Коннозаводство: 100 лет тому назад (конские выставки)

В сентябре 1899 года в Москве прошла первая Всероссийская Аукционная выставка лошадей, положившая начало целой серии конских выставок в дореволюционной России. Ровно через сто лет – в сентябре 1999 года – на свет появился их наследник – первая (в новейшей истории) Всероссийская конская выставка «Эквирос-99». Какой же была та Первая Всероссийская, эстафету которой принял «Эквирос».

Первые упоминания о показах лошадей (выводках) в Древней Руси относятся к временам Ивана Грозного. В исторических источниках описания выводок лошадей встречаются довольно часто до конца XVIII века, когда коневодство все больше приобретает коммерческое направление, превращается из подсобного, для своих целей, хозяйства в разведение лошадей ради получения выгоды. К началу XIX века в России, в основном в Москве, все чаще проводились небольшие местные аукционы лошадей, и даже существовало «полуказенное постоянное учреждение, заведовавшее аукционом». 

   В середине XVIII века стали проводить выставки, которые носили узкоспециальный характер, как, например, выставки рысистых лошадей. В 1866 году была предпринята попытка провести первую общую выставку рожденных в России лошадей, успех мероприятия был спорным.
   В ноябре 1898 года на заседании Московского Общества Сельского Хозяйства было решено провести в Москве первую Всероссийскую Аукционную выставку, которая была призвана стать примером для развития подобных выставок во всех коневодческих центрах России. Выставка проходила в сентябре 1899 года в манеже на Моховой.
   После 1900 года прошли еще шесть Всероссийских Аукционных выставок в Москве и несколько аналогичных в уездах. Последней в дореволюционной истории стала Всероссийская выставка лошадей 1910 года.


Зачем - Всероссийская,
зачем - аукционная?


«Въ настоящее время коннозаводчики ведутъ свое дело в потемкахъ - не зная определенно, ни что отъ нихъ требуется, ни какъ оценены въ деле ихъ лошади, ни где, ни какихъ прiобрестъ производителей».
Коневодъ нуждается въ указанiях, какое направленiе требуется отъ пользовательной лошади всехъ сортовъ, какимъ именно требованiям внутренняго и заграничнаго рынка онъ долженъ удовдетворить, чтобы иметь сбытъ лошади.Чтобы ответить этой потребности, единственное верное средство - это устройство перiодическихъ выставокъ лошадей съ ихъ аукцiономъ, где покупатель и продавецъ открыто сходятся во взаимныхъ сделкахъ, знакомятся съ взаимными требованiями». 
   Говоря современным языком, в конной индустрии конца ХIХ века отсутствовал цивилизованный конский рынок, что особенно относилось к пользовательным лошадям – упряжным или верховым, необходимым каждому человеку (не стоит забывать, что лошадь была основным средством передвижения и значение конного рынка в то время уместно сравнить с автомобильным сегодня). Торговля лошадьми процветала, но при этом была хаотичной. В Москве купить-продать пользовательную лошадь можно было либо на частных конюшнях, либо на Конной площади, где ежедневно во все времена года выставлялись на продажу сотни лошадей. Но сколько неприятностей иной раз доставляла покупки или продажа лошадей – сетовали современники!
  «Те прiемы купли-продажи, которые обычно практикуются на Конной, крайне несимпатичны: расхваливанье, божба, воровской языкъ, непомерное запрашиванiе, обманъ, не всегда даже нужный - все это вызываетъ у покупателя не то боязливое чувство, не то отвращенiе; въ силу этого никто въ одиночку не идетъ покупать лошадь, а непременно прихватываетъ съ собой подмогу; иногда двухъ-трехъ прiятелей, или фактора, или кучера. При этомъ сколько тратится понапрасну времени!»
   «Вообще нужно сказать, что большинство лошадей на Конной проходитъ чрезъ руки барышников. Между покупателемъ и продавцомъ существуютъ еще и другiе посредники - маклеры. Они комплектуются главнымъ образомъ изъ цыганъ, отчасти коноваловъ, кучеровъ и пр. Ихъ главная задача - свести покупателя с продавцомъ, способствовать совершенiю сделки, для чего ими и пускаются въ ходъ разнообразнве прiемы, часто уродливые, для убежденiя покупателя въ преотменныхъ качествахъ товара. Они получаютъ за посредничество и съ покупателя, и съ продавца, съ последнеяго больше». 
  «Нужно отметить еще одну характерную черту здешняго рынка, это - крайнюю порочность продаваемыхъ лошадей, такъ что лошадь безъ пороковъ и с хорошимъ экстерьеромъ найти очень трудно, а иногда невозможно; такимъ образомъ, недостатокъ въ цельныхъ лошадяхъ чувствуется».
«Отсутствiе въ нашемъ законодательстве возвратныхъ сроковъ для лошадей, продаваемыхъ съ болезнями и скрытыми пороками, породило множество различныхъ способовъ скрывать дефекты продаваемой лошади. Сложилось даже убежденiе, что обмануть лошадью не преступленiе и не проступокъ,а,напротивъ,чуть ли не доблесть, свидетельствующая будто бы о знанiи лошади».
  Местом для проведения Всероссийских аукционных конских выставок, призванных свести в культурном деловом общении коннозаводчиков и покупателей, выбрали Москву. «Въ Москве имеется до 60 тысячъ лошадей, и Москва считается по количеству лошадей первымъ городом въ мiре; рысаковъ въ Москве приблизительно до восьми тысячъ; каждый рыночный день въ Москве выставляется на Конной не менее 300 лошадей. Следовательно, аукцiонная выставка въ Москве более  уместна, чем где-либо».

