Как и в случае со многими другими породами, о происхождении клейдесдалей ходит несколько историй. Многие шотландцы верят, что эти лошади появились в результате долгой селекционной работы на основе исключительно местных пород. Существование такой «патриотической» версии вполне понятно, ведь клейдесдали – национальная гордость Шотландии. Впрочем, действительность, по всей видимости, была несколько сложнее.
Традиционно считается, что история породы насчитывает около 300 лет, и появилась она в результате скрещивания местных упряжных пород с тяжеловозными лошадьми, завезенными из ненавистной Англии. Причем у ее истоков стоят два совершенно непохожих человека: герцог и фермер, которые не могли пересечься при жизни, но зато оставили общий след в истории. Шестой герцог Гамильтонский был истинным английским аристократом и, соответственно, горячим поклонником лошадей. Именно он привез в графство Клейдесдаль – современный Ланкашир – несколько бельгийских тяжеловозов. Впрочем, создавать новую породу тогда никто не планировал, а фламандцев герцог использовал просто в качестве поощрения для своих крестьян: заполучить жеребенка от сильного и красивого бельгийского тяжеловоза было настоящей мечтой для любого человека, работающего на земле. Именно так началось смешивание фламандских и местных шотландских кровей.
Вторым основателем породы стал Джон Паттерсон, фермер из Лохлиоха. Он привез в Клейдесдаль всего одного бельгийского тяжеловоза, но зато распорядился им настолько удачно, что смог создать устойчивую популяцию лошадей, походивших по сохранившимся описаниям на современных клейдесдалей. Это были чалые животные с белыми отметинами на ногах и животе, которые позднее, кстати, стали считаться чуть ли ни признаком чистоты породы.
Неудивительно, что новые лошади – сильные, мощные и очень красивые – стали быстро набирать популярность среди фермеров и горняков Ланкашира. К концу XVIII века о шотландских тяжеловозах узнали в северной Англии, где к формирующейся породе отнеслись с большим интересом.
Победным маршем по империи
XIX век стал важнейшим этапом в истории молодой породы. Британия находилась в зените своего могущества, и к концу столетия клейдесдалей можно было встретить даже в самых медвежьих уголках империи. А возможным это стало благодаря самоотверженной деятельности Лоуренса Дрю и Дэвида Риддела, положившим жизнь на совершенствование породы и ее официальное признание.
Первым клейдесдалем сегодня считается Глансер 335, рожденный в 1806 году. Именно его потомков: великолепного Принца Уэльского 673 и Дарнлея 222, а также шайров использовали в своей работе Лоурэнс и Дэвид. В 1877 году их усилиями было основано Общество клейдесдальских лошадей (CHS), а спустя год появилась первая породная книга. К этому времени шотландские тяжеловозы уже экспортировались за пределы Британских островов в доминионы викторианской империи, причем особую любовь клейдесдали снискали в Австралии и Новой Зеландии, где их использовали в сельском хозяйстве и на рудных разработках. Интересно, что австралийцы, хорошо знающие, с какими трудностями приходилось сталкиваться первым переселенцам, никогда не упускают возможности воздать должное трудолюбивым животным и до сих пор любят повторять: «Эти лошади создали нашу страну!»
Только по официальным данным CHS с 1884 по 1945 гг. из Британии было вывезено более 20 тыс. клейдесдалей. Многие из них направлялись не только в британские владения, Европу или Россию, но и в Америку, где в это время шло быстрое освоение новых территорий. И хотя первые на континенте шотландские тяжеловозы появились в Канаде, именно США было суждено стать для них второй родиной. В 1879 г. была основана Американская ассоциация клейдесдалей (АСА), и к началу 90-х гг. XIX в. поголовье клейдесдалей в США насчитывало уже тысячи лошадей.
Начало XX века не принесло каких-то существенных изменений, разве что прилитие шайрской крови стало более активным, в результате чего клейдесдали немного увеличились в размерах. Популярность шотландских тяжеловозов росла по всему миру. В основном это было связано с интенсивным развитием сельского хозяйства и добывающей промышленности, которая еще не могла обойтись без гужевого транспорта. В 1911 году за пределы Британских островов было вывезено 1617 жеребцов – абсолютный рекорд!
