Говорят, что в России две беды – дороги и дураки. А шутники добавляют, что есть еще третья беда – дураки на дорогах. Но, отбросив шутки в сторону, стоит отметить, что любая дорога для конника – это если и не беда, то уж точно огромная концентрация проблем и, если хотите, приключений. С той лишь разницей, что в реальной жизни все не так весело и легко, как в приключенческом фильме.
Всего, безусловно, не предусмотришь, и, конечно же, никто не застрахован от случайностей. Тем не менее, нужно быть готовым ко всему и, главное, в любой, даже самой нештатной ситуации – стараться не впадать в панику, поскольку нервы и истерика проблем не решают. Помочь сможет только холодная голова и, как это ни банально звучит, друзья. Конники, слава Богу, народ дружный, поэтому с дружеской помощью и взаимовыручкой, как правило, проблем не бывает. Итак, поехали…
По колесам…
Конечно, любой переезд, даже на самое маленькое расстояние – это стресс для лошади, но вот поездка в Европу – это, пожалуй, настоящее испытание. Вот тут и начинается самое интересное: то, чего не предусмотрели, не ожидали; что не могло произойти; могло, но не с вами… и так далее, и тому подобное…
Прежде чем отправляться за границу, стоит убедиться, что машина перевозчика соответствует всем принятым за рубежом нормам. Например, нормы токсичности выхлопа должны быть не ниже евро 2 (определенное количество вредных веществ в выхлопе автомобиля), а лучше евро 3 или евро 4.
В любом случае, все это – головная боль перевозчика, а о том, какой должна быть коневозка и какие требования к ней предъявляются, отечественные перевозчики, курсирующие по маршруту Россия-Европа и обратно, прекрасно знают. Поэтому первая задача – обратиться к профессионалам, людям опытным и проверенным. Тогда на пути к вожделенным европейским стартам удастся избежать массы ненужных проблем.
Если же вы решили двигаться в Европу на собственном транспорте, не пользуясь услугами перевозчиков – не поленитесь, пообщайтесь с профессионалами. Они подскажут, как сделать поездку максимально безопасной и помогут с оформлением документов. Главное – не руководствоваться принципами: «Я самый умный!» и «На месте разберемся!». В случае конеперевозок подобное совершенно точно не пройдет.
К слову, в Европе на расстояние, превышающее 200 км, нельзя перевозить лошадей в маленьком прицепе (который в народе именуют «мыльницей»). А уж если прицеп на ладан дышит, то в таком не стоит ехать даже пару километров, какими бы привлекательными ни были цены за услугу. Ведь устают не только живые организмы – есть такое понятие, как «усталость металла». А нагрузки в коневозке ого-го какие: лошадь весит около 400-500 кг. А в стандартном прицепе-коневозке их две, а то и четыре. Вот и считайте…
Здесь уместно рассказать один случай, когда во время поездки в прицепе провалился пол, а горе водитель сию поломку заметил не сразу… В итоге ноги несчастного животного стерлись до путовых суставов…
Самое страшное, что данный случай – не единичный. Из-за плохого технического состояния коневозок лошади страдали и продолжают страдать. То конная тусовка дружно обсуждает, как в повороте прицеп с двумя лошадьми отцепился и, обогнав тянувший его автомобиль, продолжил движение в кювет, то сокрушается по несчастным конягам, задохнувшимся в не предназначенном для их перевозки контейнере. Все это, опять же, на совести перевозчиков и владельцев лошадей.
Благо, что профессионалы есть в любой области, и, обратившись к ним, можно избежать неприятностей подобного рода. Но, к сожалению, есть вещи, от которых не застрахуешься при помощи специалистов. Это так называемый форс-мажор.
Пустите за границу!
Таможня, особенно зарубежная – это тоже отдельная тема. Можно приехать на этот пугающий всех россиян пункт с полным набором документов, уплаченными вовремя и в нужном размере пошлинами и не пройти эту пресловутую таможню. Просто, например, у начальника смены на терминале плохое настроение, да и таможенное законодательство иногда меняется, а мы почему-то не успеваем за этим уследить. Все успевают, а мы – нет. Тут уж ничего не поделаешь – российская безалаберность, или, если хотите, особый российский менталитет.
Здесь стоит напомнить, что на таможенном терминале нельзя выгружать лошадей. И если вдруг кому-то придет в голову, замаявшись от ожидания, прошагнуть своего любимца, лучше эту мысль воплотить в жизнь до или после прохождения границы. Впрочем, выгружать лошадей в пути вообще не рекомендуется. Единственным исключением разгрузки на терминале может стать угроза жизни животного. Когда спортивному бойцу за несколько сотен тысяч долларов угрожает опасность, тут уж не до терминальных правил… Правда за подобное нарушение потом придется долго беседовать с таможенным начальством и доказывать необходимость подобного шага. Но это, поверьте, куда лучше, чем травма или гибель лошади. Впрочем, санкционированная разгрузка на терминале тоже бывает. Например, ветеринарный врач на таможне может потребовать выгрузить всех лошадей, снять с них транспортные ногавки, чтобы сверить приметы с паспортом.
