Работа мамой

Самоучитель: Работа мамой

Автор: к. с-х. н. Дмитрий ЛАЗАРЕВ
Номер журнала: GM №5(199)2020

Сегодня трансплантация эмбрионов – это очень распространенный инструмент племенного коннозаводства. Многих заводчиков привлекает идея освободить ценную спортивную кобылу от бремени вынашивания плода, при этом каждый год получая от нее по несколько жеребят. Собственно материнские функции в этом процессе возлагаются на кобылу-реципиента. Кто же она – эта будущая суррогатная, а для рожденного малыша – единственная «родная» мама?

Впоследнее время Россия очень активно начала восстанавливать в коневодстве вспомогательные репродуктивные технологии, используя новые научные разработки, современное техническое оснащение и растущий опыт отечественных специалистов по репродукции, количество которых увеличивается, вместе с тем рождая и повышая спрос на такие услуги. Все больший интерес владельцы спортивных и высокоценных племенных кобыл проявляют к процедуре эмбриотрансфера. И, если вы владелец пожилой кобылы, или кобылы с проблемами вынашивания и сохранения беременности, то пересадка эмбриона может дать шанс на получение потомства от вашей любимицы.
 
Определиться с выбором генетической мамы, то есть кобылы-донора, непросто. Этому предшествует анализ ее родословной и спортивных результатов, а также результатов ее братьев и сестер, подбор под определенного жеребца. Словом, все, что и принято называть селекционной работой. Однако к выбору кобылы, которой вы планируете доверить вынашивание будущего жеребенка, необходимо подойти не менее тщательно.
 
Порода
 
Первый вопрос, который возникает при таком выборе: «какой породы должна быть суррогатная мать?» Пожалуй, самый простой для специалиста, но самый не простой для обывателя. Здесь нет однозначного мнения ученых, но в целом, все сходятся в том, что кобыла должна соответствовать по калибру генетической матери или быть немного крупнее и глубже («утробистей»). 
 
Некоторые исследователи указывают на проявление так называемого «материнского эффекта», который заключается во влиянии организма самки на вынашиваемый ею плод. Так, в исследованиях польских ученых при пересадке эмбрионов от кобыл породы польский коник крупным рабочим кобылам «холодного типа», полученные жеребята были крупнее сверстников, рожденных от их генетических матерей после вторичного осеменения теми же жеребцами.  При этом стоит отметить, что это превосходство сохранилось до зрелого возраста лишь в длине конечностей, а промеры головы, шеи, груди и крупа были примерно одинаковыми. Другое исследование, где производили пересадку от полукровных кобыл к пони, и наоборот, показало разницу не только в росте и калибре животных, но и в некоторых пропорциях их тел. Одним из объяснений этого эффекта может явиться большее поступление питательных веществ через плаценту жеребенку из организма крупной кобылы в эмбриональный и молочный период.
 
Не стоит забывать и об эффекте запечатления (импринтинга) для новорожденного. Выездковый жеребенок, рожденный и выращенный матерью тяжеловозом, будет в своих движениях стараться копировать особенность ее походки и работы, даже имея задатки Тотиласа. Не смот­ря на это, рожденный жеребенок является продуктом генов его истинной матери и отца, и похожесть его на реципиента может быть иногда и надуманной.
 
Все же, чтобы голова не болела о том, какой породы должна быть приемная мать – подбирать кобылу стоит из той же популяции, что и мать, но не имеющей племенной ценности, более дешевой – таких животных всегда рождается предостаточно. Либо же подобрать кобылу другой породы, но схожей по направлению использования, аналогичной по конституции и экстерьеру. Если мы хотим получить экстремальный тип арабской лошади для шоу, однозначно, советский тяжеловоз будет не лучшим выбором для вынашивания. В спортивном коннозаводстве чаще всего используют помесных полукровных кобыл или облегченных гунтеров, хорошо себя зарекомендовали рысистые кобылы. Даже при невысоком росте они обладают хорошей глубиной тела – так называемой утробистостью, – что позволяет растущему плоду полностью реализовать свой генетический потенциал роста. Отметим важный и (как оказалось) не для всех очевидный факт – масть реципиента плоду не передается!
 
Недавние исследования показали, что неплохими суррогатными матерями могут стать мулицы, которые лишены возможности естественным путем иметь собственное потомство.
 
