Коннозаводство: Сокровище Испании

Герои сказок и легенд, лошади королей и конкистадоров – они удивляли современников своей силой и красотой. Война породила и едва не погубила их. Еще недавно казалось, что андалузы навсегда ушли в историю. Но сегодня эти лошади вновь покоряют мир, возвращая к жизни времена Веласкеса и Рембрандта.

Легенда Древнего мира

История андалузской лошади, как и любой автохтонной породы, уходит в глубь веков. Считается, что предки этих лошадей населяли Пиренейский полуостров уже в эпоху палеолита. Наскальные рисунки сохранили до наших дней изображения этих древних животных - горбоносых иберийских пони и менее горбоносых протоиберийских лошадей. Свои названия они получили от племени иберов, которым принадлежит честь одомашнивания местных лошадей. За пределами древней Испании об этих великолепных животных долгое время ничего не знали, пока в I тыс. до н.э. с ними не столкнулись финикийцы и греки. Тогда-то и грянула по всему Средиземноморью слава о необыкновенных иберийских лошадях, сметающих все на своем пути. С тех пор заполучить грозную пиренейскую конницу в союзники мечтали многие полководцы древности.

В чем же была причина? Дело в том, что местные лошади сильно отличались от других древних пород. Суровые условия гористой родины, постоянная борьба за выживание и скудные пастбища привели к формированию довольно специфического облика, столь характерного и для современных андалузов: к традиционной выносливости «горных» пород добавились необычайно сильная изогнутая шея, широкая грудь и очень высокий ход. О мощных, быстрых и маневренных иберийских лошадях слагались легенды, о них с восторгом писали Ксенофонт, Плутарх, Сенека и Плиний Старший. Пиренейские наемники обращали в бегство греческую фалангу и римские легионы, а затем «испанские лошади» стали основой римской кавалерии.

Ибериец становится андалузом

Иберы традиционно поддерживали тесные контакты с Северной Африкой, где большой славой в те времена пользовалась нумидийская конница. Нумидийские лошади были южного типа: легкие, сухие и резвые. Нет сомнения, что обе породы оказали друг на друга большое влияние. Особенно в те годы, когда иберийцы и нумидийцы бок о бок сражались с Римом. Позднее завоеватели-вандалы, прошедшие через все Пиренеи и достигшие территории современного Алжира, привели с собой лошадей северного типа, которые также оставили свой след в местной породе. Огромная варварская держава получила название Вандалус, т.е. «Страна вандалов». Позднее, когда от королевства не осталось и следа, это имя закрепилось за Пиренейским полуостровом (арабы называли его Аль-Андалуз), а сегодня оно обозначает одну из его областей (Андалузию).

В 711 году на полуостров вторглись мавры. Так началась романтическая история европейского востока, оставившая глубокий след в испанской и португальской культуре. Вхождение Испании в Халифат не могло не отразиться на коневодстве. В местную породу была влита арабская кровь, но не напрямую, а через берберийскую породу, произошедшую от скрещивания древних нумидийских и арабских лошадей. Особый вклад внесли монахи-картезианцы из Хереса, знаменитые в то время конники. Так завершился процесс формирования андалузской породы, вобравшей в себя качества двух больших пород: тяжелой европейской лошади северного типа и легкой сухой лошади юга.

При дворе европейских монархов

На протяжении следующих нескольких столетий основной тенденцией в Европе стало утяжеление боевых лошадей, вынужденных выносить на себе вес все больше заковывавшихся в железо рыцарей. На какое-то время андалузы уступили место «первой боевой лошади Европы» более тяжелым и неповоротливым породам. Впрочем, с изобретением огнестрельного оружия ситуация изменилась, и для войны вновь потребовались быстрые маневренные животные. Вскоре за свои выдающиеся качества андалузы были признаны первыми среди верховых лошадей, уступая в глазах европейцев лишь лучшим восточным породам.

