Самоучитель: Чемпион Европы открывает секреты

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: GM №1(137)/2014
Фото: предоставлено GCT

Кто-то достигает пика карьеры в юном возрасте и скатывается вниз, кто-то завоевывает множество побед, но потом разочаровывается в них. Роже Ив Бост завоевал звание чемпиона Европы в 48 лет. Много это или мало? По его словам, главное в успехе – это хорошие отношения с лошадью. Своими секретами тренинга он поделился с читателями «ЗМ» в эксклюзивном интервью.
Девайсы
 
 Я всегда использую на турнирах простой мартингал, а не новомодные «навороченные» приспособления. Для тренинга я иногда добавляю скользящий повод, но никогда не затягиваю его – работаю как можно мягче. Я пристегиваю повод к подпруге не между передних ног, а по бокам, таким образом, оставляя возможность подвинуть его выше или ниже по подпруге. Работа с этим поводом делает лошадь более гибкой и ограничивает ее, когда той хочется подурачиться. Также повод экономит ваше время, ведь с его помощью можно быстрее расслабить лошадь и привести ее в порядок, или отработать боковые сгибания. Я могу научить лошадь гнуться и без скользящих поводьев, но с ними это гораздо быстрее и команды более точные. Хотя чаще всего дополнительный повод и вовсе провисает без дела, даже если я надел его на лошадь.
 
В начале своей карьеры я очень много экспериментировал с железом: пробовал различные трензели, пелямы, хакаморы. Сейчас я остановился на том, что простой трензель лучше всего подходит для работы над расслаблением и сгибаниями, а на больших турнирах я могу применять как пелям, так и мундштук. 
 
«Relax, take it easy!» 
 
Я учу студентов расслаблять лошадь, чтобы она не зажимала челюсть, отжевывала, – тогда она легко «сдает в затылке». Правильность работы в этом направлении очень сильно зависит от движения руки и запястья – они не должны быть резкими и зажатыми. Мягкая рука – основа успеха в работе с лошадью, тем более во французской школе, где основное управление осуществляется шлюссом. Ту же технику используют англичане – Джон Витакер, Ник Скелтон. Присмотритесь к их стилю езды, – они всегда вдохновляли меня.
Расслаблять лошадь, чтобы она «сдала в затылке», я предпочитаю не наматывая скучные круги на плацу, а отправляясь в лес или поле. Там я делаю сгибания, опускаю голову лошади вниз, расслабляя ее рот, затылок, а вслед за ними расслабляются шея, спина, движения становятся более легкими, прямолинейными. 
 
Не так страшен роллкюр, как его малюют
 
Во время остановок, шага и сразу после выезда на боевое поле я могу применить сгибание «за поводом», в крайнем случае – осаживание. Но чаще всего для концентрации внимания лошади я сгибаю ее шею не вниз, а вбок, так чтобы она коснулась носом одного, а потом другого носка моих ботинок. Такое сгибание лучше сохраняет баланс лошади. 
 
Так называемый роллкюр превратился в настоящую «красную тряпку» в мире выездки, но на разминке перед большими конкурами это – обычное дело. Но очень многое зависит от того, как выполняется сгибание. Если затылок поднят высоко, а скакательные суставы подведены под корпус лошади, а не растянуты «до самой конюшни», то в таком случае сгибание может применяться. Немцы делают такое сгибание даже с неподвижной шеей, я предпочитаю следовать примеру англичан – сгибать лошадь, когда ее шея более свободна в движении. Я очень люблю наблюдать за действиями всадников на разминочном поле, ведь за короткую разминку спортсмен должен привести лошадь в боевую форму, и многие «топы» выкладывают на разминочном поле весь свой арсенал «секретных приемчиков». Что касается меня, то я никогда не полагаюсь на удачу, единственное, что может принести мне победу, – это моя лошадь, вот на нее я полагаюсь на 100%.
 
Шпионить с умом
 
Наблюдать за действиями других – очень важная часть саморазвития любого всадника. Но нужно быть осторожным, нельзя копировать все «вслепую». Важно понимать, почему и с какой целью совершается то или иное действие. Иначе можно перенять больше ошибок, чем полезных «находок». Более того, нужно помнить, что каждая лошадь – индивидуальность, требующая персонального подхода. То, что подходит для одной лошади, может сильно испортить другую, и наоборот. Например, если я поднимаю ногу вверх-назад на прыжке, это значит, я чувствую, что именно в этот момент нужно дать лошади чуть больше свободы, чтобы ей было легче сгруппироваться и не сбить жердь. Я не делаю так на каждом прыжке и с каждой лошадью, а уж тем более без надобности. 
 
Самая высшая точка профессионализма достигается тогда, когда вы начинаете чувствовать лошадь, интуитивно понимать ее намерения, предугадывать действия. И если эти намерения ориентированы на победу, то вам остается лишь слегка направлять своего четвероногого партнера по спорту и не мешать ему везти вас к успеху. Так что наблюдайте, слушайте, учитесь у других, но всегда оставайтесь собой.