Открытие


   «При многочисленномъ стеченiи публики, въ присутствiи администрацiи выставки во главе съ председателемъ Выставочнаго Комитета гр. А.А. Бобринскимъ, въ присутствiи членовъ Императорскаго Московскаго Общества Сельскаго Хозяйства, а также гг. экспонентовъ, состоялось молебствiе, после котораго корреспондентъ Главнаго Управленiя Государственнаго Коннозаводства князь А.Б. Голицынъ объявилъ Всероссiйскую Аукцiонную Выставку Лошадей Открытой».
   Выставка работала шесть дней, три из которых занимал аукцион по продаже лошадей. Для экспонентов-владельцев лошадей за участие в выставке  предписывалось заплатить устроителям 4% от заявленной стоимости выставленной лошади, независимо от того будет она продана или нет (что вызывало немало возмущения). Списки выставленных лошадей публиковались заранее, чтобы «познакомить гг. покупателей съ выставляемыми лошадьми по ихъ породамъ, возрастамъ и владельцамъ».
  Кроме лошадей, на выставке могли быть выставлены «шорныя изделiя, кузнечныя изделия и инструменты, экипажи, какъ-то: американки, беговые дрожки, беговые сани т.д., ветеринарные инструменты, кормушки, соломорезки, зернодробилки, зерноплющилки, сенные пресса и все принадлежности по уходу за лошадьми».
   Первая Всероссийская Аукционная выставка лошадей отличалась многолюдностью – за шесть дней работы было продано 3 083 билета по немалой цене – 1 рубль в день открытия и 50 копеек во все остальные.

