Менке ног на галопе отводится очень большое значение в соревнованиях по выездке. Практически в каждой езде, начиная с юношеских, есть оценки как за одиночную менку ноги в воздухе, так и сериями в 4, 3, 2,1 темп, причем в программах Больших езд менке ноги в 1 темп присвоен самый высокий коэффициент сложности – 2.
Что такое менка ноги в воздухе, как этому учить лошадь и всадника, как выполнить перемену правильно, какие основные ошибки допускаются в выполнении этого упражнения. Об этом мы поговорим в данной статье. Конечно, в ней много информации для начинающих свой путь в выездке молодых всадников, но, я думаю, что она поможет всем, кто хотел бы научиться ездить профессионально и взглянуть по-другому на то, что многие уже знают и умеют.
Что такое менка
Итак, с самого начала. Что такое менка ноги в воздухе? В нескольких словах это подъем лошади в галоп с другой ноги на галопе. Звучит странновато, но если задуматься, будет понятно, что это действительно так.
Еще в начале выездки лошади, да и подготовки всадника, когда выполняют подъемы в галоп то с одной, то с другой ноги, в этот момент закладывается база для менки ноги в воздухе.
В соревнованиях для молодых лошадей, детей и юношей выполняется упражнение – простая перемена ноги. Лошадь движется галопом с одной ноги и через шаг (где обязательное количество шагов от 3 до 5), поднимается в галоп с другой ноги. Выполняя это упражнения, очень важно следить за качеством каждого движения лошади. При выполнении простой перемены это: качество самого галопа до перехода в шаг, после выполнения подъема с другой ноги, качество шага, после перехода с галопа, где за 3 (максимум за 5 шагов) вы должны показать полное подчинение лошади и готовность без сопротивление ответить на подъем в галоп с другой ноги.
Судейский взгляд
На что в первую очередь смотрят судьи, оценивая менку? Во-первых, на сохранение равновесия лошади, на правильное положение ее головы и шеи, подведение зада. Во-вторых, на четкость и, что очень важно, легкость переходов. В-третьих, на сохранение одного ритма в выполнении этой связки (часто бывает, что лошадь тормозит на переходе, останавливается). В-четвертых, на контакт со ртом лошади. В-пятых, на прямолинейность движения на этом упражнении, и в-шестых, собственно, на действия всадника (их правильность и незаметность).
Как мы видим, одно их базовых упражнений в начале менки ноги в воздухе – это, как ни странно, подъем лошади в галоп. На что нужно обратить внимание в первую очередь? На ответ лошади на действие ноги всадника. Как лошадь при этом поднимается в галоп с шага – сразу, двигаясь коротким, спокойным галопом, выскакивая вперед очень широко или делает подъем после нескольких нечетких шагов рыси? Также надо следить за положением шеи и головы лошади и контакта руки всадника с ее ртом, чтобы рука в момент подъема была сопровождающей, то есть не тянула на себя, сдерживая движение, не бросала повод, оставляя лошадь без контакта. Если лошадь напряжена, то подъемы следует делать, опустив и округлив шею лошади чуть вниз, если она падает вниз на перед – чуть приподняв и округлив затылок. Еще один из важных моментов, который следует помнить: учите лошадь подниматься в галоп без большого постановления и прямолинейно, то есть почти на прямом сгибании. Конечно, это надо делать постепенно, потому что молодые лошади обычно должны иметь подсказку постановлением.
Подводящие упражнения
В обучении любым элементам выездки лошади или всадника существует несколько правил: одним из них является обязательный набор подводящих упражнений, другим – лошади или всаднику должно быть удобно и комфортно выполнять упражнения. Если всаднику тяжело, что-то выполнить, а лошадь сопротивляется – это объясняется тем, что они не готовы и не понимают, что надо делать. Нужно вернуться назад к простейшим упражнениям, проанализировать свои действия и действия лошади и начать с самого простого, вроде бы не относящегося к элементу, но весьма эффективного способа – переходам. В случае менки ноги – к подъемам в галоп с шага и рыси. Ни в коем случае не надо выполнять упражнения через силу, потому что этот подход ведет к закрепощению лошади и всадника. Попытайтесь найти более легкие пути к достижению цели.
