Североевропейское наступление
При анализе изменений за последние 15 лет обращает на себя внимание некоторое сокращение представительства ганноверской, вестфальской и тракененской пород, полное исчезновение из первых строк рейтинга жеребцов испанской породы (в 1997 г. фигурировали такие представители пура раза эспаньола как №15 Левитон – отец Эвенто, занявшего 13-ю строчку в индивидуальном рейтинге, и №28 Панадеро – отец Фламенко и Инвазора, оказавшихся на 161-м и 175-м местах в личном зачете), (рис. 1).
Увеличилось число представителей североевропейских пород – датской и шведской, а также голландской. Шире стало и представительство, в общем-то, не ведущей селекцию на выездковые качества голштинской породы. Лучшими голштинцами в актуальном рейтинге дрессурных лошадей являются №33 Либлинг 2-й (от Лорентина, линия Ледикиллера хх) и №54 Танненхоф Карабас (от Карнаби, линия Кор де Ла Бриера через Калипсо). Следует отметить, что последний жеребец сам имеет допуск в разведение.
Значительно снизилось число ганноверских и вестфальских производителей, но при рассмотрении линейной принадлежности жеребцов все встает на свои места. Нельзя, однако, упускать из виду тот факт, что лошади, относящиеся к той или иной породе, фактически могут представлять известные линии, развившиеся в пределах другой породы (рис. 2).
Адептус против G-линии
Полностью исчезли из верхних строчек рейтинга производителей лошади старой ганноверской G-линии. Эта линия имеет преимущественно конкурную направленность. Достаточно упомянуть таких жеребцов как Готтхарда и только что провозглашенного Ганно-верским жеребцом 2010 года Гольдфевера. Хотя в ней встречались и такие выдающиеся дрессурные лошади как Жиголо, выступавший под седлом Изабель Верт. Увеличилось представительство старой ганноверской линии, восходящей к чистокровному Адептусу: она развивается в Швеции (через Утрилло) и в Германии через потомство Айндрука-Эрензольда. Кстати, из представителей этой линии в список лучших выездковых производителей попал Эспри – конкурный боец международного уровня, лицензированный даже для французской верховой породы.
И снова Корде…
Обращает на себя внимание тот прогресс, которого добилась исходно конкурная линия Кор де ла Бриера. В конце 90-х эта линия не играла такой роли в выездке. Теперь же лошадь №5 актуального рейтинга – внук Контендера голландский Равель американца Стефана Петерса. Сам Контендер входит в число лучших конкурных производителей Германии и Голландии и лицензирован не только в этих странах, но и во Франции и Италии.
Голландский полукровный Равель занимает четвертую строчку в рейтинге выездковых лошадей 2010 года, в прошлом году он был пятым. Являясь внуком Контендера, Равель принадлежит считающейся скорее конкурной линии Кор де Ла Бриера.
Спасибо Джазу!
Значительно возросло и число лошадей, восходящих к линии чистокровного Фуриозо. Таким успехом линия обязана голландскому полукровному Джазу, который на протяжении последних лет удерживает первенство среди жеребцов-производителей, а также отличному потомству, которое дает вестфальский Флорестан. Сам Флорестан получен в результате кросса линии Фуриозо и известной дрессурной линии Рамзеса АА-Радецкого через Ромадура. К этой линии относится и Рубинштайн (внук Ромадура). Сама линия Радецкого, как и ганноверские линии Сенатора и Абзатца, занимает прежнее место в выездке. Еще один производитель линии Фуриозо хх, встречающийся в родословных лучших жеребцов – это голландский полукровный Ульфт, сын французского верхового Ле Мехико.
Голландский Джаз – отец второго номера в мировой выездке по итогам 2009/10 года Парциваля. Оценка племенной ценности Джаза по выездке в Нидерландах составила более 190 пунктов!
Материнское слово
Несколько иначе выглядит картина при анализе линий, к которым восходят матери производителей (рис. 3). В то время как широко распространенная в выездке линия Флинга (к ней восходит, например, Вельтмайер) с мужской стороны встречается сейчас столь же часто, что и 15 лет назад; по материнской стороне она практически исчезла. Зато значительно более «популярными» стали матки линии Гольдшлегера (G-линия ганноверской породы), а также восходящие к Рамзесу/Радецкому и чистокровному Ледикиллеру.
Дочерью уже упомянутого выше Ульфта является мать №1 актуального рейтинга дрессурных лошадей – голландского Парциваля. Внучкой Ульфта является и мать №8 среди выездковых лошадей – Пейнтед Блэка. К старой голштинской линии Факса 1-го по материнской линии восходит возглавляющий мировой рейтинг в последние годы голландский Джаз. Его мать – внучка не менее известного жеребца Ниммердора (от Фарна). И вновь наблюдается «смещение приоритетов». Сам Ниммердор выступал в конкурах высшего уровня сложности, был одним из ведущих жеребцов Европы по племенной ценности по прыжковым качествам потомства.