Тогда никто не мог предположить, что спустя всего несколько десятилетий клейдесдалей будет не сыскать днем с огнем, а сама порода окажется на грани вымирания. Началось все с Первой Мировой войны. Клейдесдали, будучи отличными упряжными лошадьми, быстро привлекли внимание военных и в большом количестве мобилизовывались для нужд фронта. Четыре кровавых года сильно ударили по поголовью шотландских тяжеловозов, но и окончание бойни в Европе не принесло спасения, так как начавшаяся с 20-х гг. быстрая механизация сельского хозяйства выбила из под истерзанной породы последнюю опору. Лошади, даже такие сильные и выносливые, не могли тягаться с тракторами, а красота клейдесдалей волновала в ту пору очень немногих... Где-то тяжеловозов отправляли под нож, а где-то – например, в Австралии – просто отпускали на волю. Но результат обычно всегда был один – смерть. С 1921 по 1941 гг. только в одних США численность шотландских тяжеловозов сократилась более чем на 4000 голов. Грянувшая на этом фоне Вторая Мировая лишь по счастливой случайности не поставила окончательную точку в истории клейдесдалей. В 1946 году в Англии оставалось еще около двухсот лицензированных жеребцов, но в 1949 году их число сократилось до 80, а процесс не прекращался…
Надежда на возрождение
В 1975 году было официально признано, что уникальная порода находится на грани исчезновения, и с этих пор началась активная работа по восстановлению поголовья шотландских тяжеловозов. Сегодня порода еще не вышла из зоны риска, но возросшая популярность деревенского экотуризма и появляющийся в последнее время интерес к традиционным способам ведения хозяйства позволяют с оптимизмом взглянуть на будущее тяжеловозов вообще и клейдесдалей в частности. Об этом свидетельствует и успех многочисленных шоу клейдесдалей, проводящихся сейчас как на их родине в Шотландии, так и в Америке.
Особенно большой восторг огромные шотландцы вызывают у детей. Неудивительно, что за последние годы эти красавцы появились во многих туристических центрах на семейных фермах. Остается надеяться, что сегодняшнее робкое возрождение не будет прервано каким-нибудь очередным ударом судьбы, и у этих великолепных лошадей появится предсказуемое будущее. В том числе и в России, где, как известно, они распространены еще с дореволюционных времен и внесли большой вклад во многие советские породы.
Экстерьер
Клейдесдали славятся своей красотой, силой и универсальностью. Эти спокойные гиганты – шотландские тяжело- возы – могут достигать 180 см в холке и весить более тонны – отличаются крупной головой с несколько горбатым носом, небольшими ушами, тяжелой челкой и выразительными глазами. Шея у клейдесдалей короткая, сильная и немного изогнута. Грудь и плечи – мощные и заметно обмускулены, спина короткая, холка хорошо обозначена. Ноги очень сильные, с хо- рошо оформленными суставами, большими фризами и крупными копытами, которые в диаметре обычно раза в два больше копыт хорошо знакомых нам легких верховых лошадей.
Двигательные качества клейдесдалей оцениваются в основном на рыси, которая для таких гигантов очень энергична и создает незабываемое впечатление. На галопе шотландские тяжеловозы быстро устают, да он им и не нужен.
Традиционные для этих лошадей масти – чалая (особенно в самой Шотландии), рыжая, вороная и, конечно, различные оттенки гнедой. Характерной особенностью клейдесдалей являются большие белые отметины на голове, ногах и животе. Шикарные фризы на ногах обычно также белого цвета, хотя бывают окрашены и в основную масть. Изредка одна или сразу несколько ног могут оставаться темными. Генетически белые пятна на теле клейдесладей связаны с геном оверо, поэтому изредка среди шотландцев встречаются также лошади с подмасткой сабино. Особенно они популярны в Америке. Кроме того, как у всех пегих лошадей, копыта у клейдесдалей бывают полосатыми.