Результативность выступлений конкурной лошади определяется целым рядом факторов. Практически никогда все положительные качества не бывают представлены даже у выдающихся конкурных бойцов. Зачастую яркая выраженность одного показателя, например силы, может в известной степени компенсировать недостаток другого, например гибкости. А вот качество конкурной лошади, которое не заменишь ничем, – это высокая координация движений и точная ориентация в пространстве, часто искусственном, каковым собственно и является маршрут преодоления препятствий. Именно об этом фрагменте подготовки конкурной лошади пойдет речь в предлагаемой статье.
Эталонные качества
Для начала, если говорить об эталоне, стоит отдельно коснуться некоторых качеств конкурной лошади.Во-первых, конечно, сила. Причем это качество присуще не только крупным и хорошо обмускуленным лошадям. Нужно оговориться, что имеющуюся хорошую силу лошадь должна быть способна откровенно «отдать» в прыжках.
Вторым качеством назовем пластичность, или гибкость. Это общее свойство, оно может быть неравномерно выражено, скажем, по плечевому, тазовому поясу и конечностям. Общая хорошая эластичность дорогого стоит для конкурной лошади и бывает востребована тем более, чем больше усложняются требования к прыжкам.
На третье место я бы поставил свойства нервной системы. Она должна быть не просто сангвиничной (а не флегматичной или холеричной), а подвижной и пластичной. Недаром немцы называют конкурную лошадь «контролируемым вулканом».
Следующим качеством является, как говорят в геометрии, конгруэнтность (т.е. сочетаемость) лошади с всадником и его непростыми требованиями. Сюда относится и «правильный» рот лошади, и достаточная смелость и терпеливость к всаднику, и, как говорят, «большое сердце», или душа.
Все перечисленное, конечно, имеет много нюансов. Например, откровенные смельчаки «очень смело» относятся к жердям и катают их так бессовестно, что нередко становятся профессионально непригодными в конкуре. И наоборот, на первый взгляд трусоватая лошадь (а на самом деле просто внимательная) при правильной работе у сильного всадника бывает очень аккуратна и результативна.
Само собой разумеется, что важны и зоотехнические характеристики (происхождение, рост, экстерьер), и состояние здоровья всех звеньев организма, и правильная подготовка, и много других деталей, имеющих хоть и не первостепенное значение, но могущих существенно повлиять на конечный результат. Все эти параметры в той или иной мере взаимозаменимы, но это тема другого серьезного аналитического обзора.
Координация в пространстве
Согласимся с тем, что природа весьма неравномерно распределяет те или иные способности по биологическим объектам. Приходится видеть лошадей не очень сильных, с неидеальным по технике прыжком, плохим контактом со всадником, но стабильно и по многу лет прыгающих безошибочно. Об этом есть старое выражение: «у этой лошади глаза на ногах». Это случай крайне редкий, когда наперекор всему лошадь прыгает аккуратно, за счет высочайшей координации движений в прыжке. А вот когда у конкурной лошади есть и сила, и техника, и отличная координация, она поистине бесценна. Насколько же эти качества врожденные и в какой степени их можно выработать?
Проще всего, как ни странно, поднять силовые характеристики (хотя повторю, это не значит, что лошадь станет бешено толкаться на препятствиях). Гибкость – характеристика тоже улучшаемая, хотя и с меньшей эффективностью, чем сила. Известна масса упражнений для отработки у лошади силы и гибкости.
Более подробно остановимся на становлении у конкурной лошади пространственных взаимосвязей, или попросту координации в пространстве.
Установлено, что жесткой зависимости между качеством движений и прыжком не существует. А вот что совершенно необходимо и есть у любой конкурной лошади хорошего класса – внутренний динамизм и аккуратное отношение к окружающим предметам. Внешне это распознать у молодой лошади очень сложно, наследственной эта характеристика является процентов на 80, и лишь не более чем пятая часть этого свойства может быть улучшена тренировкой.
Эволюция конкура
Эволюция конкурной подготовки и стиля езды по маршруту претерпела большие перемены за последние сто лет. Началось все с отдельных, в основном полевых, прыжков на длинном стремени с откинутой назад посадкой и основательной фиксацией головы лошади во всех фазах прыжка, включая подвисание. Нередко первые прыгуны на лошадях через препятствия использовали мундштучное оголовье и не стеснялись жестко оставаться рукой на поводу. Ни о каких расстояниях между препятствиями речь не шла, они исчислялись десятками, а то и сотнями метров.
На смену этой прыжковой философии пришла система Федерико Каприлли, во многом приблизившая прыжки к их сегодняшнему пониманию. Но развитие конкура в то время по-прежнему не ставило задач точного по расстояниям контроля над конкурной лошадью. Лишь в послевоенный период окончательно сформировалась регламентация расстояний между препятствиями и стиль их преодоления в строгий расчет. Это требовало точного контроля над энергией лошади на маршруте.
На международном уровне стабильнее всего просматривалась немецкая школа, хотя сразу и достаточно долго достойную конкуренцию ей составляли итальянцы, французы, англичане. Езда в строгий расчет с подчас жесткими полуодержками при подведении лошади к препятствию распространилась в конкуре по всему миру.
«Математический» стиль
Понятно, что конкурная лошадь сейчас должна быть очень координированной, дисциплинированной и исполнять все на высоком динамическом фоне. Определились, пожалуй, две основные линии конкура – немецкая и французская. Первая по-прежнему тяготеет к строгой езде в расчет с соответствующей «дисциплинарной» подготовкой, в которой большое внимание уделяется выездке лошади, в том числе и прыжковой. Французская манера более свободна и естественна, но не значит, что она проще. Может быть, она допускает меньше муштры, лошадь «ставят на галоп» и накатывают различные по расстояниям связки. Все остальные стили езды я отнес бы к модификациям двух вышеназванных.
