КЮР вошел в программу соревнований по выездке в 80-х годах ХХ века. Причиной тому стали настойчивые предложения исключить выездку из программы Олимпийских игр как малозрелищный вид. Тогда ФЕИ предприняла несколько революционных шагов по спасению, одним из которых было введение КЮРа в обязательную программу.
На Олимпиаде в Лос-Анджелесе (1984) КЮР впервые вошел в олимпийскую программу выездки. С тех пор всадникам и тренерам пришлось стать по совместительству звукорежиссерами и балетмейстерами. Согласно правилам, в КЮРе всадники должны показать обязательный ряд элементов, но порядок их выполнения не оговорен, то есть КЮР – произвольная программа под музыку. На выступление отводится от 5 мин 30 сек до 6 мин. Каким же должен быть современный КЮР, чтобы за пять с половиной минут покорить судей и зрителей?
Советует БМКК «Прадар»
Что такое «идеальный КЮР»? Это КЮР, который мечтает создать каждый всадник: подчеркивает индивидуальность пары, имеет определенную долю новаторства и стимулирует судей на высокие оценки. С каждым годом создать качественный КЮР становиться все труднее. Современный КЮР настолько точно передает характер движений лошади, настолько органичен с ней, что кажется – лучше сделать невозможно. Однако, лидеры мировой выездки, демонстрируя свои новые программы, заставляют трибуны вновь и вновь взрываться аплодисментами. Безусловно, чтобы создать такой КЮР, нужен талант и соблюдение определенных закономерностей на этапе его подготовки.
Приступая к работе над программой, в первую очередь нужно определиться с НАСТРОЕНИЕМ композиции: патетика, лирика, танцевальная музыка или шутка. Все музыкальные произведения, которые вы собираетесь использовать в КЮРе должны быть в едином СТИЛЕ: симфоническая музыка, инструментальная, марши, джаз, латино, фольклор и т.д.
Затем мы анализируем, в каком ВРЕМЕННОМ ДИАПАЗОНЕ была записана композиция – данный аспект влияет на качество фонограммы и выбор инструментов. Например, инструментальная музыка и диско 80-х гг., особенно аранжировками очень сильно отличаются от музыки тех же направлений, но уже 90-х гг.
Следующий совет, возможно, покажется сложным для воплощения, однако имело бы смысл, например, в случае с классикой, остаться в рамках ОДНОГО КОМПОЗИТОРА, или по крайней мере использовать музыку, записанную ОДНИМ ОРКЕСТРОМ. В случае с эстрадной музыкой – ограничиться репертуаром ОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ. Тем самым, вы будете гарантировано защищены от «винегрета». Далее, мы измеряем РИТМ ДВИЖЕНИЯ ЛОШАДИ на шагу, рыси, галопе, пассаже и отбираем наиболее подходящие музыкальные фрагменты.
Теперь можно СОСТАВИТЬ СХЕМУ, ориентируясь на меняющийся характер музыки и наиболее выигрышные моменты в исполнении лошади. После того, как видеоматериал готов, делается ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ музыкального сопровождения. И только после нескольких прикидок записывается ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ФОНОГРАММА. Завершает этот большой цикл – МАСТЕРИНГ ЗВУКА.
Однако при создании КЮРа не обходится без ошибок. Наиболее распространенные ошибки при создании произвольной программы: переоценка технических возможностей пары, неоправданное усложнение программы; использование музыки не соответствующей ритму движения лошади – случай, при котором музыка идет просто фоном; использование в одной программе абсолютно разных по стилю и исполнению произведений, т.е. выбор музыки по принципу «а мне нравится».
Самая распространенная ошибка – отставание от музыкального сопровождения или его опережение. В целом, успешной презентации КЮРа поможет: анализ программ отечественных и зарубежных спортсменов во избежание дублирования музыкальных фрагментов и особенно запоминающихся связок; наличие особого психологического состояния у всадника, которое спортсмены называют «кураж», а судьи артистизм; прилежность, как на стадии подготовки программы, так и во время выступления; личное обаяние и … немного удачи.
И еще, всегда помните о том, что даже если Вы являетесь страстным поклонником тяжелого рока, вряд ли, большая половина зала разделит с Вами Ваш выбор. Оставайтесь в традиционных музыкальных рамках.
