Источник силы

Самоучитель: Источник силы

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: GM №3(150)/2015

Покупка прицепа-коневоза – это только один, хотя и важный шаг на пути к полной свободе перемещения со своей лошадью. Второй, и самый главный – выбор машины, которая будет не просто тянуть прицеп, но делать это безопасно, комфортно, надежно и долгое время. Итак, поговорим о тягачах.

Для опытных спортсменов, часто стартующих на турнирах, или просто для тех, кто часто перевозит свою лошадь, прицеп-коневоз становится далеко не лишней роскошью, а востребованным средством передвижения. Несмотря на не самое лучшее качество наших дорог и не всегда простую дорожную ситуацию, сегодня все больше любителей лошадей приобретают собственные коневозы и сами садятся за руль автомобиля с прицепом. Зачастую такой подход оправдан, он позволяет экономить на стоимости услуг профессионалов и не привязываться к конкретным срокам перевозки.
 
Чем больше, тем надежнее
 
Первым и главным критерием при выборе тягача для конеперевозок должна стать его масса. 
 
В отличие от многих других видов буксировки, которые допускают, что прицеп может весить столько же, сколько тягач, буксировка коневоза предполагает, что масса автомобиля должна быть несколько больше, чем масса прицепа с лошадьми. Оптимально, если вес полностью нагруженного прицепа не превышает 70% от массы автомобиля. Это подтверждают в первую очередь и сами перевозчики, отмечая, что коневоз, помимо большой массы и ценности находящегося в нем живого груза, имеет большую парусность, чем большинство других прицепов. 
 
Формально прицеп, оборудованный собственными тормозами (автоматической гидравликой), можно перемещать и с помощью большинства легковых машин, однако перевозка любимых животных – занятие несколько более тонкое, чем буксировка бездушных квадроциклов или домов на колесах. Поэтому настоятельно рекомендуем  выбирать  машину, масса которой превысит массу прицепа с лошадьми. Помните, чем больше масса автомобиля, тем надежнее будет вести себя на дороге прицеп.
 
Вычисляя нижние параметры веса машины, следует исходить из массы самого коневоза. Даже самые простые модели прицепов весят не менее 250 кг (прицепы на 1 голову), вес средней лошади – около полутонны, следовательно,  даже по самым минимальным подсчетам масса авто должна быть не менее 1 тыс. кг. Однако экономить и считать по минимуму там, где речь заходит о безопасности, не стоит. И тем более не стоит думать, что возить вы будете всегда только одну свою лошадь. Поэтому при расчете веса груженого коневоза наиболее оптимальной будет формула: 700 кг (вес коневоза) + 450 кг + 450 кг (вес двух средних лошадей). Итого 1800 кг, следовательно, масса автомобиля, пригодного на роль тягача, должна начинаться примерно от 2,2 тонн.
 
Такой принцип будет уместен и при выборе тягача для более массивных прицепов (на 3 и более голов, с комнатой для всадника). Выбирая автомобиль, помните, что в инструкции к нему всегда присутствует пункт «максимальная масса буксируемого прицепа, оборудованного/не оборудованного тормозами». Эти сведения также доступны в Интернете и у консультантов в автосалоне.
 
Лошадиные силы 
 
Выбирая крупную машину в качестве тягача, следует озаботиться и характеристиками ее двигателя. Чем мощнее мотор, тем легче он перенесет дополнительные нагрузки от прицепа. 
 
Конечно, автомобиль с большой собственной массой уже предполагает  присутствие под капотом достаточно мощного «сердца», но, тем не менее, стоит отметить, что при равном объеме дизельные двигатели выдают больше тягового усилия, чем бензиновые. Преимущество дизеля отмечают и профессиональные конеперевозчики. Дизель, в случае, если вы собираетесь заниматься перевозками часто или на коммерческой основе, поможет значительно сэкономить – это топливо более экономично. Однако, отправляясь в дальнюю поездку 
по России, следует помнить, что ДТ хорошего качества предлагают далеко не все АЗС, особенно 
в регионах.
 
