Кто «упаковал» коней под капот, или Что такое «лошадиная сила»?

Коннозаводство: Кто «упаковал» коней под капот, или Что такое «лошадиная сила»?

Автор: Анна БУЗЫКИНА
Номер журнала: ЗМ №8(99)2010

Все, как известно, познается в сравнении. Например, автомобиль называют конем железным, вот только повод ли это сравнивать его с живой лошадью? Безусловно, последняя в любом случае проиграет первому и в скорости, и в выносливости, и в грузоподъемности. Впрочем, у нашего привычного четвероного партнера есть оправдание: он – одна лошадиная сила, а у коня железного под капотом количество «лошадок» измеряется несколькими сотнями. Ну как тут сравнивать? Но для начала давайте попробуем разобраться, кому пришло в голову измерять мощность двигателей в лошадиных силах. Проще говоря, кто и зачем засунул коней под капот автомобиля?
Устаревшая единица мощности «лошадиная сила», от которой единогласно отказались ученые из-за ее неоднозначного толкования, заменена сегодня на стандартную единицу системы СИ – ватт, но до сих пор широко применяется в автомобильной индустрии. Для того, чтобы понять, что такое «лошадиная сила» для начала стоит обратиться к справочнику по физике. Там мы без труда прочитаем, что лошадиная сила равна 75 кгс•м/с – в переводе на ватты это составляет 735,49875 Вт. Но тут же возникает вопрос, где и когда лошадь могла развить такую мощность, которую до сих пор автоконцерны «упаковывают» в двигатели? Здесь на помощь придет еще один справочник, но уже по истории.
 
Реклама – двигатель… для лошади
 
Как выяснилось, все началось с двигателя торговли, коим является реклама. И придумана она была, поверьте, задолго до того, как на зданиях в городе появились плазменные панели, в режиме нон-стоп крутящие рекламные ролики. Шотландский изобретатель, создатель универсального парового двигателя Джеймс Уатт, живший в XVIII веке, желая продать свое ноу-хау, предложил его для выкачивания воды из шахт, но прижимистые шахтовладельцы не сразу решились закупать нововведение. Их вполне устраивала работа по старинке – при помощи конной тяги. Уатту ничего не оставалось как заняться активной рекламой изобретения и доказать, что один паровой двигатель гораздо выгоднее одной лошади. Для этого изобретатель предложил запрячь лошадь в обычный водоподъемный насос, работающий на конной тяге, и посмотреть, сколько она поднимет за день воды. Затем к этому же насосу присоединили паровой двигатель и подсчитали результат за день его работы. Результат работы насоса Джеймс Уатт поделил на результат работы лошади и на этих цифрах объяснил шахтовладельцам, что его паровой насос легко может заменить N-ное количество лошадей. Полученная в этом эксперименте мощность стала мерилом и получила название «лошадиная сила». К слову, другая единица мощности – более привычный нам ватт, заменивший впоследствии, как было сказано выше, «лошадиную силу», также был назван именем изобретателя Уатта.
 
Все «лошадиные силы» разные
 
Правда, если разбираться более детально, то мощность, которую средняя лошадь способна развивать на протяжении довольно долгого времени, все равно окажется меньше полученной Уаттом величины. Да и если принимать во внимание «человеческий фактор» и «лошадиный фактор», измерения при каждом эксперименте подобного рода оказались бы разными. Здесь важна и интенсивность работы погонщика, вынуждающего лошадь двигаться быстрее или медленнее, и, конечно же, сила и выносливость самой лошади. Ведь все лошади разные, и запряженный в насос представитель тяжеловозной породы наверняка покажет лучший результат и как следствие, большую мощность, нежели его соплеменник, например, любой из рысистых пород.
 
Уаттова «лошадиная сила» со времени введения в обиход этой величины не давала покоя пытливым умам. Люди неоднократно задавались и продолжают задаваться вопросом, когда же лошадь создает такую мощность? На этот вопрос, опубликованный в журнале «American scientist» один из авторов, опираясь на сложные расчеты, предложил следующий вариант: мощность в одну лошадиную силу развивает лошадь массой 750 килограммов, перепрыгивающая через препятствие шириной и высотой в 183 сантиметра.
 
Принимая во внимание то, что многие лошади успешно прыгают конкур на мощность, где высота препятствий 180 см не является пределом, можно проводить новые эксперименты, привлекая к процессу физиков. А то, что 183 см и в ширину для лошади не предел – тоже остается фактом. Например, в книге рекордов зафиксировано, что жеребец Самтинг перепрыгнул ров с водой шириной 8,4 м в 1975 году в Йоханнесбурге, а максимальная высота взятая лошадью Хуазо – составила 2,47 м (1949 год, Чили). Вот только один прыгал исключительно в ширину, а другой – исключительно в высоту, так что при наличии высотно-широтного препятствия показатели могут оказаться совсем иными. Впрочем, здесь еще подключаются вопросы биомеханики движения лошади, которая тоже активно изучается как отечественными, так и зарубежными учеными. Но это уже совсем другая история.
 