Экспертиза


   «Одно изъ назначенiй сельско-хозяйственных выставокъ, въ частности и конной, распространять знанiя и вызывать въ обществе интересъ къ сельско-хозяйственным занятiям; въ виду чего и прежде всего экспертиза должна быть поучительной, своими наградами она должна демонстрировать, что нужно разводить, что годно для заводских целей, словомъ, что хорошо, что дурно».
   Начиная с первой Всероссийской Аукционной  выставки в 1899 году экспертиза лошадей с обязательным поощрением лучших занимала важное место на выставках. По замыслу устроителей выставок титулы лучших должны были повышать стоимость лошадей и их потомства, а значит, способствовать развитию коннозаводческого бизнеса. В состав экспертной комиссии на первой Всероссийской выставке вошли признанные авторитеты коннозаводства – П.Н.Кулешов, князь В.П. Урусов, М.И.Придорогин, а также представители известных российских фамилий.
   «Экспертиза свою работу сделала въ теченiе дня и въ тот же день вечеромъ были вывешены награды. Что касается поощренiй, то Комитетом было назначено выдать: 2 почетных диплома, 7 золотыхъ медалей, 16 большихъ серебряныхъ медалей, 48 малых серебряныхъ медалей, 34 бронзовые медали, 32 похвальныхъ отзыва.
   Во время выставки приходилось постоянно слышать о денежномъ поощренiи, некоторые изъ экспонентовъ выражали даже желанiе получить вместо медали стоимость ея разменной монетой. Къ медалямъ же относились более чемъ равнодушно».

Торги: какая лошадь дороже ?


   «Лошади такой же рыночной товар, какъ и всякiй другой, и потому должны иметь свою определенную цену, ценность же лошадей мало известна. Аукцiонныя выставки даютъ нhкоторый материал къ определенiю стоимости лошади».
   Одним из назначений Всероссийских Аукционных выставок было определение цен на лошадей, которые сильно разнились в обычных ежедневных торгах не столько в зависимости от ценности лошади, а от мастерства барышников. Сколько должна стоить лошадь? Примерный ответ на этот вопрос дала первая Всероссийская Аукционная выставка.
   «Выставочныя данные показываютъ, что средняя цена рысака, какъ упряжной лошади, въ Москве была 480 р. Въ действительности цена пользовательнаго рысака несколько ниже, въ обычныхъ продажахъ колеблется отъ 150 руб. до 2500 руб. За призового рысака цена доходитъ до 20 000 рублей серебромъ.
Въ будущемъ, довольно далекомъ, цена рысака должна постепенно понижаться: с одной стороны, съ рысакомъ начинаютъ конкурировать шорныя (полукровные верхово-упряжные – прим. автора) лошади, а съ другой - усовершенствованныя городскiя конки и электрическiя дороги, которыя позволяютъ многимъ не держать собственныхъ лошадей». 
   «Средняя продажная цена верховой лошади была 325 рублей. Можно добавить, что покупателей было много: такъ, были изъ Петербурга гвардейскiе офицеры, но не сделали закупок въ виду того, что бывшiя на аукцiоне лошади оказались малорослы (имели менее 3 вершковъ). Офицеры удивлялись, что русскiе коннозаводчики разводятъ мелкихъ лошадей въ то время, какъ спросъ на крупныхъ, и потому многiе изъ офицеровъ, по его словамъ, вынуждены выписывать лошадей из Пруссiи и изъ Англии за дорогую цену. Продавцы верховыхъ лошадей должны рассчитывать на иногороднихъ и главнымъ образомъ военныхъ покупателей. Москва на верховыхъ лошадей имеетъ ограниченный спросъ. Количество верховыхъ лошадей (в Москве) очень заметно пало съ развитiем велосипедной езды».
   «Высшая цена на выставке предложена была за выводного жеребца тяжеловоза - 3 700 рублей., за першеронскую кобылицу, рожд. В Россiи - 2 500 рублей. 
Высокiя цена этого отдела, цены равныя заграничнымъ, указывают на сильную потребность въ тяжеловозах. Совсемъ не было на выставке тяжеловозовъ русскихъ породъ, особливо битюговъ, и вообще не было тяжеловоза недорого, рублей въ 300, сейчас годнаго въ работу, на котораго въ Москве замечается большой спросъ».