Кстати, слово «таможня» почему-то пугает только россиян. Европейцу не придет в голову нервничать на тему прохождения, например, российской границы. Тут уж ничего не поделаешь, такой он – этот европеец. И документы у него всегда все в порядке, и придраться таможенникам просто не к чему. Правда в любом правиле бывают исключения…
Уголок Айболита
И все же вернемся к настоящим форс-мажорным обстоятельствам. Для тех, кто давно работает с лошадьми – не секрет, что дорога – огромный стресс для животного. Поэтому спортсмены так не любят старт «с колес». Лошади нужно время, чтобы отдохнуть от путешествия, прийти в себя, вернуться к нормальному режиму питания и т.д.
Лошадиный стресс в дороге, когда он начинает выходить за рамки – настоящая беда для перевозчика и сопровождающих животных людей. Когда живая махина весом в полтонны начинает биться в замкнутом пространстве, заводя тем самым окружающих ее более спокойных собратьев, нужно срочно принимать меры. Кто-то на время несанкционированного бунта предпочитает неотрывно находиться рядом с животным, пытаясь успокоить его голосом, отвлечь оглаживанием, сахаром. Как бы это смешно ни звучало, подобные методы зачастую оказывают должное воздействие. Но иногда приходится пользоваться успокоительными препаратами, которые нужно перед поездкой обязательно положить в аптечку, даже если ваш питомец не склонен к резким перепадам настроения в пути. Здесь, как говорится, береженого Бог бережет.
Ведь бьющаяся в коневозке лошадь может не только покалечить себя. Также она ставит под угрозу состояние здоровья окружающих лошадей. А представляете, если завалится! Здесь уже не как в известном советском фильме: «Поскользнулся, упал, очнулся – гипс». Последствия могут быть куда более серьезными, вплоть до летального исхода.
Стоит отметить, что по закону подлости в коневозке заваливается лошадь, стоящая последней от трапа. И, мало того, что в срочном порядке нужно искать место для экстренной парковки, так еще и приходится выгружать лошадей, стоящих перед завалившимся животным. А времени на это – считанные секунды. Причем шансы вынуть из коневозки спортивного бойца здоровым и невредимым с каждой секундой сокращаются.
Еще одна дорожная проблема – колики. Они и в стационарной конюшне, куда срочно можно вызвать ветеринара – момент неприятный. А в дороге, где врач далеко, а зачастую и пошагать коня негде, совсем уж выбивают из колеи. Поэтому хорошо, когда в поездке лошадей сопровождает ветеринарный врач. Но если подобное не всегда возможно, то человек, способный оказать первую помощь заболевшему в дороге животному, в машине быть обязан! И у него, безусловно, должен быть необходимый набор препаратов, так как голыми руками коня не вылечишь…
Паспорт ближе к сердцу!
Помните высказывание: «без бумажки ты – букашка!» И хорошо, если остался без «бумажек», удостоверяющих личность на родине. Правда и в этом случае проблем не оберешься. Мало того, что восстановление документов – дело муторное и неприятное, так еще и о поездке на турнир можно забыть. Впереди граница, через которую без документов не пустят. Радует одно – ты дома, и милиция – почти родная.
За рубежом воровство из машин так сильно, как у нас, не развито. Можно сказать, совсем не развито. Тем не менее, если вдруг по каким-то причинам вы останетесь за границей без документов, главное – не трогайтесь с места. Пока вызываете полицию, пишете заявление, даете показания и т.д., вы – пострадавший. Но, попытавшись проехать пару километров в поисках стражей порядка, вы автоматически становитесь нарушителем – иностранцем, передвигающимся без документов! Так что подумайте, прежде чем в панике кидаться за рулем на поиски помощи, а лучше постарайтесь избежать утраты тех самых бумажек, без которых и люди, и лошади буквально не имеют права существовать на этом свете. Более того, вместе с документами, как правило, хранятся и деньги, за которыми и охотятся автомобильные воришки. А вот без этих «бумажек» хода нет уже совсем никуда. Даже бензин на обратную дорогу приобрести не удастся…
Берегись автомобиля!
Продолжать список форс-мажорных ситуаций и способов попадания в них можно до бесконечности. Любой конник, а тем более – перевозчик – имеет в арсенале пару-тройку самых замысловатых историй о дорожных приключениях. И, уж поверьте, рассказ слушать гораздо приятнее, чем оказываться лицом к лицу с этой самой дорожной ситуацией.
