Правила вождения

Самоучитель: Правила вождения

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: GM №2(217)2023

Есть такая профессия – возить лошадей. А еще – успокаивать, лечить, кормить, поить, выгружать, загружать… Все эти манипуляции, кроме, собственно, управления автомобилем, часто проделывает тот человек, который выбрал для себя необычную, но очень востребованную в конном бизнесе профессию – конеперевозчика. Запрос на услуги настоящего профессионала в такой области всегда велик – он может работать как с разными заказчиками, так и с одной командой, перемещая ее лошадей на турниры в разные концы света. В каком состоянии сейчас находится рынок таких услуг в нашей стране?

Любой ли водитель может стать конным «таксистом»? Профессионалы единодушны – не любой. И если даже человек за рулем автомобиля, перевозящего живой и ценный груз, будет путешествовать в сопровождении опытного грума, следует помнить – дорога всегда непредсказуема, и уверенные навыки работы с лошадьми могут пригодиться как в обычной бытовой, так и в экстремальной ситуации.
 
В современной России рынок услуг по транспортировке лошадей начал формироваться вместе с самим рынком коневладения. С возможностью приобретать лошадей граждане бывшего СССР получили и необходимость транспортировать свое живое имущество. Естественно, они хотели делать это качественно и безопасно. Так с бортовых машин российские частные лошади уверенно шагнули в прицепы-коневозы, давно наводнившие сельские и городские дороги европейских стран. Вместе с хенками в жизнь российского конного мира пришли и специализированные автомобили для конеперевозок, требовавшие специальных прав и навыков вождения от человека, сидящего за рулем.
 
(фото: из архива Марии АНДРЕЕВОЙ)
 
Кто едет?
 
Сегодня, как и десятки лет назад, рынок конеперевозок делится в основном на две группы: мелких и крупных специалистов. Причем в прямом смысле этого выражения – есть перевозчики, оказывающие услуги при помощи прицепа, а другая часть конного водительского общества пользуется специальными большегрузными автомобилями-коневозами. И если раньше хенки в основном были в частных руках самих коневладельцев, то теперь они все чаще смотрят в сторону спецавтомобилей.
 
Можно выделить два основных направления конеперевозок – на малые и большие расстояния. Для первых чаще используются прицепы, а для вторых – коневозы-большегрузы.
 
Дальнемагистральными перевозками занимаются в основном крупные компании. Их малое количество на рынке объясняется высокой стоимостью самих автомобилей, а также достаточно узкой специализацией и навыками водителей.
 
Рынок перевозок на короткие и средние расстояния более динамичен – здесь присутствуют как профессионалы, так и «любители» – владельцы собственных прицепов, обладающие желанием заработать и временем для этого. Отметим, что несмотря на то, что количество специальных прицепов, находящихся в частных руках российских коневладельцев, за последние годы кратно увеличилось, ни один отечественный производитель таких транспортных средств не предложил достойную модель российского производства.
 
_________________________________
 
Владислава БРЕСЛАВСКАЯ, конеперевозчик
 
Перевозчиков стало больше, но я бы не сказала, что стало больше профессионалов. Иногда даже в Москве и области я вижу, как прицепы, например, тянут на легковых машинах. Это непрофессионально и подвергает опасности лошадей – если машина легче, чем прицеп, в форс-мажорной ситуации такое решение может стать роковым.
 
Количество лошадей с каждым годом увеличивается, и у людей появляется интерес ездить на старты, они хотят чего-то добиться. Любительский конный спорт набирает обороты, поэтому растет индустрия, и любой конеперевозчик рад тому, что у него есть заказы. Плюс, конечно, клубы – они развиваются, появляются новые площадки, соответственно ареал конеперевозок расширяется.
 
В первую очередь от перевозчика требуется профессионализм. Хотелось бы еще видеть и пунктуальность: чтобы человек понимал, что ему нужно приехать не за пять минут до погрузки, особенно, если лошадь следует на старт, а заложить достаточно времени на непредвиденные обстоятельства: лошадь не будет грузиться или надо искать подъезд к воротам и прочее. Также в моем понимании, машина должна быть полностью заправлена, чтобы потом не приходилось с лошадью где-то останавливаться и заправляться, особенно если это перевозки недальние. Я подаю прицеп всегда с сеном и чистыми опилками. И на всякий случай должно иметься какое-то седативное вещество и минимальная ветеринарная аптечка.
_________________________________
 
 
Таможня дает добро?
 
