение направление взгляда жеребца, однако, безусловно, стоило оставить больше места справа.
 
Взгляд прямо
 
Фотографии и рисунки 5 и 6 показывают достаточно простой, но симпатичный вариант постановки лошади. Корпус все так же обязательно расположен под углом к фотографу, а голова смотрит прямо, без каких-либо поворотов. На фото 5 благодаря корде понятно, с какой стороны лучше разместить выводчика или берейтора. При такой постановке лошади и помощника в кадре вы с большой легкостью сможете снять все три варианта портрета по схемам, описанным выше. Единственное, что вам нужно будет менять, это свое положение левее или правее. В данном случае идет смещение от плеча в сторону шеи или головы, так, чтобы оказаться на одной линии с глазами.
 
 
Фото 5
 
 
Фото 6
 
Полуобороты
 
Еще, на мой взгляд, интересными ракурсами являются разного вида полуобороты (Фото 7, 8, 9). Благодаря этим оборотам можно прекрасно показать линии, экстерьерные особенности, пластику лошади, сделать акцент на взгляд, создать эффект неожиданности и «подсмотренности», особенно если найти подходящее место, красивые ветви дерева, арку, оконный проем и сделать не просто фотографию лошади, а художественное произведение. 
 
 
Фото 7                                                                     Фото 8
 
 
Фото 9
 
Когда вы фотографируете на фоне леса или на фоне неба, стоит избегать не только электрических столбов или явно виднеющихся стволов деревьев, но и таких моментов, когда линия горизонта пересекается с головой или животом лошади. Так, делая фото 7, стоило вместе с лошадью пройти на несколько метров ближе к лесу, таким образом, линия перехода поля в лес спустилась бы до уровня плеча лошади, и ничто бы не отвлекало и не мешало правильному восприятию портрета.
 
Лебединая шея
 
Мечта любого коннозаводчика и коневладельца – это лошадь с прекрасной шеей! Длинная, изящная шея – это не только богатое украшение лошади, но и большой плюс в спортивной карьере. Шикарные шеи выездковых лошадей в сборе* и возможность показать великолепный баскюль** у конкурных бойцов – это, несомненно, плюс. Поэтому при съемке портрета стоит особое внимание уделить красивому показу шеи и затылка.
 
Что для этого нужно? Все так же достаточно просто. Поставьте лошадь под углом относительно положения фотографа и попросите выводчика что-то показать лошади (например, привлечь ее угощением), чтобы она заинтересованно потянулась (фото 10). Положение руки выводчика не должно быть слишком низким, иначе у вас получится лошадь на водопое вместо «лебедя». Слишком высоко руку поднимать также не стоит. Главное, чтобы лошадь слегка потянулась, проявила внимание, но оставалась в привычном для себя тонусе (фото 10, 11, 12). Помимо вкусняшек, шуршащих пакетиков, пищалок, животные проявляют живейший интерес к появлению себе подобных. Поэтому я стараюсь всегда проводить съемки двух-трех животных одновременно. Пока одна лошадь «позирует», другая шагает с помощником рядом и привлекает внимание первой. Так на фотографиях появляется заинтересованный взгляд и стоящие вверх ушки. 
 
 
Фото 10
 
 
Фото 11
 
 
Фото 12
 
Как не стоит ставить лошадь и почему
 
Как хорошо видно на всех предоставленных схемах, лучшие снимки достигаются при любом положении лошади под углом, приближающимся к 45 градусам.
 
Самым невыгодным положением, по моему мнению, является четко перпендикулярное расположение лошади при съемке портрета. В некоторых случаях неудачным является фронтальное положение. Именно при таком положении сложнее всего правильно и без искажений передать экстерьер, сложнее всего подловить удачный взгляд и сделать интересную серию снимков. Примеры наиболее распространенных ошибок представлены на фото 13,14,15. При такой постановке, как правило, укорачивается, если вообще не исчезает, шея, не показан затылок, увеличивается голова и уж точно ни о какой пластике и линиях не приходится и говорить...
 
 
Фото 13
 
 
Фото 14                                                                   Фото 15
 
___________
 
* Сбор лошади – это уравновешивание лошади под всадником. Суть «сбора» состоит в прямом сгибании позвоночника лошади, при котором она подводит задние ноги под корпус и «сдает» голову в затылке (опускает голову при слегка приподнятой шее). При этом меняется «рамка» лошади: ее растянутые линии от кончика морды до репицы хвоста как бы укорачиваются, превращаясь из длинных в компактные, собранные, «пружинистые». Классически правильным считается такой «сбор», когда задние конечности подведены, наивысшей точкой «сбора» является затылок лошади, а нос чуть-чуть выдается вперед, при этом лошадь движется равномерно, ритмично, хорошо толкается задними ногами и не упирается в повод.
** Баскюль (от франц. Bascule – качели) – продольное волнообразное сгибание шеи и корпуса лошади при преодолении препятствия. Способствует подгибанию ног и поэтому имеет большое значение для прыжка.