Испытание скоростью
 
Итак, пора продолжить наш сравнительный эксперимент. С лошадиными силами все более менее ясно, они отвечают за мощность двигателя автомобиля, от которой прямо пропорционально зависит его предельная скорость и скорость разгона. И лошади разных пород, и автомобили разных марок передвигаются, естественно, с разной скоростью и имеют различную скорость разгона. У одних вопросами скорости (резвости) ведает сложная наука – селекция, у других – производительная мощность двигателя и, как следствие, специалисты, занимающиеся совершенствованием этих самых двигателей. Например, под капотом у BMW X5 находится двигатель мощностью 285 лошадиных сил. Мощность 5,7-литрового мотора V12 на спортивной Italdesign BMW Nazca C2 составляет 385 лошадиных сил (283 КВатт). Nazca C2 разгоняется с 0 до 100 км/час за 4,2 секунды, а максимальная скорость этого автомобиля в соответствии с заводскими спецификациями – 297 км/час. Мощность двигателя BMW M3 – 500 лошадиных сил, а BMW M6 Hurricane CS, имея под капотом 750 лошадок, способен разогнаться до 100 км/час за 4,4 секунды, до 200 км/час и 300 км/час – за 9,6 и 26 секунд соответственно. Разогнавшись на испытаниях до 367,4 км/час, М6 стала самым быстрым автомобилем марки BMW среди дорожных версий. И все это еще далеко не предел!
 
Лошадям живым до таких показателей бесконечно далеко. Предельная скорость лошади чуть больше той, с которой разрешено ездить по городу на автомобиле. Рекорд резвости в скачке составляет 60,76 км/час. С такой скоростью Джон Генри преодолел 2400 метров, неся вес (жокея с седлом) 57,1 кг. А абсолютный рекорд резвости среди всех пород принадлежит чистокровному жеребцу Бич Рэкиту, который в Мехико на дистанции в 409,26 м (1/4 мили) развил скорость 69,69 км/ч.
 
быстрее = дороже
 
К слову, от скорости (или резвости) очень сильно зависит такой немаловажный фактор как цена. Естественно, городская малолитражка будет во много раз дешевле болида Формулы-1. Так же и у лошадей, чем выше прыгает или чем резвее бегает (или скачет, в зависимости от вида испытаний), тем выше цена на живую лошадиную силу. Лучшим примером здесь послужит английская чистокровная порода, как самая резвая в мире. Например, наследный принц арабского эмирата Дубай шейх Мухаммед бен Рашид Аль-Мактум, известный своей любовью к скаковым лошадям, заплатил на Лондонском аукционе 5 млн. 536 тыс. долларов США за годовалого скакового жеребца. Торг за живой лот продолжался более четырех часов. Продавец тогда получил чистую прибыль в пять с лишним миллионов, поскольку сам он купил жеребца в США за 360 тыс. долларов. В 2006 году двухлетний чистокровный жеребчик, рожденный во Флориде и никогда не участвовавший в скачках, был продан за 16 миллионов долларов только потому, что его родители стали победителями дерби в Кентукки. В 1963 году чистокровный жеребец Шариф Дансер обошелся своему новому хозяину в 40 миллионов долларов, а самая дорогая в мире лошадь была куплена за 103 миллиона долларов, причем имя хозяина до сих пор держится в тайне. 
 
Э-эй, ухнем…
 
Что ж, теперь пришел черед грузоподъемности. Здесь в спор безусловно вступают представители тяжелоупряжных пород. Только им под силу сдвигать с места тяжеленные груженые повозки, да и специальные испытания для гигантов конного мира проводятся именно на грузоподъемность и мощность тягловой силы. В этих вопросах пальму первенства завоевали першероны, отличающиеся очень высокой работоспособностью. На соревнованиях жеребец Силикат проявил максимальное тяговое усилие 836 кг. Дистанцию 2000 м кобыла Бронь с силой тяги 150 кг прошла шагом за 14 мин 53 секунды, а Скирда с силой тяги 50 кг преодолела эту дистанцию за 5 мин 49 секунд. Кобыла Слива в соревнованиях на тяговую выносливость показала выдающийся результат – с силой тяги 300 кг она прошла 2138 м, установив абсолютный рекорд для лошадей всех тяжеловозных пород.
 
Если, условно, к тонне с лишним веса самого автомобиля прибавить еще двухтонный груз, железный конь может и не сдвинуться с места: резина не выдержит и двигатель не потянет. Но никому ведь не придет в голову так нагрузить несчастную легковушку. Здесь в дело вступают фуры-большегрузы, с которыми даже самому сильному тяжеловозу тягаться бесполезно. Кроме того, здесь же можно вспомнить коневозки, которые по 10-12 голов лошадей легко увозят и даже не поскрипывают. А вот одна лошадь, даже самая выносливая, вряд ли сдвинет с места коневозку, ну разве если только она (коневозка) будет маленькой – двухместным прицепом.
 