Преемственность
Ни один из жеребцов не смог удержаться на вершине с конца 90-х до конца 2000-х. И все-таки преемственность наблюдается.
Линия Детектива: в 1997 году на 12-м месте находился ганноверский Доннерветтер, его сын Доннерхалл поднялся выше – до 2-го.
Линия Ледикиллера хх: В 1997 году 2-е место занимал голштинский Лорд, и уже на 22-е место сумел подняться его сын Лавалло. В 2009 году на 19-м месте оказался голштинский Гудвилл.
R-линия (Рамзес АА-Радецкий): в 1997 году 16-м был Ромадур, а на 23-м месте – его сын Розенкавалер. В актуальном рейтинге 6-ю строчку занимает уже сын самого Розенкавалера – Рубинштайн, его сумел превзойти его же сын – Родиамант, занявший 4-е место.
Рубинштайн – продолжатель линии англо-арабского Рамзеса через Радецкого. Его лучший потомок в современном спорте – ольденбургский Рубинс Ройал от дочери чистокровного Vargas xx. Его сын Родиамант занимал четвертую строчку в рейтинге жеребцов-производителей 2009 года.
Линия Абглянца-Абзатца: в 1997 году 25-ю строчку занимал сын Абзатца (внук тракененского Абглянца) Актуель, на 27-м месте в актуальном рейтинге находится внук Абзатца – «Ганноверский жеребец 2005 года» Аргентинус от «Ганноверского жеребца 1994 года» Аргентана 1-го.
Линия Флинга – Верманна: в актуальном рейтинге 5-ю строчку занимает знаменитый Вельтмайер, на 7-м месте – его сын Вельт Хит 2-й, а на 17-м – Волькенштайн 2-й. А в 1997 году 10-м был сын Верманна и «дядя» Вельтмайера – Вензель 1-й, а сын Вензеля Вестерн Стар был 6-м.
Линия Кор де ла Бриера: рейтинг 2009 года – на 18-м месте сын Калипсо 2-го Кастро, на 11-м сын последнего Солос Карекс.
Чистокровные линии: в то время как в Европе ведущим дрессурным производителей «чистых кровей» является Лаурес Крусейдор («Ганноверский жеребец 2006 года»), в Голландии ту же линию представляет сын чистокровного Абгара – Пион 1974 г.р., являющийся одним из лучших по племенной ценности в выездке. Оба восходят к Оуэн Тюдору xx (у Лауреса он в 4-м поколении, у Абгара – во втором).
Лаурес Крусейдор – «Ганноверский жеребец 2006 года», ведущий дрессурный производитель «чистых кровей» в Европе
Ставка на специализацию
Как мы видим, в то время как в рейтинге по конкуру преобладают жеребцы исконно «прыгающих» линий, в выездке такой «односторонности» не отмечается. Когда в середине 70-х годов прошлого века немецкие заводчики формулировали общую цель племенной работы, ставку делали на универсальность использования лошади. Многочисленные исследования впоследствии показали, что нередко между качествами, определяющими результативность выступлений в выездке и конкуре наблюдается отрицательная корреляция, а значит селекция сразу в двух направлениях менее эффективна. В 80-е годы стало очевидно, что ускорить селекционный прогресс возможно за счет специализации: ведь требования к конкурной лошади отличаются от требований к выездковой, а есть ряд качеств, обладать которыми должны и те, и другие.
Опыт реализации программы Ганноверского союза по совершенствованию прыжковых качеств породы (1993 г.) показал, что если у конкурных лошадей принцип специализации работает очень хорошо, то в выездковом направлении дело обстоит иначе. У практиков сформировалось мнение, что при постоянном использовании жеребцов выездковой специализации потомство теряет «атлетичность». Если у ганноверских лошадей дрессурной специализации отмечается серьезный прогресс в таких показателях как выраженность типа, способности к выездке, эластичность, то теперь большего внимания заслуживает активность работы задних ног – «двигателя» лошади. И здесь ставку делают на использование «конкурных» жеребцов. Примером выездковых лошадей уровня Большого Приза с откровенно конкурным происхождением могут служить Сатчмо, Салинеро, Санрайз.
Рождение отличных выездковых лошадей в классических конкурных линиях не ново и не является специфическим «ганноверским» феноменом. Так, Вертер (Werther), поставлявший лошадей международного уровня и для выездки, и для конкура, был внуком Фердинанда, относившегося в первые послевоенные годы к лучшим производителям конкурных лошадей в мире. В Нидерландах основателем выдающейся дрессурной линии стал Флемминг (Flemmingh от Lapaco) – отец таких лошадей как Крэк С (Krack C) и Линф (Lingh).