Что ж, подготовить КЮР – непросто… Но не бойтесь трудностей! Наградой за Ваши терпение и труд станут высокие баллы и признание публики.
Секреты Инессы Потураевой
Каким должен быть качественный современный КЮР? В идеальном исполнении в КЮРе обязательно нужно чтобы темп движения лошади совпадал с музыкальным темпом. Каждый элемент КЮРа должен быть выделен и отработан в музыкальной теме; выполнение более активного элемента – прибавленной рыси или галопа – должно сопровождаться усилением музыкальной темы. Лично я считаю одним из главных качеств идеального КЮРа то, что выбранная музыкальная композиция должна соответствовать типу лошади и характеру всадника.
Создать КЮР высокого уровня непросто. Способ его подготовки каждый выбирает индивидуально. Но мне кажется идеально, когда сначала ты выбираешь схему езды, которая удобна для твоей лошади, которая подчеркивает лучшие качества твоей лошади и ретуширует недостатки. Потом под эту программу специально пишется музыка. Я готовила свои КЮРы именно поэтому, очень сложному и дорогому варианту. Приглашала профессиональных музыкантов из группы «Рондо», показывала им запись готовой программы КЮРа. Музыканты с помощью компьютера выверяли ритм движения лошади, потом наигрывали под этот ритм музыку, потом записывали ее и, наконец, создавали музыкальную композицию.
Но бывают и другие способы создания КЮРа, к примеру, берутся готовые мелодии, и под них подбирают элементы, составляя, таким образом, программу выступления. Но гармонично соединить разные отрезки мелодий с движениями лошади так бывает очень сложно. Нередко мы подолгу просиживали с метрономом в манеже, фиксируя темп движения. Потом этот темп переносили на компьютер и определяли, где он ускоряется, где замедляется. Так же работали и с музыкой, с помощью специальной компьютерной программы соединяли отрезки, чтобы переход от одной музыкальной темы к другой был незаметен.
Есть в создании КЮРа и свои тонкости. Я, например, всегда предупреждала музыкантов, что когда у меня заканчивается какое-то движение и начинается переход – из рыси в шаг, из шага в галоп – должен быть проигрыш, который оставляет лошади время для «принятия решения». Может быть именно в этот момент лошади не удобно подняться в галоп. А когда существует проигрыш, есть пара секунд для того, чтобы поставить лошадь в правильное положение. И тогда получится более выигрышное исполнение элементов.
Меня часто спрашивают – какие ошибки чаще всего допускают в КЮРах? Не хочется говорить о совсем грубых ошибках, вроде не сочетания музыки и движений лошади. Тем не менее, всадники допускают много ошибок, когда стараются «подписать» элементы под музыку, особенно элементы, которые невыгодны для конкретной лошади. Когда же всадники работают над КЮРом часто идут не от лошади, а от музыки. Например, существует в музыке какой-то переход, под этот переход подходит какой-либо элемент, вот всадник и старается вписать его в программу именно в это место, часто не задумываясь, что элемент для лошади невыгоден, или место для него в программе выбрано неудачно. Сам по себе КЮР оставляет всаднику много возможностей при составлении программы. Нет строгой схемы выполнения элементов, и всегда можно составить программу таким образом, что подчеркнуть достоинства лошади или загладить слабые места. Но всадник, целиком ориентируясь на музыку, вынуждает лошадь делать неудобные элементы с неудобными переходами, и в итоге очень много теряет.
И еще к ошибкам – не надо бояться при необходимости менять программу КЮРа во время выступления. Бывает, лошадь сопротивляется, и ты просто не можешь в нужный момент выполнить нужный элемент. И не надо – выполни альтернативный вариант, а к невыполненному элементу вернись через некоторое время. Главное помнить свой КЮР, его музыку, как долго будет длиться та или иная тема, где у тебя «свободные пространства». Ведь только ты знаешь программу своего КЮРа, и хорошо если у тебя есть пара запасных вариантов в сложных местах, из которых ты можешь выбирать во время выступления.
Если КЮР хорошо подобран под движения лошади, если музыка соответствует характеру лошади и всадника, КЮР производит прекрасное впечатление и получает высокие оценки. ЗМ