В случае если машина будет использоваться не только в качестве тягача или слишком частые поездки не входят в ваши планы, более предпочтительным вариантом станет двигатель, работающий на бензине: он менее придирчив к качеству топлива и менее капризен в эксплуатации. Также дизельные двигатели уступают бензиновым моторам в приемистости: машина на бензине более резво ведет себя на дороге. Эта деталь может показаться несущественной при буксировке коневоза, ведь перевозка копытного груза по умолчанию требует аккуратности и плавности, однако, не стоит забывать о том, что машина может понадобиться не только в качестве тягача.
 
Джип или минивэн?
 
В основном автомобили с необходимыми для регулярной буксировки техническими параметрами делятся на 2 группы. Это джипы и минивэны. И те и другие имеют свои преимущества и недостатки, если рассматривать их в качестве тягача для коневоза.
 
Преимущества джипов на первый взгляд очевидны – это мощная машина, часто на рамном каркасе и в большинстве случаев – с подключаемым полным приводом. Эта функция выручит и вас, и вашу лошадь на бездорожье, в снег или гололед. Кроме того, джипы, как правило, очень устойчивы на дороге, имеют вместительный багажник, а в некоторых случаях – дополнительные посадочные места.
Водители, занимающиеся конеперевозками профессионально, практически единодушны – для дальних поездок полноприводный джип более предпочтителен, чем фургон или минивэн. Кроме того, по сравнению с более крупными авто, джип может показать большую экономичность.
Еще одним хорошим кандидатом на роль тягача может стать автомобиль «пикап» с двухобъемным кузовом. Он несколько менее комфортен, чем джип, но показывает лучшую проходимость. Эта машина специально сконструирована таким образом, чтобы передвигаться по плохим дорогам и при этом еще тащить на себе тонну груза, ее рама, двигатель и подвеска специально адаптированы для сложных дорожных условий. Багажный отсек будет полезен любителям дальних путешествий с лошадьми – туда прекрасно загружаются не только вещи, но и корма, в частности, несколько тюков своего сена будут всегда с вами.
 
Минивэны, несмотря на очевидно меньшую популярность, тоже имеют горячих сторонников в среде конников. Эти вместительные автомобили с кузовом однообъемного типа имеют, как правило, 3 ряда сидений (7-9 мест). Внутреннее пространство салона такого авто можно значительно увеличить за счет более высокого потолка и складывания задних кресел. Такое авто станет оптимальным выбором для конного клуба с активно стартующими постояльцами, не выезжающими слишком далеко. Большое количество посадочных мест позволит разместить не только спортсменов, коновода и тренера, но и небольшую «группу поддержки», а также всю необходимую амуницию для лошадей.
 
Автомат или механика?
 
Выбор между механической и автоматической трансмиссией для машины-тягача остается спорным. С одной стороны, механика выглядит более надежно и более проста в обслуживании, которое в случае регулярных буксировок прицепа-коневоза будет довольно частым.  АКПП дороже в содержании и ремонте, традиционно показывает больший расход топлива и меньшую надежность в ситуациях со сложным дорожным покрытием.
 
Часто водители выбирают механику, опасаясь быстрой поломки автомата, не рассчитанного на буксировку дополнительного груза. Автомобильные эксперты, в свою очередь, отмечают, что такое мнение неверно. Современные мощные двигатели, в том числе и с АКПП, рассчитаны на достаточно серьезную нагрузку и при грамотной эксплуатации и регулярном уходе прослужат длительное время.
 
Таким образом, если вы не собираетесь путешествовать с лошадьми по заброшенным проселкам и будете выбирать для поездок проверенные трассы и комфортные погодные условия, АКПП будет предпочтительнее для большинства водителей, а кроме того, обеспечит более плавный ход и мягкий старт сцепке «тягач-прицеп».
 