Пэйнтед Блэк – зарегистрированный в голландском студбуке KWPN сын тракененского Грибальди лицензирован также в ольденбургском, датском, ганноверском, англо-европейском студбуках. По итогам 2010 года жеребец стал 8-м в мировом рейтинге по выездке
Не случайно в начале года Ганноверский Союз сформулировал для заводчиков Положения («направляющие линии»), которые должны стать как толчком для совершенствования приемов племенной работы, так и служить пищей для размышления рядовых заводчиков. И первым таким ориентиром для заводчиков должна стать именно «Специализация». Положение это звучит так «Спортивное коннозаводство требует выделения направлений селекции (специализации) – на выездку, конкур, троеборье. В «конкурном» направлении следует использовать жеребцов прыгающих линий или жеребцов чистокровных пород. В выездковом коневодстве следует использовать жеребцов дрессурных линий, подходящих конкурных линий и жеребцов чистокровных пород».
Рекомендуемая кровь
Какие конкурные крови рекомендует крупнейший немецкий союз своим заводчикам? Сюда относится восстанавливаемая классическая ганноверская линия, которая используется в обеих дисциплинах – это G-линия. Жеребцы этой линии – такие как сам Гранде, его сын Гарибальди II или родные братья Грундштайн I и II, имеют среди наследников талантливых лошадей и в конкуре, и в выездке. Говоря об активных жеребцах G-линии называют сына Гроссо Зет – Гёте – лошадь выдающейся работоспособности, а также сына Гран Гаркон – Гран Крю, родившегося от той же кобылы, что и бывший в свое время лидером мирового рейтинга в выездке – Уок он Топ, а также Голдфивер 2-й.
Хорошие движения наследует и Вандерер (Wanderer) – №13 актуального рейтинга, сын Вендекрайза, бывший в свое время победителем испытаний по прыжковому индексу, но больше знаменитый по потомству для выездки, нежели для конкура. В 2006 году сразу три сына Вандерера – Веллингтон (Вандерер/Гарибальди II) под Александрой Симонс де Риддер, Уайлд Уан (Вандерер/Гутенберг) под Эйлин Пейдж, Эктив Уалеро (Вандерер/Мачо AA) под Николой МакГивен – входили в мировую сотню лучших выездковых лошадей, туда же попал и внук Вандерера – Фариано (Вандербуш/Винервальд). По стопам отца пошел и сын Вандерера Фалькланд. В число выступающих на международном уровне лошадей входит его сын Фаберже, дедом с материнской стороны он приходится выращенной в Дании серебряной медалистке Чемпионата мира для молодых выездковых лошадей Уна Донна Юник. Одна из самых перспективных молодых лошадей Германии – Даблино от Де Ниро – также несет кровь Вандерера – через Вандербурша с материнской стороны.
Ганноверский Сатчмо занимает девятую строчку актуального рейтинга по выездке, до триумфа Тотиласа в 2009 году СаТчмо был вторым. Его родословная позволяла ожидать прыжковых способностей, но на счету Сатчмо – множество успешных выступлений в выездке, включая серебро олимпийских игр 2004 года.
К числу «мультиталантов» относится и Ле Примёр – сын Лэптопа (внука Лорда – №2 в рейтинге 1997 года). На испытаниях он стал первым по конкурному индексу (142,56) и занял второе место по выездковому. Мульти-таланты в линии Эспри (№30 актуального рейтинга в выездке, сам выступавший в конкуре, имевший 75 потомков в конкуре класса S) появляются в основном через победителей испытаний Эрла и Эмбасси с его сыном Эдуардом.
Не вредит выездковым качествам и голштинская кровь: это демонстрируют потомки Калипсо 2-го, например Контендрос Бубе, Контер или Крист. В современном рейтинге эту линию представляет №12 Контанго
Грибальди – отец самой знаменитой выездковой лошади последнего времени – Тотиласа, недавно сменившего владельца: 15 млн евро отдал за него Пауль Шокемеле. К тому же, Грибальди сам выступал в выездке.
Хороший пример – молодой Avagon (Acorado II/Escudo). Голштинские жеребцы нередко передают ценимые ныне «высокие» движения, но не всегда энергично подводящиеся под центр тяжести задние ноги и передачу импульса через поясницу. Здесь следует быть внимательнее при выборе.
Подводя итоги, хочется отметить, что выбирая лошадь для выездки, спортсмену можно порекомендовать не иметь предубеждений: в некоторых случаях надо дать лошади с мощными движениями шанс, даже если ее родословная не соответствует сегодняшней моде.