Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №12(136)2013
Колорадо рейнджер является старейшей из пород, существующих в Соединенных Штатах, и во многом уникальной. Рейнджеры могут быть практически любой масти, кроме того, все лошади, зарегистрированные в Ассоциации колорадо рейнджер, ведут свое происхождение всего лишь от двух жеребцов – потомков берберийских и арабских лошадей. Сегодня такие разные и такие любимые множеством конников лошади продолжают покорять Великие равнины.
Ценный подарок
История колорадо рейнджер началась в 1878 году, когда генерал Улисс Симпсон Грант, известный военачальник времен Гражданской войны, а также 18 президент США (его портрет изображен на 50-долларовой купюре), посетил Османскую империю, где султан Абдул Хамид в знак глубокой дружбы подарил ему двух жеребцов. Одним из них был арабский Леопард, а вторым – представитель берберийской породы – Линден Три. Эти жеребцы стали родоначальниками новой породы и оказали огромное влияние на большинство американских пород.
Быстрый закат
Лошадей привезли в Вирджинию в начале 1879 года, где они сразу привлекли внимание известного заводчика Рэндольфа Хантингтона. Он, будучи уже пожилым человеком, потратившим пятьдесят лет на разведение рысаков и родстеров, увидел в двух жеребцах возможность усовершенствовать легкоупряжных лошадей – американских арабов. Генерал Грант дал своему другу полное разрешение на использование жеребцов, и эта новая популяция в течение следующих четырнадцати лет стала необычайно популярной. Однако появление первых автомобилей и непростая финансовая ситуация привели к практически полному исчезновению лошадей Хантингтона (которых насчитывалось на тот момент более 100 голов) в 1906 году.
Яркая палитра
В 1894 году генерал Колби, старый отставной армейский друг генерала Гранта, который имел обширные владения в городе Биатрис, штат Небраска, попросил своего старого товарища одолжить ему Леопарда и Линден Три на один случной сезон. Кобылы Колби, слученные с жеребцами, принесли удивительных жеребят, прославивших Колби как коннозаводчика. К концу 1890-х годов о лошадях генерала заговорили и на восточных равнинах штата Колорадо: тогда один из самых уважаемых местных владельцев ранчо Уиппл отправился в Небраску и приобрел у Колби нескольких маток – потомков Леопарда и Линден Три – и жеребца по кличке Тони серой масти с темными ушами. Заводчики тех лет не интересовались получением интересных мастей – их основная цель заключалась в выведении крепкой, рабочей лошади для работы со скотом. Однако потомки Тони отличались таким разнообразием мастей (гнедой, бурой, чубарой, чалой, серой, а также пегой), которое местным ковбоям даже не снилось.
Блестящий вклад
Еще одним человеком, сыгравшим не последнюю роль в становлении колорадо рейнджер, стал Майк Руби. Он родился в Тавастоке, Онтарио, в 1886 году; когда ему было три года, его семья переехала в Колорадо. Это была эпоха скотовладельцев, и хорошие лошади были в чести. Семья Руби тоже занималась разведением лошадей, и Майк с детства начал принимать участие в семейном бизнесе. На тот момент лучшими считались кони с ранчо Уиппла – они отличались выносливостью, добронравностью и хорошими рабочими качествами. В начале 1930-х годов Майк Руби приобрел жеребцов Пэтчиса (сына Тони) и Макса, потомка Леопарда. К тому времени поголовье маток на его ферме превысило 300 кобыл! Оба жеребца оставили выдающееся потомство, среди которых самыми известными производителями стали Пэтчис II, Леопард и Рейнджер, числящиеся в родословной большинства современных колорадо рейнджер.
Основатель родословной
Руби сильно отличался от большинства других владельцев ранчо своего времени: он вел подробные записи о своих кобылах, жеребцах и их потомстве, с указанием дат рождения, мастей и полной родословной. В то время подобная практика была действительно необычной. Эти рукописные заметки были сохранены и послужили основой корпоративных отчетов Ассоциации колорадо рейнджер. Руби оказал большое влияние на сохранение породы во время сильной засухи 1930-х годов – он перегнал табун на 480 км на пастбища с более сочной травой и вернулся только тогда, когда в Колорадо прошли дожди. Также Руби первым начал сдавать лошадей в аренду другим владельцам ранчо во всей западной части Соединенных Штатов с целью улучшения местных пород. Благодаря этой практике колорадо рейнджер оказались подвержены влиянию квотерхорсов, аппалузы и других пород, а также сами внесли вклад в улучшение местных лошадей.
Дело длиною в жизнь
В 1934 году Майк Руби отправился на выставку в Денвере (столице штата Колорадо), где впервые представил двух своих пятнистых жеребцов – Леопарда и Фокса. Лошадей увидели тысячи посетителей, и здесь же порода получила свое официальное название по предложению Государственного университета Колорадо. «Колорадо» – по названию штата, где она родилась, «рейнджер» – потому что развивалась на открытых пастбищах (от англ. «ranger» – «странник»). В том же году была основана Ассоциация колорадо рейнджер (CRHA). Два года спустя Руби обратился к администрации штата Колорадо для утверждения корпоративного устава, который был предоставлен 4 января 1938 года. На тот момент членство в Ассоциации было ограниченным (всего лишь пятьдесят мест), поэтому многие лошади не были зарегистрированы, однако их с радостью «приютила» другая ассоциация, появившаяся на свет несколько месяцев спустя, – Клуб любителей аппалузы. Руби посвятил свою жизнь популяризации новой американской породы и работал в качестве президента Ассоциации колорадо рэйнджер вплоть до своей смерти в 1942 году.
Добро пожаловать!
В 1964 году Ассоциация колорадо рейнджер сняла ограничение на количество членов, и регистрация была открыта для всех лошадей, отвечающих требованиям родословной, независимо от статуса владельцев. Именно тогда в реестр были внесены многие аппалузы, не попавшие в племенную книгу ранее. Тщательное исследование родословных аппалузы и колорадо рейнджер продолжаются до сих пор, и специалисты пришли к выводу, что каждая восьмая лошадь породы аппалуза может быть причислена к колорадо рейнджер. Таким образом, около 90% колорадо рейнджер записаны в двух племенных книгах. Сегодня проверка родословной аппалузы на причастность к колорадо рейнджер проводится одноименной Ассоциацией абсолютно бесплатно. Межпородные скрещивания колорадо рейнджер допускаются только с чистокровной верховой, квотерхорсом, чистокровной арабской, аппалузой и лузитано.
Show must go on
В 2005 году в Ассоциации насчитывалось более 6 тыс. лошадей, сейчас количество ежегодно регистрируемых лошадей достигает от 100 до 125. Интересно, что головной офис организации переезжал много раз; сейчас он базируется в Пенсильвании. Каждый год Ассоциация проводит специализированное шоу для представителей породы, а место проведения шоу меняется. Программа шоу рассчитана на два дня (обычно это выходные), в течение которых лошадей демонстрируют почти в 70 различных классах.
Взаимная любовь
На сегодняшний день малоизвестные в Европе колорадо рейнджер весьма любимы в Америке. В то время как родиной первых представителей породы был запад США, сегодня этих лошадей разводят и на среднем западе, и в восточной частях страны, включая Мичиган, Огайо и Пенсильванию. Колорадо рейнджер можно найти и в Канаде, где расположена, по крайней мере, одна большая племенная ферма. Популярность лошадей в Америке столь велика, что многие производители выпускают различную продукцию (кепки, футболки, толстовки, кружки, брелоки) с надписью: «Я люблю своего колорадо рейнджер, а он любит меня!»