Последнее, о чем хочется напомнить – это осторожность на дороге. У автомобилистов есть любимая поговорка: «Не ты, так тебя». К сожалению, они правы. Поэтому хочется напомнить всем людям, занимающимся перевозкой лошадей (к слову, подобное напоминание не повредит и другим водителям): будьте ответственными!
Люди в автомобиле и лошади в автомобиле – это две кардинально разные вещи! Первые – сидят и фиксируются (если не забывают) ремнями безопасности, вторые – стоят и полагаются только на собственное равновесие. Легкое столкновение, где человек отделается парой синяков и шишек, для лошади может закончиться серьезными травмами.
А если авария более серьезная…
Человек будет неподвижно лежать и ждать, пока подоспеет помощь, и спасатели извлекут его из покореженного или перевернутого автомобиля. Кости срастутся, и жизнь продолжится. А вот выжившие и, по счастью, целые лошади успеют покалечить себя и других еще задолго до приезда спасателей… Так что из разбитой или перевернутой коневозки, скорее всего, вытаскивать уже будет некого! Впрочем, не будем о грустном. Если все-таки случилась авария или же сложная поломка автомобиля, нужно четко знать, что делать. Лошади не смогут бесконечно долго стоять в коневозке, а это значит, что надо искать новый транспорт, перегружать поголовье и продолжать путь к месту назначения.
Первое правило в подобной ситуации – естесственно вызвать местную полицию, а в сложных случаях – службу спасения. Эти службы при необходимости помогут связаться с конеперевозчиками, работающими в том населенном пункте, где случилась авария, и ближайшими конными клубами, куда можно будет временно поместить лошадей.
Кроме того, еще перед поездкой, можно на всякий случай выписать телефоны нескольких перевозчиков в тех городах, через которые лежит ваш путь. Также никто не отменял звонки друзьям-конникам, которые всегда помогут коллеге, попавшему в беду: дадут телефон другого конеперевозчика, который сможет срочно выехать вам на помощь, подскажут, например, кто из спортсменов в настоящее время находится ближе всего к вам и т.д.
А вот проблемы с поломанной (разбитой) коневозкой стоит решать только тогда, когда лошади уже находятся в полной безопасности.
Вместо заключения
После всего вышесказанного складывается впечатление, что лучше сидеть дома и никуда не выезжать. Оно так как-то надежнее выходит. Но как же тогда наши спортивные амбиции и олимпийские надежды, в конце концов?! Ответ прост. Как говорят опытные перевозчики, от форс-мажора никто не застрахован, но заранее можно многое учесть! Чтобы избежать проблем с таможней, можно оформить максимальное количество документов заранее, еще в своем родном городе оплатить залоговую стоимость и ограничиться на терминале одними досмотрами.
От аварий, конечно, никто не застрахован – здесь совет один: ехать нужно с утроенной осторожностью, ведь управляешь автомобилем, внутри которого находится незакрепленный груз. Более того, груз живой и весьма ценный. На случай коликов и других случаев, требующих вмешательства ветврача, с собой нужно везти не чемоданчик, а ящик лекарств. Как говорится, на все случаи жизни. А также нужно обязательно выучить наизусть телефон ветеринара. Ну вдруг в личном мобильном батарейка сядет, а номер телефона – внутри хитрой машинки, и его не достать…
Чтобы избежать проблем с утерей (читай – уводом) документов и денег из автомобиля, двери при любой, даже самой недолгой отлучке, лучше закрывать. Наибольшее число краж происходит на автозаправочных станциях. Отошел на 30 секунд оплатить бензин, вернулся – барсетки нет… А вообще, в целях все той же безопасности личные документы и деньги лучше держать всегда при себе. А документы на лошадей – где-нибудь глубоко в багаже, в закрытой комнатке коневозки.
Звучит смешно, зато надежно. К сожалению, воровство – неискоренимый человеческий порок. Радует одно – оказавшись в Европе шансов быть обворованными гораздо меньше. Ну такой уж мы народ, не в обиду будет сказано соотечественникам…
Чтобы избежать различных поломок в пути, нужно внимательно следить за техническим состоянием коневозки. А перед дальними поездками автомобиль обязательно должен проходить контроль в автосервисе. Кроме того, неплохо бы выяснить наличие на дороге специализированных автосервисов. А уж совсем на всякий случай хорошо, когда по пути есть места, где расположены конюшни, в которые можно поставить лошадей на ночь, на сутки и т.д., в случае опять же какого-нибудь пресловутого форс-мажора.
Все те же опытные перевозчики философски замечают, что в дороге может произойти, что угодно. Но здесь уж, как говорится, волков бояться – в лес не ходить! Тем более, что в дороге случаются и веселые истории, которые потом вспоминают всю жизнь и пересказывают друзьям.
А пока нас ждут новые страны, новые турниры и новые победы. Поэтому вперед, дамы и господа, на покорение спортивных высот! И счастливого вам пути! ЗМ