Подготовительные упражнения к менке ноги начинают, когда лошадь уравновешенна и управляется на галопе достаточно хорошо, коротко и спокойно идет на мягком поводу. Для этого следует:
• подняв лошадь в галоп с какой-либо ноги, пройти несколько темпов, сделать спокойную остановку и, не задерживаясь на ней, сразу же поднять лошадь с другой ноги. Сделав с другой ноги несколько темпов, спокойно остановиться на момент, потом начать с первой ноги и т.д.
• поднять лошадь в галоп и. пройдя несколько темпов, перейти на сокращенную рысь, пройдя несколько темпов на сокращенной рыси, поднять лошадь в галоп с другой ноги и т.д.
Постепенно количество темпов рыси сокращают. Как только лошадь научится спокойно менять ноги, делая один-два темпа рыси, можно переходить к перемене ног на галопе. Удобнее всего это упражнение выполнять во время заездов налево/направо-назад, при подходе к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания между третьим и первым темпами галопа всадник шенкелями посылает лошадь, одновременно меняя постав головы, и выдерживает повод, в результате чего лошадь меняет ногу в воздухе.
При отработке этого упражнения всаднику необходимо соблюдать известную последовательность, заставляя лошадь менять на галопе ногу через определенное количество темпов. Например, сначала через десять, а по мере усвоения лошадью этого приема – через шесть, четыре, три, два и один темп. Всадник должен на каждой тренировке при смене ноги на галопе точно выдерживать определенное количество темпов, не допуская их произвольной смены лошадью.
Это должен помнить каждый
Все перемены ног, начинающиеся от четырех темпов и ниже, очень сложны. Они требуют большой собранности как от всадника, так и от лошади.
Перемены ног в три, два и один темп требуют еще большего напряжения от лошади и еще лучшей координации от всадника, поэтому не надо спешить. Научив лошадь менять ноги в четыре темпа, надо закрепить это упражнение в течение многих дней, прежде чем перейти к разучиванию перемены ноги в три темпа и т.д.
При смене ноги на галопе всаднику необходимо соблюдать правильную посадку, не допуская качания туловищем, чтобы не сбить лошадь с правильного движения и не нарушить правильный постав головы, а в момент смены ноги – следить за действием внутреннего шенкеля.
Не отпуская шенкель от бока лошади, всадник не дает ей отводить заднюю часть корпуса и, энергично действуя шенкелями, поддерживает ровное, поступательное движение вперед.
Добившись полного успокоения и отчетливого выполнения лошадью смены ног на галопе через два темпа с правой и левой ноги, следует переходить к отработке смены ног на галопе через один темп.
Упражнения по смене ног на галопе через один темп выполняются не более двух раз подряд – в начале направо и тут же налево или наоборот. Затем прием повторяют дважды, трижды и т.д. Усвоив эти упражнения при езде прямо, лошадь сможет производить смену ног на галопе через темп при движении на вольту, размером несколько больше обыкновенного.
Иногда лошадь отказывается выполнить требования всадника, самостоятельно меняет ногу на галопе в два и один темп и частит в движении. В этом случае ее нужно возвратить на галоп с прежней ноги и выдержать несколько темпов.
При работе над переменой ног в десять, восемь, шесть темпов надо особенно следить за тем, чтобы с самого начала лошадь научилась менять ноги в воздухе, не задерживая движение вперед.
Важно также следить за тем, чтобы лошадь меняла не только переднюю ногу, но и соответствующую заднюю. Особенное значение это имеет при обучении перемене ног в один темп, когда лошади трудно выполнять это упражнение.
Если лошадь сбилась из-за излишнего возбуждения, нужно перейти на шаг, а затем снова поднять ее в галоп, стараясь менять ногу через большее количество темпов, пока она не успокоится. После этого вновь можно приступать к выполнению лошадью смены ноги через два или один темп. ЗМ