«Первый блин комом»


   Что не понравилось на первой Всероссийской Аукционной выставке 1899 года?
«Лично я нахожу иницiативу и самое существование выставки  безусловно полезной не только съ коммерческой стороны, но и въ практическомъ отношенiи. Видя лучшiе экземпляры коней, невольно увлекаешься, и само собой является желанiе достигнуть более совершеннаго. Однимъ словомъ, я совершенно уверенъ, что первая Московская аукцiоная выставка будетъ новою счастливою эрою для русскаго коня».  
   Следует признать, что большинство отзывов о выставке 1899 года и о последующих были положительными, вместе с тем отдельные моменты вызывали нарекания участников. Что же критиковали 100 лет тому назад?
   «Самымъ существеннымъ недостаткомъ въ организацiи выставки было отсутствiе испытанiй. Предъ акцiоном каждой лошади нужно объявлять: лошадь заезжена, лошадь ходитъ подъ седломъ, лошадь ходитъ въ упряжи. Такъ какъ лошади на бывшей выставке не подвергались испытанiямъ, то получилось несколько недоразуменiй: покупателямъ досталось совсемъ не то, что они покупали. Мало того, некоторымъ экспонентамъ удалось сбыть лошадей, такъ называемыхъ «отбойныхъ», т.е. такихъ, которыя въ запряжке бьютъ и разносятъ экипажъ, словомъ лошадей совсем негодныхъ».
   «Немалымъ тормозомъ являются железнодорожные порядки. Владельцы лошадей, отправляя ихъ, не могут быть уверены, что ихъ кони прибудутъ на станцiю назначенiя своевременно; даже пришедшихъ во-время со всеми документами не легко выручить. Кроме ветеринарнаго свидетельства, взятаго съ места отправленiя, имеющагося у проводника, железнодорожное начальство вновь требуетъ переосведетельствованiя Ветеринаромъ, командированнымъ на железныя дороги, адресъ котораго нигде не вывешенъ и достать его нелегко, - доставши - оказывается, нужный ветеринаръ живетъ не на вокзале и не близъ него, а на солидномъ разстоянiи. Является необходимость ехать; легко возможно не застать и даже неоднократно; заставши, надо везти его осматривать лошадей, а потомъ и писать самое свидетельство. Однимъ словомъ,такая процедура не легка и не быстра и,повидимому, не всякому ее скоро преодолеть». 
   «Кто хотя бы однажды проехалъ в одномъ вагоне съ лошадьми, находясь въ немъ на станцiяхъ во время маневрированiя поезда, при составленiи его къ отправленiю, или при отцепкахъ на попутныхъ станцiяхъ и при разгрузкахъ, тотъ не долженъ удивляться, видя свою лошадь иногда в состоянiи, близкомъ къ калечеству. Перевозка лошадей на выставку, где оне должны быть показаны въ полномъ порядке, едва ли возможна в товарныхъ поездахъ, хотя бы и въ такъ называемыхъ с «живностью». На живность эту обращается такъ же мало вниманiя во время маневрированiя, какъ на порожнiй вагонъ или на вагонъ, нагруженный прессованнымъ сеномъ».
   «Въ заключенiе считаю долгомъ указать съ особеннымъ удовольствiем на поражавшую меня любезность выставочной администрацiи, которая отношенемъ своимъ к публике, къ экспонентамъ и к интресамъ ихъ доказывала на деле, а не на словахъ, что не публика и экспоненты существуютъ для нея, а наоборотъ. Пример вполне достойный подражанiя».

   P.S. После первой Всероссийской Аукционной были еще выставки, учитывались сделанные ошибки, принимали во внимание критику. Если присмотреться, то замечаешь, что предметы критики  за сто лет особеннно не изменились. 
К сожалению, «золотой век русского коня» так и не наступил. Скорее те годы можно назвать золотой эрой русского коннозаводства. Впрочем, можно ли было 100 лет тому назад предвидеть опустошительные революции и войны, которые обрушатся на Россию в двадцатом столетии. Нельзя было предвидеть и стремительного исчезновения лошади с арены истории, коренного изменения целей в коневодства. Сбылось одно – спустя десятилетия вернулись в Москву конские выставки, на которых вновь собираются заводчики и «конские охотники» со всей России. Только теперь они носят название «Эквирос».