Возраст, здоровье и опыт материнства
 
Если у нас достаточно времени, можно, конечно, начать готовить кобылу-реципиента с момента ее рождения, однако для технологии такие сроки не годятся, поэтому мы нацеливаем свое внимание на половозрелых кобыл, находящихся в самом благоприятном для репродукции возрасте от 3 до 10 лет. Старше 10 лет у кобыл постепенно начинает спадать репродуктивная функция и могут накапливаться различные патологии системы органов размножения. 
 
Кобыла должна обладать здоровьем племенной матки, то есть не иметь проблем, требующих лечения. Должна быть пригодной к пастбищному содержанию и, в целом, требовать к себе внимания специалиста только в момент манипуляций с эмбрионом, прививок и на выжеребке. Здоровья и физической формы для прохождения маршрута 160 см или Большого приза такой кобыле, конечно, не требуется. Перед приобретением такой лошади необходимо провести полную гинекологическую диспансеризацию, чтобы не иметь сюрпризов в будущем. 
 
Желательно, чтобы кобыла имела в своей истории опыт рождения одного-двух здоровых жеребят без патологий беременности и родов. Такие кобылы имеют преимущество в суррогатном материнстве. Они, что называется, проверены по своей детородной функции. Однако с кобылами-девственницами тоже можно работать, их преимущество в том, что репродуктивный тракт почти стерилен. Правда, девственная кобыла 10-летнего возраста может обладать куда более жестким иммунным ответом матки, и, даже при наступлении беременности ее организм постарается всеми силами уничтожить чужеродный эмбрион.
 
У кобылы-реципиента должны быть четкие не патологические половые циклы, хорошо отслеживаемые рефлексологическим способом и с помощью УЗИ.
 
И с головой все в порядке
 
Весьма важный критерий – кобыла должна быть социально адаптирована, хорошо оповожена и не быть агрессивной к людям (специалистов у нас все-таки пока еще немного, стоит подумать и об их безопасности). В момент УЗИ и самой процедуры подсадки эмбриона кобыла должна быть готова постоять в станке для манипуляций определенное время, чтобы не получить травмы и не травмировать окружающих людей. Да и зачем будущему чемпиону дикая мать?
 
Подготовка кобыл 
 
Не стоит думать, что, правильно выбрав реципиента, можно успокоиться и ждать эмбрион для подсадки. Кобыла требует определенной подготовки и ведения специалистом. Дело в том, что подавляющее большинство эмбрионов пересаживается сразу после получения, наиболее эффективным является срок 8 дней после овуляции донора. Для того чтобы эмбриону было легче «объяснить» организму своей суррогатной матери, что он теперь ее плод и будет развиваться как родной, матка кобылы должна быть в том же состоянии и фазе полового цикла, что и у донора. Для этого проводят синхронизацию половых цик­лов, чтобы кобылы примерно одновременно пришли в охоту, а главное, чтобы овуляция у них прошла максимально синхронно. Для этого обеим кобылам проводят гормональную подготовку и тщательно следят за ростом и развитием фолликулов, а также состоянием эндометрия. Для полной уверенности в успехе на одного донора, как правило, подбирают 2-3 реципиента, чтобы в процессе всего цикла подготовки выбрать наиболее удачный вариант для эмбриона.
 
Не стоит забывать о вопросах зоотехнического и юридического характера. На каждую процедуру эмбриотрансфера заполняется специальный сертификат, где указывается вся информация о половых циклах донора и реципиента, осеменении донора, даты овуляции обеих кобыл, и информация о самой пересадке – ее дате и эффективности, а также впоследствии сюда же будет вноситься информация о контроле беременности реципиента. 
 
В юридическом плане стоит внимательно оформлять договорные отношения с владельцем кобылы-реципиента, если она берется в аренду. Следует четко прописать взаимные обязанности сторон в случае наступления беременности, так и в случае, если беременность не наступила, или если кобыла-реципиент так и не дождалась эмбриона.
 
Пока в России нет большого рынка услуг по эмбриотрансферу, и специалисты или центры репродукции не имеют своего «парка» кобыл-реципиентов для предоставления в аренду, владельцам кобыл-доноров приходится самостоятельно заниматься поисками будущей суррогатной матери. Эффективность процедуры пересадки эмбрионов в коневодстве зависит от многих факторов. Большая их часть (до 60 %), конечно, относится к кобыле-донору, только от нее зависит, какой будет получен эмбрион (и будет ли получен вообще?). Но все же правильный выбор кобылы-реципиента, к которому стоит подходить не менее тщательно и продуманно, влияет на окончательный результат и эффективность всей процедуры в целом.