Полным полна коробочка
 
Да и в количестве перевозимых людей лошадь тоже уступит автомобилю. Правда здесь можно поспорить, поскольку все опять же зависит от автомобиля. В одну стандартную легковую машину легко садится пять пассажиров (учитывая водителя), ну, шесть при большом желании. Больше не позволит вместимость. А если запрячь упряжного работягу в открытую телегу, то он увезет и 10-12 человек, лишь бы с телеги не попадали. Но если не брать легковушки, а включать в наше импровизированное соревнование микроавтобусы или, например, двухэтажные автобусы, здесь опять пальма первенства будет за конями железными.
 
Если речь идет о передвижении верхом, то в седло вообще может сесть только один всадник, впрочем, в кино на лошади и по двое скачут, уходя от какой-нибудь погони. Только в жизни делать это не рекомендуется, дабы не навредить лошади. Седло лежит на спине вашего четвероного партнера в месте где несколько позвонков являются сросшимися, поэтому дискомфорта от пребывания двуногого индивидуума на спине лошадь не испытывает. Если же второй желающий сменить пеший ход на конный начнет трястись «в неположенном месте» спины лошади, то от подобного эксперимента, как говорится, никакой пользы, кроме вреда не будет. Так что верхом все-таки лучше ездить поодиночке и неустанно говорить спасибо нашим дорогим лошадям за то, что они благосклонны к нашему желанию становиться быстрее, выше и сильнее благодаря их лошадиной силе.
 
Поменяемся местами
 
Впрочем, не всегда человек ездит верхом на лошади. Существуют и обратные примеры, но это скорее исключение, чем правило. Известен номер русского циркового силача Александра Засса (Самсона), в котором он выносил на арену лошадь, опускал ее посреди манежа на ноги и сам вскакивал в седло. Вот уж более чем наглядная иллюстрация поговорки «Любишь кататься, люби и саночки возить». К слову, и с конями железными так бывает: сначала ты на них ездишь, а потом они ломаются и начинают ездить на тебе, на твоих нервах и на твоем кошельке… Но вернемся к Самсону. Основой для его трюка послужила реальная история времен Первой мировой войны. По рассказам очевидцев русский унтер-офицер, уходил в разведке от австрийцев, но не смог доехать до лагеря, поскольку его конь, которому во время погони прострелили ногу, упал и, казалось, был обречен на смерть. Но кавалерист не бросил своего верного боевого товарища. Убедившись, что преследователи отстали, он взвалил его на плечи и пронес до самого лагеря ни много, ни мало полкилометра!
 
Наша взяла
 
В мощности, грузоподъемности и скорости (или, если руководствоваться профессиональной конной терминологией, резвости) лошади автомобилям проигрывают. Более того, они проиграют им и в выносливости: на автомобиле можно на хорошей скорости без остановки ехать хоть сутки, только заправляться успевай, а на лошади столько без привалов не преодолеешь. Да и расстояние на авто за те же сутки покроешь во много раз превышающее лошадиные возможности. А вот в вопросах проходимости лошадь, пожалуй, даст фору любому внедорожнику и сумеет без труда пройти там, где завязнет даже самый мощный джип, да и серьезная техника, созданная как раз для бездорожья, встанет намертво. Так что в путешествии, собираясь сворачивать с асфальтированной дороги, стоит иметь ввиду, что в какой-то момент коня железного возможно придется сменить на коня живого. Ибо, как поется в известной песне, «...Там, где пехота не пройдет, и бронепоезд не промчится, угрюмый танк не проползет…», там без особого труда пройдет лошадь, ну и конечно же «пролетит стальная птица» из той же песни.
 
Подведем итоги
 
Подошло время подводить итоги. И что же у нас получается? Лошадь, давшая нам когда-то мерило мощности современных двигателей – лошадиную силу – сама этим сегодняшним лошадиным силам проигрывает практически по всем параметрам. А так как прогресс не стоит на месте, и человек все время стремится передвигаться быстрее, ездить дальше и перевозить больше – выбор безусловно должен пасть на автомобиль, как изобретение, позволяющее достичь больших результатов в современном мире. Но…
 
Мы можем любить машины, но машины, как бы мы их не одушевляли и какие бы человеческие имена им не присваивали, вряд ли смогут любить нас. И в этом плане кони железные явно проигрывают коням живым, поскольку с последними мы все-таки имеем возможность дружить, как говорится, «не в одни ворота». Мы дарим любовь им, а они отвечают нам взаимностью.
 
Безусловно, человек далекий от мира лошадей, но обожающий мир автомобилей, вряд ли сумеет понять кайф от неспешной прогулки по лесу против настоящего полета на хорошей машине на предельной скорости по глади автобана, и как одна лошадь может заменить сотни лошадиных сил под капотом суперсовременного авто. Но на то мы и конники, что нас мало кто понимает. Да и важно ли это, если в наших руках всегда есть одна лошадиная сила, способная мчаться вперед не по нажатию педали и благодаря впрыску, а по велению своего лошадиного сердца, умеющего любить…