Самоучитель: Окно в Европу… Или откуда берутся ковали-профессионалы

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: ЗМ №2(126)2013

Ковка лошадей – не только один из древнейших видов ремесла, но и настоящее искусство. На протяжении веков секреты мастерства передавались от опытных кузнецов-ковалей ученикам-подмастерьям. Сегодня требования к изготовлению подков, расчистке и подковыванию лошадей предъявляются весьма серьезные, требующие от мастера полноценного профессионального образования. Во многих странах такие учебные заведения давно работают и готовят квалифицированных специалистов.

В нашей стране для обучения этой профессии (кстати, достаточно востребованной и неплохо оплачиваемой) работает единственная, средневековая схема «мастер – ученик». То есть единственный способ получить сегодня по-настоящему профессиональное образование коваля – это поездка на учебу в Европу. 

Учебная программа
Обучение ковальскому ремеслу на Западе – это сложившаяся система образования, с достаточно разветвленной сетью учебных заведений. В разных странах Европы существуют свои традиции и разные сроки обучения: один год – в Финляндии, три года – в Голландии и Германии, пять лет – в Великобритании. Но объединяет различные школы законодательство, которое, с одной стороны, обеспечивает соответствующий уровень профессии через сдачу специальных экзаменов и получение лицензии, а с другой – контролирует уплату налогов уже самими ковалями.
Первым шагом для получения профессии коваля в Европе является обязательное обучение в колледже. Для поступления в колледж необходимо сдать вступительные экзамены. В разных странах могут быть различные варианты. Но, как правило, это тесты по изготовлению подков, знание биологии лошади и другие задания.
Теоретическая часть обучения включает изучение многих предметов: начиная от анатомии, физиологии лошади и заканчивая экономическими дисциплинами.
Практический курс направлен на то, чтобы студенты могли приобрести основные навыки в подковывании лошадей и изготовлении подков. В ведущих странах, таких как Голландия и Англия, экзаменационная коллекция состоит из 11–14 типов подков. То есть за время обучения студенты осваивают достаточно насыщенную программу и в конце обязаны сдать государственные экзамены – и только после этого попытаться сдать экзамены на право ведения самостоятельной практики и получить заветную лицензию. Оказание услуг по ковке, например в Англии, без наличия этого документа является нарушением закона. А кроме того, в этой стране требуется ежегодное подтверждение квалификации через сложные экзамены.

Чемпионат… по ковке
Соревнования по ковальскому мастерству в европейских странах и в Америке проводятся регулярно: национальные соревнования, как правило, ежегодно, чемпионаты Европы и мира – один раз в два года.
Главная цель проведения соревнований по ковке – поддержание высокого профессионального уровня у мастеров.
В повседневной практике многие ковали, как правило, используют фабричные подковы, но на соревнованиях изготавливаются подковы всегда вручную из куска железа. Это могут быть и «обычные», стандартные подковы, и всевозможные ортопедические, и из различных материалов (стали и алюминия). В соревнованиях есть классы как для начинающих, так и для профессионалов. Проводятся они в течение двух дней, по три класса в день. Программа сосавляется заранее и рассылается по почте как минимум за три месяца до начала. Но на каждых соревнованиях всегда бывают сюрприз-классы – задания, неизвестные участникам.
Подковы изготавливаются на время, но судьи учитывают, в первую очередь, качество изготовления. Осуществляется в том числе и подковывание лошадей на эти же подковы.
В Европе победить на чемпионате считается очень престижным. Таким образом, составляется определенный рейтинг в профессии, который важен не только для самих ковалей, но и для владельцев лошадей.
Среди российских мастеров в международных соревнованиях регулярно принимает участие Олег Забиякин из Санкт-Петербурга. В чемпионате северных стран по ковке он нередко попадал в призеры, а в 2005 году в Финляндии занял первое место. Надо сказать, что в России подобные состязания тоже проводятся уже на протяжении нескольких лет, а в 2006 году в Санкт-Петербурге состоялся I Открытый международный чемпионат.

Жажда знаний
В России системы ковальского образования как таковой не существует. Все обучение носит случайный характер: кому-то повезло больше, кому-то меньше, кто-то смог получить практику с другим ковалем со стажем работы, а кто-то самостоятельно методом проб и ошибок пытается освоить это ремесло.
Неплохим способом прикоснуться к европейскому опыту и улучшить свой уровень мастерства являются регулярные семинары и мастер-классы, проводимые зарубежными специалистами. В Россию с этой целью уже приезжали такие мастера, как Бернард Дюверне из Швейцарии, Натали Кривьер-Деноке  – преподаватель ветеринарной школы «Алфорт» (Франция), Буркхард Рау – основатель Рейнской школы ковалей (Германия), Хендрикус Блум – основатель и владелец шко-
лы Enpho (Голландия). И все-таки, несмотря на очевидную пользу подобных мероприятий, говорить о полноценном образовании у нас в стране не приходится…
Есть ли выход из этой непростой ситуации подготовки «подкованных» кадров? Пожалуй, да. В Московской ветеринарной академии имени К.И.Скрябина сохранилась учебная кузница, где проводятся занятия по ветеринарной ортопедии для студентов ветеринарного факультета.  На базе академии вполне можно было бы организовать и обучение ковалей – например, в виде вечернего ветеринарного образования (попытаться создать аналог английской программы обучения по ковке).

Не до жиру, быть бы живу
Меньше всего в сложившемся кризисе образования виноваты сами ковали. Как правило, в нашей стране они стараются заработать денег, чтобы просто выжить, – таковы реалии нашей российской действительности. Здесь уже речь не идет о поездке за границу, чтобы выложить не одну тысячу евро за полноценный курс обучения. Кроме того, для успешной учебы в любой европейской стране необходимо свободно владеть как минимум двумя иностранными языками, включая специальную лексику. В итоге, к сожалению, сегодня ни один отечественный коваль не может похвастаться дипломом, официально подтверждающим его специальность.    ЗМ