Триумфальное возвращение испанских лошадей совпало по времени с важнейшими переменами не только в военном деле, но также в культуре и искусстве. На смену Возрождению спешила эпоха барокко – время Веласкеса и Рембранта, Вивальди и Баха. Искусство этого периода было наполнено пышными и легкими формами, призванными подчеркнуть величие природы и прославить ее красоту. Нет нужды говорить, что роскошные испанские красавцы как нельзя лучше вписались в новый придворный стиль, поражавший современников своей помпезностью. Горячий андалузский конь стал мечтой любого уважающего себя дворянина.«Лошадь королей» - так теперь о ней говорили.

Влияние андалузской лошади на европейские породы конца XVI - XVIII веков можно сравнить лишь с влиянием чистокровной английской лошади в наше время. Придворные заводы Центральной Европы выводят на основе андалузов или с большим влиянием андалузской крови целую группу «барочных пород»: липпицианскую, фредериксборгскую, кладрубскую, неаполитанскую. Кроме того, андалузы активно использовались для улучшения фризской, ганноверской, тракененской и гольштинской пород. Значение испанской лошади для коневодства в Новом Свете также очень велико, ведь именно на ней был покорен весь южный континент. Даже сейчас андалузская кровь заметна во многих американских породах, особенно в четвертьмильной лошади (квартерхорс) и перуанском пасо.

У истоков высшей школы

Одновременно с испанской породой в Европе распространялся и испанский стиль езды, отличавшийся от уходившего в прошлое рыцарского стиля бoльшим контактом с лошадью и повышенной технической сложностью. Главная особенность испанской школы заключается в максимальном сборе лошади, переносе нагрузки на задние ноги и освобождении передних. Практически все элементы выездки произошли из практиковавшихся в то время боевых приемов и требуют не только согласованности действий всадника и лошади, гибкости и маневренности, но и серьезной силовой подготовки.

В 1572 году императором Максимилианом II была торжественно открыта знаменитая Испанская школа верховой езды в Вене. Основной породой, которую выезжают в школе, стала липпицианская, произошедшая непосредственно от андалузов. Визитная карточка Вены – элементы высшей школы и особенно «школьные прыжки»: левада, круппада, баллотада, каприоль, – выполняемые здесь с необыкновенным мастерством. Главное значение Испанской школы заключается в том, что она подарила нам основы современной выездки, сохранив и обогатив культуру верховой езды.

В 1682 году была основана Версальская школа, основной лошадью которой стала порода Альтер Реал (королевские альтеры), выведенная в середине XVIII века в Португалии путем скрещивания местного варианта андалузов с арабами. А вот в созданном в 1828 году в Сомюре знаменитом отряде Cadre Noir использовались уже породы на основе английской чистокровной лошади. Впрочем, то были уже совсем другие времена.

Пиренейский феникс

С началом XIX века в военном деле вновь произошли важные изменения. Повышение эффективности стрелкового оружия и значения артиллерии потребовало улучшения скоростных качеств кавалерии. В связи с этим широкое признание получила английская чистокровная лошадь, отлично зарекомендовавшая себя во время войн с Наполеоном. Для крупных андалузов с их красивыми, но слишком затратными аллюрами, начались черные дни. Численность породы стала быстро сокращаться, и к концу XIX века даже на своей исторической родине, в Испании и Португалии, она была оттеснена чистокровной верховой лошадью, английской и англо-арабской. На фоне новых динамичных пород андалузы стали выглядеть странными гостями из прошлого.

Плачевное состояние породы заставило, наконец, задуматься о ее сохранении. В 1912 году в Испании начала вестись племенная книга. Тогда же андалузы получили новое название – чистокровная испанская лошадь (Pura Raza Espanola, PRE). Были приложены усилия для очищения породы от излишнего влияния арабских кровей, с которыми так любили экспериментировать военные. В 1960-х годах португальские заводчики открыли свою племенную книгу. С тех пор местные андалузы стали называться чистокровной лузитанской лошадью (Puro Sangue Lusitano, PSL) (Лузитания – римское название земель, на которых впоследствии возникла Португалия). Лузитанская лошадь и чистокровная испанская – по сути одна и та же порода, поэтому многие продолжают называть их андалузами или иберийцами.