Лошади не только импортируются, но и экспортируются из России.
 
До начала печальных событий прошлого года на восток вывозились довольно большие партии рысистых лошадей, представителей буденновской породы, а также полукровных лошадей и животных, предназначенных для пользовательского животноводства. Запад в свою очередь охотно приобретал арабских и ахалтекинских лошадей (эти породы покупали в нашей стране и восточные соседи).
 
С началом активной торговли конским поголовьем с другими странами конеперевозчики взяли на себя обязанности таможенных брокеров, а также консультантов по ветеринарному оформлению, а иногда – и услуги по поиску карантинных конюшен. Процедура импорта лошади в Россию из-за рубежа сегодня состоит из трех крупных блоков: непосредственно транспортировка, растаможивание и ветеринарное сопровождение.
 
(фото: из архива Марии АНДРЕЕВОЙ)
 
Отечественные перевозчики хорошо ориентируются во всех трех сферах и готовы оказать коневладельцу комплекс услуг по доставке и оформлению выбранной им лошади. Надо отметить, что из-за ограниченности рынка в данном бизнесе крайне высоки репутационные риски, поэтому честное имя конеперевозчика является для него лучшей рекламой.
 
С закрытием европейских границ бизнес дальнемагистральных перевозок терпит огромные убытки. Однако, перевозчики находят возможности продолжать работать, и более того – ввозить в Россию лошадей, уже принадлежащих нашим соотечественникам, или приобретаемых ими при помощи посредников.
 
__________________________
 
Наталья ВАСИЛЬЧЕНКО, конеперевозчик
 
Оформление всех необходимых документов для перевозки лошадей существенно облегчилось в связи с современными технологиями, цифровизацией и объединением таможенной, налоговой, ветеринарной и банковской систем. Но стало и более прозрачным для контролирующих органов. Все это внесло не только дисциплину в выполнении всех требований среди компаний перевозчиков, но и среди владельцев лошадей.
 
За 10 лет рынок перевозок и их география значительно расширились. Увеличилось число компаний-перевозчиков, количество транспортных средств надлежащего качества европейской сборки, в том числе в собственности конных клубов.
 
Но также увеличилось и количество недобросовестных, малоквалифицированных частных перевозчиков, которые возят лошадей на самостоятельно переоборудованном транспорте, опасном не только для животных, но и для всех участников дорожного движения. Недобросовестные водители работают за более низкую стоимость, чем сильно подрывают профессиональный рынок перевозки лошадей.
Чтобы обезопасить перевозку своей лошади, необходимо собрать сведения и отзывы о перевозчике. Лучше воспользоваться рекомендацией, запросить фото коневоза и заключить договор на транспортировку лошади с указанием маршрута, сроков погрузки и доставки, заранее обговорить отдых лошадей по маршруту следования на расстояния больше 1000 км, кормление, поение и стоимость услуги.
 
Сейчас большие обороты набирает осуществление сборных рейсов не только по России, но и за рубеж. Клиенты с удовольствием пользуются данной услугой, так как это снижает стоимость перевозки, но иногда приходится подождать нужное направление. Проводится большая работа по рекламе и логистике.
 
В настоящее время, в связи с санкциями на вывоз лошадей из стран ЕС в Россию, сложились определенные трудности. Но в государства-члены Таможенного союза вывоз из ЕС не запрещен. Также нет санкций на вывоз лошадей из США и многих других не европейских стран. Все эти перевозки осуществляются в соответствии с таможенными и ветеринарными требованиями участвующих стран.
__________________________
 
 
Конеперевозки VS транспортные компании
 
Можно ли сравнить рынок перевозок живого товара с дея­тельностью обычных транспортных компаний? И да, и нет. В первую очередь из-за того, что конеперевозки требуют специфического транспорта, дорогостоящего и мало поддающегося оперативному переоснащению при необходимости. Также этот бизнес предполагает очень специфический подход к подбору персонала. Как правило, конеперевозки начинаются с личности водителя, а не с персоны организатора, решившего заработать на транспортировке лошадей.
 
