Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №7(131)2013
Королевский подарок
Своим появлением порода обязана Габриэлю Франсиско Жункейре, барону Алфенас, которому в Бразилии принадлежали обширные земли, кофейные плантации, рабовладельческие хозяйства, а также одна из старейших ферм региона под названием Кампо Алегре. Барон успешно управлял своими владениями, а в свободное время увлекался коневодством, благо в его распоряжении было многочисленное поголовье местных лошадей и достаточное количество финансовых средств.
В 1807 году, спасаясь от наполеоновской армии, в Южную Америку вернулся король Объединенного королевства Португалии, Бразилии и Алгарве Жуан VI. С собой он привез и своих лошадей – лучших лузитано из португальского королевского конного завода «Альтер». Одного из них, жеребца по кличке Сублиме, в 1822 году король милостиво подарил Габриэлю Франсиско Жункейре, и именно этот конь стал основателем породы мангаларга маршадор. Барон скрещивал жеребца с местными кобылами испано-берберийского происхождения, криолло и андалузами. Потомство Сублиме оказалось настолько качественным, что полученных лошадей начали называть «сублимскими».
Четвертый аллюр
Откуда же взялось современное название породы? Мангаларга – ферма в провинции Рио-де-Жа-
нейро, куда были проданы многие из потомков Сублиме. Здесь образовался еще один центр разведения этой породы. Лошади отличались необыкновенно плавными аллюрами, покладистым нравом, силой, умом и выносливостью. Их поставляли даже для королевского двора, и скоро лошади из Мангаларги стали настолько популярны, что это название стало нарицательным. Слово «маршадор» буквально означает «лошадь, которая умеет ходить маршей», откуда вытекает еще одна уникальная особенность мангаларгов, а именно четвертый аллюр – марша, или хода.
Дайте ходу пароходу
Все мы знаем, что у обычных лошадей выделяют три аллюра – шаг, рысь и галоп, среди которых самым быстрым является последний. Однако местным бразильским фермерам – фазендейро – быстрая лошадь была не нужна. Они владели большими плантациями, объезд которых мог занять целый день, поэтому главным требованием к лошади стало удобство передвижения. Конь должен был двигаться так мягко, чтобы всадник чувствовал себя «как в колыбели». На самом деле, бразильцы были не первыми, кто решил культивировать в лошади подобный аллюр: в прошлом многие народы и Востока, и Запада очень ценили лошадей, способных к ходе (схожий с шагом аллюр, при котором лошадь переставляет ноги по диагонали или односторонне в четыре темпа). Самыми известными «ходоками» среди непарнокопытных являются тенессийская прогулочная лошадь, исландский пони и карабаирская лошадь.
Бегом – марш!
Мангаларги отличаются от других лошадей не только умением передвигаться маршей, но и ее разновидностями: так, выделяют маршу пикада, маршу батида и маршу тротада. Марша пикада – самый плавный из аллюров бразильских иноходцев. При движении маршей пикада три копыта лошади касаются земли одновременно. Животные могут поддерживать этот аллюр в течение длительного периода времени, что позволяет всаднику часами наслаждаться приятной ездой с минимумом дискомфорта. Недаром «пикада» переводится как «слегка касающийся». Марша батида больше похожа на рысь, в то время как пикада напоминает скорее иноходь. Слово «батида» означает «удар». Этот аллюр характеризуется движениями ног в четырехтактной последовательности с тройным опиранием. Тротада заметно быстрее марши батида и пикада и, действительно, по своим характеристикам ближе к рыси.
Новое веяние
В XIX веке некоторые члены семейства барона Жункейры переселились на плато Сан-Паулу, где продолжили выращивать лошадей. Однако условия жизни на плато и в провинции Минас Жераис, где они жили раньше, имели разительные отличия. Здешняя местность представляла собой равнины, где паслись многочисленные стада. Эти обстоятельства породили спрос на более резвую лошадь, и заводчики начали скрещивать мангаларгов с арабскими, английскими чистокровными и американскими верховыми лошадьми (отличительной чертой которых стала марша тротада), в то время как в Минас Жераис продолжили совершенствовать маршу пикада и маршу батида.
Между тупоконечниками и остроконечниками
Первая ассоциация заводчиков породы мангаларга маршадор появилась в 1934 году. В ее цели входило утверждение стандарта породы, определение ее функций и описание аллюров. Лошади, зарегистрированные в ассоциации, к тому времени получили название мангаларга паулиста (по названию коннозаводческого центра в Сан-Паулу). Однако тут между заводчиками произошел раскол: одни хотели сохранить старый тип маршадора, другие ратовали за новый породный тип, мангаларгу паулисту (напомним, с прилитием крови арабских, английских чистокровных и американских верховых лошадей). В результате долгих прений в 1943 году студбук породы был закрыт, а в 1948 году появилась новая Ассоциация заводчиков мангаларга маршадоров (АВССММ). Сейчас ABCCMM проводит ежегодные испытания лошадей, где оцениваются экстерьер и типичность, аллюры и работоспособность маршадоров. Оценивается конституция лошади по отдельным статям: голова, шея, плечи, ноги, копыта и костяк. Во время теста на качество аллюра лошадь должна двигаться маршей 45 минут, причем двигаться элегантно, плавно, устойчиво и с хорошей скоростью. Если животное набирает необходимое число баллов (70 из 100 для жеребцов и 65 для кобыл), то оно записывается в племенную книгу и допускается к разведению. Также популярны различные выставки и шоу мангаларгов, где всадник демонстрирует свои умения, а лошадь – красоту, ловкость и маневренность. На такие соревнования съезжаются до пяти тысяч лошадей и более двух тысяч участников.
Мангаларги – одни из немногих лошадей, сумевших попасть в Книгу рекордов Гиннесса! В 1994 году двое бразильцев совершили на лошадях этой породы переход протяженностью 19 384 км. Он длился полтора года и пересекал сразу несколько природных зон. После возвращения в Сан-Паулу один из всадников, Жоржи Диас де Агуйар, продолжил путешествие до Буэнос-Айреса и вернулся обратно, преодолев в целом 25 104 км, что еще раз подтвердило исключительную выносливость маршадоров.
Порода без границ
На сегодняшний день в студбуке зарегистрировано около 500 000 представителей породы. Мангаларги стали популярны и за пределами Бразилии: например, ассоциация маршадоров существует в США, куда лошадей начали активно экспортировать с 2001 года. В 2007 году эти лошади попали в Канаду, а сегодня маршадоров можно встретить уже в Германии, Португалии, Италии, Испании, Швейцарии и Голландии. Мангаларги – лошади по-настоящему удивительные: они покладистые и понятливые, неприхотливые, выносливые, отлично себя чувствуют и в жаре, и в холоде. Они нетребовательны к корму, могут содержаться как в конюшне, так и на пастбище; устойчивы к заболеваниям. Маршадоры с одинаковым успехом выполняют самые разные задачи – работают на фермах, участвуют в шоу, выступают в пробегах, конкуре и поло и при этом нежно и бережно катают детей и начинающих. Одним словом, мангаларга маршадор, прежде всего, верный друг, иметь которого большая честь как для бразильца, так и для любого жителя нашей планеты.