Право на ошибку

Самоучитель: Право на ошибку

Номер журнала: GM №1(216)2023
Фото: Валерия БЕЛЯЕВА

Любой вид спорта полон побед и поражений. И конный,  конечно, не исключение. Однако череда проигрышей и обид могут заставить подростка опустить руки, бросить любимое дело и даже привести к депрессии. Но неудачи, злость к себе и даже зависть к своим соперникам можно (и нужно) использовать с пользой для себя.

Анна Веселкова – детский, подростковый и семейный психолог
 
Почему прожить неудачу важно?
 
В подростковом возрасте происходит становление личности, и зачастую друзья и хобби становятся даже важнее родителей. Соответственно, и неудачи на этом поприще воспринимаются острее. Конный спорт – это и способ достижения результатов, и возможность показать свое ма­стерство, и радость от контакта с лошадьми, и общение с единомышленниками. Но если помимо конного спорта в жизни ребенка «ничего нет», то при возникновении в этой сфере проблем, у него действительно начинает буквально рушиться жизнь. В этот момент особенно важна поддержка родителей и других близких людей, которые присутствуют в жизни подростка. Ребенку необходимо чувствовать себя услышанным и получить возможность прожить и пережить неприятные эмоции.
 
Главной ошибкой родителей или, например, тренера являются попытки сгладить ситуацию: мол, «ничего страшного, это ерунда!» или: «не переживай, в следующий раз получится». Это обесценивает переживания подростка. Если родители всю жизнь будут «переключать» и отвлекать ребенка, в будущем в сложной ситуации он не сможет справиться с чувствами, а рядом уже не будет человека, который смог бы объяснить, как это делать. Важно помочь подростку увидеть, что эмоция сложная и неприятная, но в ней можно находиться. Со временем она меняется и обязательно заканчивается, а рядом есть взрослый, который готов помочь и поддержать. Однако все это требует времени – ребенок может злиться и страдать долго (от нескольких дней до полугода), но чем лучше он проживет такие эмоции в сравнительно раннем возрасте, тем легче ему будет в дальнейшем. Ребенку нужно найти того, кто отнесется к его чувствам с пониманием, не будет пытаться снизить их интенсивность или глубину, не будет уменьшать значимость произошедшего.
 
Можно без морализаторства делиться с подростком похожими историями из своей жизни (лучше про неудачи) или просто выслушать без наставлений и нравоучений. Основная идея заключается в том, чтобы родитель с подростком были всегда заодно, а отношения укреплялись и дополнялись вне зависимости от ожиданий и предпочтений взрослых.
 
Злость не со зла
 
Родителям не стоит волноваться, если ребенок злится или переживает очень (на их взгляд) интенсивно – через яркие эмоции можно лучше понять себя. Зависть и злость – это нормально, ведь у подростка нет задачи не испытывать никаких эмоций вообще, наоборот, важно при помощи этих переживаний разобраться с собой. Если ребенка захлестывает зависть к более успешному партнеру по команде или сопернику, нужно помочь ему обратить внимание на себя, свои желания и потребности, проговорить, что в данной ситуа­ции нет вины его конкурента, а зависть – это лишь особенность работы человеческой психики.
 
При этом следует понимать: у подростка все еще формируются лобные доли головного мозга, которые отвечают за контроль эмоций, поэтому не стоит ждать от него быстрой реакции на наши слова. Когда ребенок сильно злится, можно поговорить о том, что он может сделать сам для улучшения своих результатов. О том, как качественно направить эту энергию, которая его наполняет, в нужное русло – например, больше тренироваться. Важно попытаться объяснить, что злость можно и нужно выплескивать (подавленные эмоции, кстати, могут привести и к психосоматическим нарушениям), но также можно и контролировать.
 
Есть вариант даже обратиться… к сопернику. Это несложно, ведь зачастую молодые всадники занимаются в одних и тех же клубах или даже у одних и тех же тренеров. Не случится ничего ужасного, если попросить поделиться опытом, рассказать, например, о своих тренировках, о лошади или об экипировке. Соперник не обязательно должен быть врагом, но может стать отчасти и наставником, и другом. В спорте, как и в жизни, у каждого человека есть свои особенности и тонкости, которые его выделяют, и здоровый обмен опытом пойдет на пользу обоим спортсменам, а умение обсуждать свою проблему, а не замыкаться в себе, пригодится и во взрослом возрасте: в школе, институте, на работе или в отношениях.
 
Бывает и так, что несмотря на все старания, у ребенка все равно не получается преуспеть в конкретной области (в нашем случае, в конном спорте или, скажем, в отдельной его дисциплине), и тогда важно расширить взгляд на мир – помочь ему увидеть в себе новые черты, таланты, умения и возможности. Последний и очень важный этап – посмотреть на произошедшее не как на проигрыш или неудачу, а как на жизненный опыт, который поможет подростку лучше понять свой потенциал и определиться с тем, чего он хочет в жизни на самом деле.