Современный отечественный перевозчик – как правило сначала конник, а потом уже водитель. В дороге лошадь менее предсказуема, чем в привычной обстановке родной конюшни, поэтому водитель коневоза – рискованная профессия, требующая массы навыков. Конеперевозчик должен быть не только профессионалом за рулем, но и коноводом, ветеринаром, логистом…
 
Качественная машина для конеперевозок требует специального оснащения – в отсеке с лошадьми устанавливаются камеры, позволяющие водителю контролировать поведение и состояние животных. Своеобразно выстраивается и маршрут – водитель учитывает необходимость технических остановок для поения животных, планирует пункты выгрузки и отдыха при дальних поездках, имеет дружественные связи с конниками на привычных маршрутах – все это, безусловно, затрудняет вход на такой рынок для тех, кто никогда не сталкивался с конным миром.
 
________________________________
 
Евгений РУДНЕВ, конеперевозчик
 
В нашей работе помогают цифровые технологии, которые сейчас активно развиваются. Они, конечно, сильно упрощают процессы. Например, сейчас стало возможным быстрое получение разрешений – потому что их делают в электронном варианте. Таможенные процедуры также сейчас проходят удаленно.
 
Развитию нашей индустрии мешает отсутствие желания государственных органов идти на компромиссы и слушать конников. К примеру, при импорте в Россию лошадь должна встать в жесткий карантин на 30 дней по приезду из Европы – официально лошадь должна буквально отстоять без выхода из денника 30 дней. Представляете, если это спортивная лошадь, готовящаяся к старту? Что с ней будет через 30 дней стояния в деннике?
 
Еще один пункт, который сильно мешает развитию именно конно-перевозческой сферы – это нежелание наших владельцев выходить из серых схем оформления лошадей, когда коневладельцы не желают растаможивать лошадь по тем ценам, за которые они фактически приобретали. Понятно, что с одной стороны мы все пытаемся сэкономить, но с другой, если вы нашли деньги на покупку лошади, будьте любезны, наверное, заплатить за нее налоги. Но зачастую коневладельцы идут другим путем, что в последствии приводит к огромным проблемам и для них самих, и для конеперевозчиков.
 
В 95 % случаев таможенное оформление лошадей ведется через компанию перевозчика, и мы должны понимать, что при импорте лошади в Россию мы можем оформить ее только на резидента (физическое или юридическое лицо) Российской Федерации. Поэтому европейский перевозчик никогда не может самостоятельно здесь что-то оформить. Он в любом случае может быть только физическим перевозчиком – таможенное оформ­ление должна будет вести российская компания. Для этого у него должен быть партнер. Естественно, практически никто из российских конеперевозчиков на такое не пойдет, потому что на него, по сути, ляжет вся юридическая ответственность за оформление лошади.
________________________________
 
 
Отсутствие регламентов
 
Большой проблемой отечественного рынка перевозки лошадей и его резиденты, и пользователи считают отсутствие прозрачного законодательного регулирования. Обращаясь к букве закона, мы видим, что фактически любые манипуляции с лошадью, находящейся в дороге, может совершать только лицо, письменно уполномоченное на это ее владельцем, либо сам собственник.
 
Однако, фактически до 95 % лошадей путешествуют лишь в компании водителя транс­порта, на котором едут. Это рождает внушительное поле для инсинуаций и конфликтов в случае, если лошадь получает травму в дороге.
 
 
Отсутствие практики заключения договора на перевозку лошади также обостряет ситуацию. Фактически, рынок работает в «серую», а иногда – и в «черную». Не помогают перевозчикам выйти из тени и законотворцы, пытающиеся контролировать перемещение лошадей внутри страны и за ее пределами.
 
Министерство сельского хозяйства иногда удивляет, а чаще – шокирует пакетами документов и согласований, которые необходимо предоставить для того, чтобы лошадь прибыла из пункта «А» в пункт «Б» без нарушения ветеринарных правил.
 
Расширение географии
 
Большинство крупных игроков рынка конеперевозок отмечает – за последние десятилетия существенно расширилась география путешествий их копытных клиентов. Кроме того, выросло и количество транспортируемых лошадей – это связано как с развитием конного спорта, так и в целом с ростом числа животных, приобретаемых в частные руки.
 
 
Вместе с этим растет и количество ДТП с участием прицепов и фургонов‑коневозов. Эта статистика как раз наглядно отражает общее увеличение рынка и количества конеперевозчиков на дорогах.
 
Еще одной заметной тенденцией профессионалы сферы считают увеличение спроса на «сборные» рейсы – как для больших машин, так и для прицепов. Эту тенденцию связывают в первую очередь с растущим желанием клиентов сэкономить, а также с ростом их доверия конеперевозчикам. Из сложного, дорогостоящего и опасного мероприятия путешествие лошадей превращается в рутину, где в том числе есть место и экономии.