Систематизировал и теоретически наиболее грамотно обосновал «математический» стиль конкурной езды почти 40 лет назад олимпийский чемпион американец Уильям Штейнкраус. Смысл его системы заключается в том, что лошадь должна работать максимально «роботизированно». Всадник должен точно представлять расстояние маха галопа своей лошади на разной скорости, четко знать длину своего шага и математически раскладывать все движения по маршруту на строгие связки.
Но более перспективной считаю все-таки французскую манеру, которую сейчас практикует большинство прогрессивных конкуристов мира. Причем это совсем не означает езду с «брошенными веревками». Этот стиль подразумевает возможность и «подложить руку» в нужный момент, если это не обходимо, дав возможность лошади опереться на нее, и сделать своевременную полуодержку по ходу движения. При этом общий стиль движения остается более свободным и ходовым. Надо заметить, что не всякая лошадь позволит прыгать на себе в этом стиле. Эта манера в идеале приемлема лишь для хорошо уравновешенной лошади с крепкой нервной системой и адекватно реагирующей на средства управления.
Давайте посчитаем!
При составлении маршрутов расстояние между препятствиями в системах и связках известны и строго регламентированы. Их необходимо учитывать при подготовке лошади любого возраста. Однако при напрыгивании молодой лошади начинать нужно с удобных для нее расстояний, со временем делая акцент на уменьшение дистанций. В конечном счете зрелая конкурная лошадь должна уметь прыгать препятствия как с близкого расстояния, так и издалека, поскольку, как сложится маршрут и особенно перепрыжка – не может предугадать ни один «Штейнкраус». А вот что уж совсем недопустимо – это когда курс-дизайнеры в маршрутах для молодых лошадей (110-120 см) ставят неточные расстояния в связках, скажем 16 или 19 метров между барьерами. В работе же расстояниями между препятствиями следует смело варьировать (при соответствующей выездке, естественно). Более горячих лошадей следует успокаивать и уравновешивать в связках, периодически сужая расстояния и, если необходимо, закладывая на землю жерди под темп галопа. Более флегматичным лошадям можно расширять расстояния, проходя связки с большей динамикой. Но все время нужно помнить о норме (рис.1), стремясь в идеале проходить по маршруту связок максимально ровно. Все это справедливо и к системам (рис.2).
В работе на соревнованиях следует учитывать качество грунта. Более «быстрые» и хорошие грунты (трава, плотный песок) приемлемы для некоторого усложнения связок и систем по расстояниям. Но если грунт тяжелый или плохой (к сожалению, у нас это бывает), расстояния должны быть максимально удобными. В случае перепрыжки, если предлагаемую длинную (более чем 20 м) связку не удается «подрезать», а нужно только резвее проходить, допустимо уменьшение на один числа темпов галопа между препятствиями. Однако это делается лишь мастерами в тех редких случаях перепрыжек, когда другими способами отыграть время нельзя.
Очень важно правильно воспитывать молодых конкуристов в плане понимания расстояний между препятствиями и своего места в этих расстояниях. Нередко можно лишь взглянуть, как юноша изучает предстоящий маршрут, ничего не просчитывая, и удается угадать его результат, не видя ни одного прыжка. Тренер постоянно должен объяснять молодому спортсмену, как ориентироваться в расстояниях с учетом специфики хода его лошади, нервной системы, состояния грунта, применения средств управления. Другое дело, у молодого всадника может не получаться реализовать то, что он понимает. И когда видишь, что он пытается что-то сделать, это вызывает уважение. Когда же юноша просто «катит» по принципу «попал – не попал», это безобразие со стороны его тренера, в первую очередь.
Следует учитывать и рост лошади. Общеизвестно, что мелкая лошадь имеет мах галопа короче, чем крупная. Однако и здесь бывают исключения. Часто горячие лошади, будучи даже некрупными, не всегда укладываются в зауженные расстояния и, наоборот, хорошо проходят расширенные связки и системы.
Проводимость
Применительно к подготовке конкурной лошади ориентироваться в пространстве необходимо сказать и о проводимости. Это качество одинаково ценно в любом виде конного спорта и подразумевает степень адекватности лошади средствам управления. Скажем, если всадник добавил движения, например на 7 баллов по 10-и балльной условной шкале, лошадь должна в идеале на 7 и ответить, а не на 4 или 9. Если он «сокращается», то лошадь должна сократиться ровно настолько, насколько попросил всадник. На самом деле проводимость – более сложное понятие, но в плане расстояний означает как раз это.
По типу и свойствам нервной организации все лошади разные. Встречаются и очень щекотливые, и откровенно «туповатые». Первое, на мой взгляд, «лечится» сложнее, чем второе, хотя и то и другое поддается определенному совершенствованию. Со временем у серьезной конкурной лошади вырабатывается своя манера преодоления препятствий. Хорошо, если она пластична и позволяет равноценно с успехом прыгать основные маршруты и перепрыжки. Но встречаются лошади, которые могут результативно прыгать лишь в определенном динамическом режиме, и попытки изменить его не дают эффекта. Вспомним хотя бы гиганта Кальваро, под седлом швейцарца Вилли Миллегера заработавшего за свой век «ведро медалей» на крупных международных соревнованиях. Он был очень силен, но в перепрыжках с большим трудом попадал за более верткими и реактивными конкурентами. Однако его мощь и аккуратность давали ему возможность прыгать результативно лишь в приемлемой для него манере.
Таким образом, мы обозначили только один, но едва ли не самый главный аспект подготовки конкурной лошади, который будучи правильно отработанным и при наличии природного потенциала дает высокую результативность.