Помощь на дорогах
При выборе машины-тягача стоит обратить внимание на различные штатные и специальные системы стабилизации автомобиля во время движения. Большинство современных автомобилей оборудовано системой ABS (антиблокировочной системой). Как можно догадаться из названия, этот девайс не позволяет колесам автомобиля блокироваться при экстренном торможении.
 
Другая полезная функция, часто предлагаемая автодилерами, – электронная система стабилизации траектории ESP. Она предотвращает занос автомобиля в критических ситуациях, если он теряет стабильность на дороге. 
 
Эти «помощники» будут весьма актуальными в российских дорожных условиях, особенно для машины, которая везет столь хрупкий груз, как лошади. Чем более плавной и аккуратной будет транспортировка лошадей, тем меньше стресса доставит им путешествие.
 
Автопроизводители предлагают также специальные системы помощи при буксировке. Система стабилизации прицепа регистрирует и автоматически гасит колебания прицепа, помогая избежать потенциально опасных ситуаций за счет выборочного подтормаживания колес. Таких предложений на рынке немного, но они есть, хотя в основном как дополнительная опция у дилеров, работающих с марками премиум-сегмента.
 
немного о безопасности
 
Движение с прицепом-коневозом имеет свои особенности, к которым водителю предстоит привыкнуть, чтобы избежать аварийных ситуаций. Официально разрешенная скорость движения автомобиля, перевозящего ценный груз вне населенных пунктов, – не более 70 км/ч, по автомагистралям – до 90 км/ч. Однако перевозчики рекомендуют даже по хорошей дороге не двигаться быстрее 80 км/ч – лошади с меньшим комфортом переносят быструю транспортировку.
 
Также водителю автопоезда стоит учитывать парусность коневоза – по сравнению с другими прицепами, она довольно высока и может серьезно повлиять на устойчивость конструкции автомобиль-прицеп на участках с сильным боковым ветром. Наконец, главная опасность, которая подстерегает конеперевозчиков – это гололед. И без того опасное погодное явление может спровоцировать серьезное ДТП при резком торможении автопоезда. Коневоз может начать болтать, заносить, и самое неприятное, если автопоезд начнет «складываться» прямо на сложном участке дороги. При обгонах реально оцените дорожные условия, на машине с прицепом не удастся при необходимости быстро уйти обратно вправо. Обгоняйте только на хорошо просматриваемых участках. При резких маневрах прицеп раскачивается вправо-влево, а кроме того,  увеличивает ширину габаритного коридора. Чем больше расстояние от оси прицепа до фаркопа, тем больше места требуется для поворота. При поворотах на перекрестках всегда оставляйте не менее полутора метров до бордюра, в противном случае прицеп наедет на тротуар.
 
Прицеп имеет значение
 
Рассуждая о выборе тягача, нельзя не сказать несколько слов о влиянии прицепа на техническое состояние и ресурс автомобиля. Прицеп – это всегда лишний вес, а значит, и дополнительная нагрузка: прежде всего, на двигатель и трансмиссию, износ которых, при прочих равных условиях, будет происходить быстрее.
 
При использовании прицепа увеличится и расход топлива – в среднем на 5-15%, иногда и более. Но здесь многое зависит от пропорций состава «мощность автомобиля – масса прицепа». Чем мощнее авто, тем меньше влияния на расход топлива окажет прицеп. Свой вклад вносят и условия езды: в городском и смешанном циклах прожорливость машины будет различаться.
 
Ставить на прицеп зимнюю/летнюю резину в России желательно, но не обязательно. Тем более что большинство новых прицепов-коневозов укомплектованы всесезонной резиной. Но вот тем, кто собирается в путешествие в страны Евросоюза, стоит помнить про времена года: в ЕС для прицепов сезонная смена резины обязательна.
 
На территории РФ для буксировки прицепов массой более 750 кг от водителя требуется наличие категории Е к В. Стаж вождения, необходимый для получения «Е», составляет не менее года.