Впрочем, несмотря на усилия испанских и португальских производителей, вплоть до конца XX века об андалузах мало кто знал за пределами полуострова. Лишь в последние несколько десятилетий, когда у коневодов появился интерес к необычным старинным породам, «барочные» лошади вновь обрели популярность. В 1972 году была основана Национальная ассоциация заводчиков чистокровных испанских лошадей (ANCCE). Затем их пиренейские соседи создали у себя Португальскую ассоциацию чистокровной лузитанской лошади (APSL). Для популяризации породы в мире, и особенно в Северной Америке, была основана Международная ассоциация андалузской и лузитанской пород (IALHA). Помимо высшей школы андалузы уверенно отвоевывают позиции в дрессаже и драйвинге. Большой популярностью «испанцы» пользуются в цирковых программах, не говоря уже о знаменитом шоу Cavalia (грандиозное светомузыкальное представление с гимнастическими трюками, вольтижировкой и элементами высшей школы), неизменно собирающем тысячи зрителей. На родине этих лошадей огромное внимание привлекают корриды и соревнования в стиле Doma Vaquera (своеобразный стиль «деревенской езды», сочетающий элементы дрессажа с имитацией задач, ежедневно выполняемых всадником на ранчо). Начали показывать себя иберийцы и в спорте: на Олимпийских играх 2004 двое андалузов помогли испанской команде выиграть в дрессаже серебряные награды.

Сегодня андалузы – самая популярная «барочная» порода в мире. И хотя их общая численность еще невелика – порядка 20 000 – ежегодный прирост говорит о больших перспективах этих лошадей. Иберийцы разводятся уже более чем в 50 странах мира, в том числе в США, Мексике, Бразилии, Колумбии, Голландии, Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Италии. Большую роль в возрождении интереса к породе, как ни странно, сыграл Голливуд, по достоинству оценивший сказочный облик этих коней. «Вам нужна лошадь для героя? Возьмите андалуза: его появление превратит спасение мира в настоящее зрелище!», – так, наверное, рассуждают американские постановщики трюков. «Властелин колец», «Зорро», «Храброе сердце», «Царство Небесное», «Троя», «Гладиатор», «Александр», - это лишь часть картин, в которых успели сняться андалузы.

Экстерьер

Андалузы – довольно крупные животные, средний рост которых составляет в холке 160 см (жеребцы) и 155 см (кобылы). Голова у андалузских лошадей средней величины, сухая, с большими миндалевидными глазами; нос прямой либо с изящной горбинкой. Шея сильная, широкая, высоко поставленная, с красивым изгибом. Туловище округлое и компактное; холка широкая, хорошо обозначенная. Спина крепкая, почти прямая и достаточно обмускуленная. Не допускается провислой или плоской спины. Грудь широкая и мощная. Круп короткий, широкий и несколько приподнятый. Длинный, густой, часто с волнистым волосом хвост низко посажен. Великолепная длинная грива очень густа и объемна. Ноги короткие, но не слишком, сильные и сухие, с хорошо обозначенными суставами. Задние ноги слегка подставлены и хорошо обмускулены. Копыта компактные, высокие и прочные. 80 % современных андалузов серой масти. Остальные обычно гнедой, темно-гнедой или вороной, хотя встречаются также рыжие, буланые, соловые и даже изабелловые. Официальные стандарты не предусматривают для чистокровной испанской лошади здесь каких-либо ограничений. Лузитанцы должны быть либо серыми, либо гнедыми. Кроме того, у лузитанской лошади более горбоносый профиль, еще ниже посажен хвост и длиннее спина. Особой красотой отличаются движения андалузов, создающие ощущение полета над землей. ЗМ